Абдигалиева Г.К.,
Турысжанова Р.К.
Психология
развития духовно-нравственного
потенциала
личности в системе образования Республики Казахстан
Духовно-нравственное воспитание как
педагогическое явление направлено на углубление и развитие механизмов,
организующих и регулирующих нравственную сферу жизни учащихся, их духовно-экзистенциальную сущность.
Обретение личностью определенной суммы этических знаний, эмоционально-образных
представлений, овладение соответствующими нормами морального поведения влияет
на повышение общей культуры человеческих чувств и нравственно ориентированного
мышления учащихся.
В соответствии с этим представляется важным рассмотреть сущность и
содержание развития духовно-нравственного потенциала личности в современных
условиях реализации системы воспитания. Сложный процесс духовно-нравственного
развития личности предполагает постепенное достижение гармонии и
психолого-педагогического единства эмоциональной, чувственной, интеллектуальной
и рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание
ребенком эмоционально пережитых и личностно принятых жизненных ситуаций,
этических норм поведения, их развитие, что поможет совершенствованию и
реализации в жизни ребенка всей совокупности духовно-нравственных ориентиров.
Эффективность процесса зависит от продуманной педагогической стратегии, где
важнейшая роль отведена средствам актуализации нравственного потенциала
личности, методам дифференцированного, индивидуального подходов к учащимся.
Духовно-нравственное
формирование личности - процесс сложный и длительный, его, опираясь на
концепцию А.И. Шемшуриной [1, сс.64-70],
можно условно разбить на следующие этапы (Таблица 1):
Таблица 1. Развитие
духовно-нравственного потенциала личности
Этапы |
Содержание процесса |
Позиция педагога |
Позиция учащегося |
Цель
|
I |
духовно-нравственное ориентирование через насыщение
знаниями с учетом возрастных особенностей детей |
ведущая позиция |
объект педагогических действий учителя, субъектная
позиция невелика |
вызвать интерес к знанию, способствовать развитию
моральных устремлений и потребностей
ребенка |
II |
через эмоции к осознанию духовности, нравственного
начала личности |
сохраняется ведущая позиция |
расширяется субъектная позиция (сосредоточение на
духовно-нравственных ценностях) |
разбудить эмоциональную сферу ребенка |
III |
стимулирование внутренних резервов ребенка |
позиция опосредованная |
актуализация субъектной позиции в соответствии с
накопленным опытом |
максимальное включение учащегося в ситуации
нравственного выбора |
IV |
актуализация нравственного потенциала личности |
сохраняется опосредованный характер |
активная позиция |
обеспечить самостоятельность выбора |
V |
стимулирование личностной позиции |
сохраняется опосредованный характер |
активная позиция |
внутреннее принятие ценностей, формирование
убеждений |
Эта условность позволяет с
большей ясностью обозначить психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие
сам процесс развития духовно-нравственного потенциала личности. Предполагается
сочетание педагогических средств и способов включения учащихся в этическую
рефлексию и нравственную сенсорику и самостоятельный поиск основ жизни, путей
самоопределения.
Дадим
характеристику уровней духовно-нравственного развития личности (Таблица 2). Эти
уровни соотносятся с этапами формирования, так как именно акцент на развитие
знаний ребенка, его эмоциональной сферы, опыта и адекватной самооценки,
способность к духовной и нравственной рефлексии дают основание поступательному
развитию личности.
Таблица 2. Уровни духовно-нравственного развития
личности
I уровень |
Понимание значимости
духовности и нравственности, осознанное стремление к их постижению. Ясное
осознание того, что духовность и нравственность проявляются в отношениях с
окружающими людьми. Стремление к самооценке. Способность к рефлексии. |
II уровень |
Проявление потребности в
духовной пище, этических знаниях. Устойчивость духовно-нравственных
переживаний. Потребность в рефлексии, как на занятиях, так и в повседневной
жизни. |
III уровень |
Устойчивая ориентация на духовно-нравственные
ценности. Наличие адекватной самооценки. Стремление к духовно-нравственной
самореализации. Устойчивость рефлексии. |
Содержание
процесса – в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и
действий учащихся к одухотворенности, к нравственно ориентированному опыту
поведения, в осознании условий реализации приобретенный знаний.
Духовно
- нравственные ценности складываются, развиваются и изменяются на протяжении
всей жизни человека. Однако наиболее интенсивное их формирование происходит в
юности, идет предварительное самоопределение личности, «теоретическое»
осмысление ценностей общества. В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной
отдачей на основе устоявшихся духовно -
нравственных ориентиров, их углубления и совершенствования. В этом возрасте
человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, профессиональной,
семейной, культурной сферах. Происходит
конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки.
