Аймаганбетова О.Х.
доктор психологических наук
Республика Казахстан
ОПЫТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Анализируя проблемы
психологии межэтнических конфликтов, мы пришли к выводу, что в последние годы в
странах постсоветского пространства, особенно в тех, где удалось избежать
межэтнических конфликтов и столкновений на этнической почве, наиболее
актуализировалось понятие «межэтническая напряженность». Поэтому сегодня в
социально-психологических исследованиях, посвященных изучению межэтнического
взаимодействия и межэтнических отношений в целом, концептуализация этого
понятия вышла на первый план.
В ракурсе определения
основных детерминант межэтнической напряженности особый интерес представляет
изучение самого понятия «социальная напряженность», которое сегодня
исследователями (Рукавишников,
1990; Солдатова, 1998)
детерминируется как особое состояние общественного сознания и поведения,
определяющееся массовым психическим беспокойством, эмоциональным возбуждением.
Поэтому вполне допустимо воспринимать социальную напряженность как своеобразную
психологическую предпосылку общественного кризиса, сопровождающегося ухудшением
социально-экономической, политической жизни общества, как это произошло в
бывшем Советском Союзе, пережившим настоящую революцию, характеризующуюся
трансформациями от одной политической, исторической и социально-экономической
формации к другой, следствием которой стало резкое ухудшение во всех
жизнедеятельности. В этих кризисных условиях социальная напряженность
трансформировалась в межэтническую, которая нашла свое проявление, прежде
всего, в межэтнической конкуренции и соперничестве как между отдельными
национально-этническим группами внутри одного государства, так и между
независимыми суверенными государствами, образовавшимися в результате развала
страны.
Вследствие этого,
межэтническую напряженность мы рассматриваем как определенный уровень
проявления не только социальной, но и психологической напряженности, который
присущ любому обществу, независимо от его поли- или моноэтничности и который в
социальной психологии определяется как нормальное психологическое явление,
присутствующий, как в межличностных, так и в любых межгрупповых и межэтнических
отношениях. Следовательно, в любом обществе независимо от его поли- или
моноэтничности встречается определенный уровень межгрупповой напряженности, так
как всегда имеют место проявления ингруппового и аутгруппового фаворитизма.
Поэтому вполне допустимо утверждать, что межэтническая напряженность является
постоянным атрибутом полиэтнического общества. Более того, межэтническая
напряженность является социально-психологической характеристикой любых
межгрупповых и межэтнических отношений, включая и те, которые представляются
достаточно благополучными [1,128]. Это позволяет рассматривать ее как
социально-психологическую характеристику межэтнических отношений, при которых
национально-этнические группы или их отдельные представители находятся в
отношениях некоторой оппозиции, соперничества или конкуренции.
Экстраполируя эти
выводы в плоскость наших исследований относительно стабильных межэтнических
отношений, характерных для современного Казахстана, вполне допустимо,
использовать понятие «межэтническая напряженность». На наш взгляд, оно не несет
в себе такого негативного смысла как межэтнический конфликт и может реализоваться
в том обществе, где адекватно представлены как позитивная, так и негативная
идентичность, как позитивные, так и негативные стереотипы, определяющие общую
направленность на межэтническое взаимодействие.
Исходя из этих
рассуждений, мы считаем, что социально-психологическое исследование
межэтнического взаимодействия в условиях Республики Казахстан будет более
продуктивным в ракурсе методологии межэтнической напряженности. Это дает нам
право в контексте своих теоретических и эмпирических исследований рассматривать
межэтническую напряженность как социально-психологическую
содержательно-динамическую характеристику межэтнического взаимопонимания и
межэтнических отношений в целом.
В связи с этим
межэтническую напряженность мы исследуем как важную характеристику
казахстанского общества, субъектами и объектами которой выступают как
национально-этнические группы, так и отдельные ее представители. Это приводит к
актуализации проблемы разработки социально-психологической программы и методов
исследования, позволяющих объективно диагностировать и прогнозировать состояние
межэтнической напряженности; проблемы усиления психокоррекционной работы в
целях укрепления взаимопонимания народов.
Исследования,
проведенные в 2005 году на основе методики оценки способов реагирования на
конфликтные ситуации, разработанной К.Томасом, показали, что более 90% казахов
отрицают у себя наличие таких качеств, как стремление к конфронтации,
агрессивность, соперничество, конфликтность. В то же время более 60% отметили
такие качества, как стремление найти взаимоприемлемое решение, в чем-то
уступить, доброжелательность и терпимость. Поэтому в сфере, как межличностных,
так и межэтнических отношений казахи демонстрируют большую открытость для
взаимодействия, чем другие народы. Что касается представителей русского этноса,
то исследование показало их высокую настроенность на взаимодействие, готовность
к сотрудничеству и кооперации. Сохранив свой высокий социально-профессиональный
статус, они быстрее и лучше приспособились к условиям рыночной экономики,
поэтому для них более актуальной стала проблема взаимодействия и сохранения
толерантности. Лишь четвертая часть опрошенных русских указала на слабую
выраженность такого качества как агрессивность, более 65% стремятся найти
взаимоприемлемое решение, даже в чем-то уступить, проявить терпимость [2].
