Шанин С.В.
ст.гр. СУА-05-1, Криворожский технический университет
Разработка экспертных систем
Создание ЭС сопряжено с большими финансовыми и трудовыми
затратами. Поэтому попытка применить ЭС для решения некоторой проблемы, которая не отвечает ряду
требований, может обернуться существенными потерями. Укажем критерии, на основе которых должны
отбираться задачи
для решения с помощью экспертных систем.
Использовать ЭС для решения задачи следует тогда, когда
разработка ЭС возможна, оправдана и уместна. Чтобы разработка ЭС была возможна,
необходимо
выполнение следующих требований:
- должны быть эксперты, которые эффективно решают проблемы в заданной области;
- оценки правильности решений, сделанные различными экспертами, должны в основном совпадать,
иначе нельзя будет определить качество разработанной ЭС;
- эксперты должны уметь объяснять
методы, которые они используют в ходе решения задачи, в противном случае знания
экспертов не могут
быть перенесены в память ЭС;
- задача должна решаться на основе
рассуждений, а не физических действий (если требуется совмещение интеллектуальных навыков и
физических действий, то интеллектуальная часть реализуется средствами
искусственного интеллекта, а физические действия - различными механическими системами, что
характерно для робототехники);
- задача, возлагаемая на ЭС, не
должна быть слишком трудной, ее решение должно осуществляться экспертом за несколько
часов, а не дней или
недель;
- задача должна относиться к
"проработанной" области, иначе потребуются основательные исследования;
- задача не должна в значительной
степени опираться на соображения "здравого
смысла", так как подобные знания плохо переносятся в ЭС.
Применение ЭС к решению той или
иной задачи может быть оправдано следующими
факторами:
- решение задачи создает значительный экономический
эффект;
- привлечение экспертов к решению
задачи невозможно из-за их малочисленности и высокой оплаты их труда;
-увольнения персонала организации
приводят к значительному снижению уровня компетенции в организации;
-необходимость принятия решений
во вредных условиях, исключающих
присутствие человека.
Использование
ЭС уместно, если
решаемая задача обладает следующими характеристиками:
- решение
задачи осуществляется путем манипулирования символьными структурами, а не
числами, что характерно для традиционных математических пакетов;
- процесс
решения задачи носит эвристический характер и основан на
использовании эмпирических правил, а
не формальных математических процедур;
- для
подготовки эксперта требуются многие годы обучения;
- задача
должна представлять практический интерес и быть достаточно
узкой, чтобы допускать решение методами обработки знаний и.
В разработке ЭС участвуют следующие специалисты: инженер по знаниям, эксперт и
программисты.
Инженер по знаниям является специалистом в области
представления знаний и языков искусственного интеллекта. Его основные задачи: выбор инструментальных средств
реализации проекта, извлечение знаний из области экспертизы, структурирование знаний и
корректное заполнение базы
знаний.
Эксперт определяет знания, необходимые для решения задачи
с помощью ЭС, обеспечивает их полноту и правильность.
Программист обеспечивает реализацию всех основных
составных частей ЭС
и их сопряжение друг с другом, а также с внешними подсистемами.
Существенную роль при разработке ЭС играет и конечный
пользователь, который определяет многие проектные ограничения. Если требования конечного пользователя не
будут полностью удовлетворены, то проект будет неудачным. В ходе проектирования необходимо постоянно
учитывать вопросы, ассоциируемые с конечным пользователем:
-
какой
уровень объяснения требуется пользователю;
-
может
ли пользователь обеспечить ввод корректных данных;
-
удовлетворителен
ли пользовательский интерфейс;
-
упрощает ли система решение задач пользователем
и др.
Аналогично большинству программных систем искусственного
интеллекта при разработке ЭС используется концепция "быстрого
прототипа". Согласно этой концепции за короткий промежуток времени
создается упрощенная
версия ЭС - прототип, который последовательно эволюционирует в законченную систему. Такая
опытная технология разработки характеризуется постоянным взаимодействием инженера по
знаниям с экспертом.
Используя прототип ЭС для решения новых задач, инженер по
знаниям и эксперт проверяют и устраняют недостатки знаний, заложенных в ЭС.
Если выясняется, что допущения, сделанные при создании прототипа, корректные,
то можно перейти к проектированию действующего варианта ЭС. Преобразование
прототипа в действующую ЭС может включать перепрограммирование ее составных
частей на языках более низкого уровня, позволяющих учесть особенности
конкретной вычислительной системы и повысить эффективность реализации ЭС.
В процессе разработки ЭС выделяют пять этапов:
идентификацию, концептуализацию.
формализацию, реализацию и испытание.
На этапе идентификации
формулируется проблема, определяются задачи
,ресурсы и цели. В результате получается неформальное описание подлежащих
к решению, и формируются основные требования к ЭС.
На этапе
концептуализации инженер по знаниям совместно с экспертом выясняет, какие
понятия, отношения, стратегии поиска решений требуются для решения задач в
заданной области. Этап завершается разработкой неформального описания
предметной области в виде схемы, которая отражает основные понятия предметной области и их
взаимосвязи.
Формализация состоит в выборе модели представления
знаний и разработке
на её основе формального представления предметной области.
На этапе реализации формализованные знания закладываются
в базу знаний и разрабатываются необходимые программы. Этап первоначальной
реализации должен осуществляться быстро, с использованием языков высокого
уровня абстракции данных, в частности, с помощью оболочек ЭС. С весьма большой
вероятностью, полученная первоначальная реализация (прототип) будет в дальнейшем
пересмотрена.
Испытания позволяют выяснить правильность работы системы
при решении требуемых задач. В ходе
испытаний могут быть обнаружены ошибки,
допущенные на разных этапах проектирования, что потребует пересмотра
соответствующих решений.
На этапе испытаний промежуточных версий ЭС с системой
взаимодействует и конечный пользователь, который определяет, отвечает ли система его требованиям.
В ходе разработки ЭС приходится неоднократно возвращаться
на более ранние этапы, пока не будут
удовлетворены все требования.