Это возраст максимальной требовательности к себе. В старости
духовно–нравственное, интеллектуальное, эмоциональное развитие человека
продолжается. От разнообразия интересов и ценностных предпочтений, сформировавшихся
в зрелом возрасте, зависит степень понимания себя и своей роли в обществе.
Первая ступень – дошкольное воспитание и обучение. На этом уровне начинается духовно-нравственное ориентирование
сознания детей через каждодневное, постоянное насыщение знаниями. Это -
начальный этап формирования базовых ценностей личности. Ребенок здесь выступает
в основном объектом педагогических действий учителя, субъектная позиция ребенка
невелика. Она ограничивается мерой включения в различные формы занятий.
Основная задача педагога на этом этапе – вызвать интерес к знанию,
способствовать развитию моральных устремлений и духовных потребностей
личности.
Детство
– это каждодневное открытие мира. У ребенка мало знаний и опыта, но его
эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Духовность заложена в человеке
изначально. Она заметно проявляется в детском возрасте, когда дети с
удовольствием поют, рисуют, хорошо чувствуют природу и любят родителей не за
что-то, а просто любят. Любые занятия в этом возрасте могут стать средством
формирования нравственности, доброго характера ребенка. Погружение детей в мир
духовности, в мир прекрасного происходит на уроках музыки и танца, ручного
труда, рисования и лепки. Хорошие книги – первые помощники в воспитании у детей
чувства любви к Родине, своему народу, уважение к его истории и культуре.
Недаром, сказки являются сокровищницами народной мудрости. Это первые уроки
духовного познания, а там, где есть духовность, присутствует и нравственность.
Наличие
уровня дошкольного воспитания и обучения соответствует известному принципу
психологии о развитии детей с первых дней жизни, а также важно для реализации
принципа преемственности и равных возможностей для освоения учебных планов
начальной школы.
Вторая ступень – среднее образование.
Все
звенья целостной образовательной сферы призваны воспитать в учащихся новое,
разностороннее видение мира и места человека в нем, т.е. способствовать
формированию правильного мировоззрения. На этом уровне происходит дальнейшее
развитие духовно-нравственного потенциала личности:
1.
Фаза эмоционально – образного сосредоточения
школьников на духовно-нравственных ориентирах через накопление
эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих духовное,
нравственное начало личности. Здесь сохраняется ведущая роль педагога, но у
школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала. Она – в эмоциональном
сосредоточении на духовных и нравственных основах человеческого бытия, что
требует от ребенка конкретизации собственной позиции как на школьных занятиях,
так и в повседневной жизни. Основная задача педагога на этом этапе – создание
условий для накопления детьми эмоционально – образных представлений в их личном
жизненном опыте. Учитель стремится максимально разбудить эмоциональную сферу
ребенка.
2.
Далее, происходит концентрация развивавшихся представлений, чувств учащихся на
нравственном выборе через стимулирование внутренних резервов ребенка в
различных ситуациях, включенных в занятия или возникающих в повседневной жизни.
Происходит саморазвертывание личностных свойств ребенка, формируются движущие
силы его субъектной активности. Педагогическая позиция становится все более
опосредованной. Субъектная позиция школьника актуализируется в соответствии с
накоплением собственного жизненного опыта. Основная задача педагога на этом
уровне – максимальное включение учащихся в ситуации нравственного выбора.
3.
Следующей фазой формирования базовых ценностей личности является создание
педагогических условий для самоопределения учащегося, самооценки через
актуализацию духовно-нравственного потенциала личности. Психологи отмечают
следующую закономерность: для продвижения ребенка в духовно-нравственном
развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его
самого, а утверждение веры в положительное начало его личности – со стороны
окружающих. Поэтому педагог должен стремиться,
чтобы у школьника утверждалось уважение к собственным человеческим
возможностям, крепла вера в свои силы, чувство собственного достоинства.
4.
Далее, наступает этап развития у учащихся потребности в духовном, нравственном
самосовершенствовании, стимулирования собственного выбора, личностной позиции.
Сохраняется опосредованный характер педагогического влияния. Линия педагога –
обеспечить учащимся самостоятельность в решении, стимулировать прогноз детьми
последствий собственного поведения. На этом этапе следование нравственным принципам
обусловлено внутренним принятием их личностью. Переработанные интеллектуальной
и эмоциональной сферой личности, ценности становятся устойчивыми
представлениями, убеждениями.
Роль
школы в реализации формирования базовых ценностей личности неоценима. Уроки
литературы, природоведения, истории, валеологии, этики, эстетики и др.
способствуют духовно-нравственному возмужанию школьников. В исторических и
литературных произведениях учащиеся черпают сведения о традициях предков,
постигают глубокий смысл диалога отцов и детей, идеи сохранения богатейшего
духовного наследия для передачи его потомкам.