Следующий этап социально-психологического исследования
межэтнической напряженности был направлен на изучение степени агрессивности. В
качестве основной методики исследования был использован тест «Агрессивность»,
созданный Л.Г.Почебут для определения степени агрессивности не только отдельной
личности как представителя того или иного этноса, но и для характеристики
агрессивности целой национально-этнической группы. Объем выборки составил 150
респондентов - студентов г.Алматы, Шымкента и Актобе. Для определения значимых
различий по показателям агрессивности между респондентами казахской и русской
выборок применялся t - критерий Стьюдента. Для оценки значимости различий по
степени выраженности уровня агрессивности между выборками был применен H
критерий Крускала-Уоллиса.
В результате проведения исследования и математической
обработки суммы баллов по каждой из пяти шкал были получены следующие
результаты: средний показатель степени агрессивности у студентов казахской
национальности составил соответственно по г.Алматы– 10,2 баллов, по г. Шымкенту
– 12,4 баллов и по г. Актобе – 13,4 баллов. Средний показатель степени
агрессивности у студентов русской национальности составил соответственно по
г.Алматы – 13,5 баллов, по г. Шымкенту – 10,3 балла и по г. Актобе – 15,6
баллов (см.Рисунок 1).
Рисунок 1
Анализ полученных результатов исследования показал, что для
студентов казахской и русской национальностей характерен средний уровень
агрессивности, а для казахов г.Алматы и русских, проживающих в г.Шымкенте
характерна низкая степень агрессивности и, следовательно, высокая степень
адаптивности. Наиболее характерной для всех исследуемых групп оказалась
вербальная и эмоциональная агрессия. Степень агрессивности представителей
казахской выборки г.Актобе почти равна степени агрессивности русской выборки
г.Алматы. Тем не менее, обработка по t - критерию Стьюдента для независимых
выборок показала, что значимых различий по показателям агрессивности между
респондентами казахской и русской выборки по г.Алматы, Шымкенту, Актобе не было
выявлено ( р 0,01). Примененный для оценки значимости различий по степени
выраженности уровня агрессивности между выборками казахов трех городов –
Алматы, Шымкента, Актобе и русских по трем городам H критерий Крускала-Уоллиса
показал, что значимых различий между выборками казахов не выявлено (H = 2,51 р
0,01), тогда как между выборками русских трех городов были выявлены значимые
различия (Н = 8,29 р 0,05).
Таким образом, проведенное исследование показало, что у респондентов титульного этноса
степень агрессивности ниже, степень адаптивности выше, чем у представителей
русского этноса, и, соответственно ниже уровень межэтнической напряженности.
В свое время Г.Лебон
отмечал, что основные черты народа проявляются в ситуациях его общего
недовольства и беспокойного состояния [3].В контексте такого понимания
можно сделать вывод, что этнопсихологические особенности любого народа лучше
познаются именно в сложных для этого народа ситуациях.
В первые годы
независимости и суверенитета Республики появилось беспокойство, как же поведут
себя представители титульной нации. В отдельных средствах массовой информации
стали появляться различные предположения о возможности межэтнических конфликтов
между двумя основными этносами - казахами и русскими, учитывая их расовые,
культурные и фенотипические различия. Однако в этих предположениях не был учтен
такой фактор, что основной отличительной чертой национальной психологии этих
двух народов является, прежде всего, толерантность. Сама территория Казахстана
была очень долгое время ареной взаимодействия многих этнических культур.
Поэтому казахам традиционно присуща толерантность к культурам и конфессиям других
народов, чувство уважения и открытость к другим культурам. И, если в других
государствах постсоветского пространства ухудшение положения в экономической, в
социально-политической сферах, разорение деревни и аула, стихийное переселение
людей в город и повальная их люмпенизация, привели к обострению межэтнических
отношений между представителями различных этносов, то в Казахстане этого не
произошло. Двум основным этносам - казахам и русским, осознавшим меру своей
ответственности за будущее не только своих народов, но и всей страны удалось
сохранить мир и согласие. Вследствие этого, различные проявления этнофобий,
экстремизма не получили здесь поддержки, что явилось важной основой для
предотвращения межэтнических конфликтов.
Отвечая на вопрос о
возможности бесконфликтного существования на земле Казахстана, очень хорошо
высказался видный общественный деятель М.М.Ауэзов, отмечая, что «бесконфликтное
сосуществование возможно только там, где есть сотворение новой жизни. Оно не
может состояться, если нет искренности и открытости намерений. История дает
всем нам шанс облагородить свое сознание и свои поступки. Мы совместно
избавляемся от пресса тоталитарного наследия, осколочных имперских амбиций и
реликтов недавнего колониального прошлого» [4, 9].
Список использованной
литературы:
1.
Солдатова
Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
2.
Аймаганбетова
О.Х. Основы этнопсихологии. – Алматы: Литера, 2005.
3.
Лебон
Г. Психология народов и масс. - СПб, 1995. – С.139-142.
4.
Ауэзов
М.М. Наедине со всеми // Мегаполис, 2007. - № 46(54). 21 ноября. -С.9.