Эта
работа требует от школьных учителей творческого подхода к национальному
наследию казахского народа: это неиссякаемый источник истинной гуманности,
высокой духовности и нравственных ценностей. К примеру, на уроках казахской
литературы в этих целях можно изучать народный эпос «Кобланды батыр». Кобланды
– олицетворение несокрушимой мощи народа, храбрости и героизма. Акыны
сравнивают его то с тигром, то с зорким орлом, то с солнцем. Народ – источник
силы и отваги батыра. Герой отличается чувством собственного достоинства,
желанием и способностью побеждать в честном бою. По замыслу эпоса, настоящий
мужчина должен обладать физической силой и мудростью, а женщина – это символ
нежности, терпения, скромности, хранительница семейного очага. Изучая эпос
«Кобланды батыр», учитель должен обратить внимание школьной аудитории на
самобытность казахского народа, его культуры, религиозных взглядов,
морально-этических норм поведения. Это только один из примеров умения творчески
подходить к учебному материалу, который позволяет прививать детям крупицы
духовности, нравственности, истинного патриотизма практически на всех занятиях
по предметам гуманитарного цикла.
Во
многих странах Европы и Азии меняется стратегия обучения: как важнейшее
средство творческого развития ребенка рассматривается философствование с
детьми. Разрабатываются специальные педагогические технологии, в создании
которых принимают участие философы, педагоги, культурологи. Выясняется, что у
детей, занимавшихся в философских классах, способности к математическому
мышлению возрастают на 36%, а успехи в гуманитарных науках – на 66% [2, с.165].
Включение
философии с начальных классов изменяет всю стратегию обучения, нацеливающегося
не на запоминание и вбирание информации, а на творческое самостоятельное
мышление. Кроме программы «Философия для детей», разработанного в Центре
гуманитарного развития детей и юношества «Интеллект» при Академии Наук
Республики Казахстан, в школах будут читаться лекции-диалоги для
старшеклассников по проблемам «Человек и рынок», «Человек и деловая культура»,
«Философия бизнеса», «Универсалии казахской культуры», «Демократия и культура»,
«Гражданское общество». Диалоговое общение в процессе обучения способствует
созданию целостного духовного мира ребенка, утверждению своеобразия и
уникальности феномена культуры, а также усвоению новых ценностных ориентиров и
идеалов современного общества.
С
обретением независимости стали укрепляться
общечеловеческие ценности, простые нормы человеческой нравственности:
честность, прямота, милосердие. Кроме того, появились новые (для нас)
представления и идеи, имеющие ценностную
характеристику. Ведь понятия суверенитет, плюрализм, демократия,
предприимчивость, свобода - не только идеи, институты, но и ценности, которые
наше общество успешно осваивает. Самое сложное в период перехода к рынку – это
изменение психологии мышления людей. Так, долгое время обогащение считалось
чем-то постыдным и непозволительным для законопослушных советских людей. Это
заблуждение въелось в нас до мозга костей. А ведь накапливая богатства, мы
способствуем росту богатства всей нации. Понимание нелепости многих установок
приходит постепенно, с освоением рыночных отношений, с изменением нашего
сознания. Эта работа потребует не только
значительных усилий со стороны учащихся и педагогов, но и продолжительного
периода времени.
Сочетание
классического образования и методов внешкольной работы должны дать возможность
детям получить доступ к трем компонентам образования: этике и культуре; науке и
технике; экономическим и социальным знаниям. При этом нельзя забывать о роли
средств массовой информации, которые должны быть призваны к правильному
формированию мировоззрения и миропонимания подрастающего поколения, поэтому
надо в первую очередь оградить детей от потоков информации, противоречащих
общечеловеческой и национальной морали. Телевидение заполоняется фильмами,
культивирующими насилие, секс, вседозволенность; книжные лавки ломятся от
низкопробных мелодрам, боевиков, триллеров, ничего общего не имеющих с высокой
художественностью, пропагандируя и внедряя в сознание детей образ жизни, чуждый
основным идеалам, ценностям и традиционной этике национального опыта. Эта
наболевшая проблема требует внимательного анализа и конкретного решения, пора
переходить от слов к делу.
Отметим, духовно - нравственный потенциал личности формируется и
развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивное
формирование личности происходит в годы юности, идет ее предварительное
самоопределение, «теоретическое» осмысление ценностных предпочтений общества. В
этой связи основная нагрузка по формированию и становлению личности ложится
именно на среднее звено системы образования.
Использованные источники:
1) Шемшурина А.И. Основы
этической культуры. / М.:Владос, 1999
2. Нысанбаев А.Н., Тайжанов А.Т.
Этнокультурные традиции в духовном наследии М.О. Ауэзова. /Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1997