Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса

К.п.н. Синтяева Г.А.

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Россия

Толерантность как принцип поведения педагога

 

Рассмотрение толерантности как принципа поведения и деятельности педагога позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном – это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом – правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека, и если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе «нормальной» социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для человека на первое место выдвигает такие характеристики, как мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность, знание моральных норм.

Взаимосвязь морали и права осуществляется через институт прав человека, что обусловливается наличием следующих фактов:

·                     концепция прав человека выступает в качестве прямого следствия идеи о прирожденных и неотчуждаемых, естественных правах;

·                     применение многочисленными странами Всеобщей Декларации прав человека, несмотря на ее рекомендательный характер;

·                     в правах человека выражается общеморальный подход к человеку, отношение «к нему как к автономной и самостоятельной личности».

В силу того что все общечеловеческие этические нормы, сконцентрировавшие в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма, должны быть органически включены в правотворческий процесс, они присутствуют в нормах права. Например, Д. Ж. Валеев этические модели правового поведения рассматривает в двух аспектах: 1) этические модели правотворчества; 2) этические модели правоприменения. Исходя из этого, толерантность как модель социального поведения, с одной стороны, должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой – быть нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, а как потребность, без которой нельзя строить «нормальные» гуманистические отношения между людьми.

Основным критерием поведения для педагога является наличие таких сглаживающих конфликты принципов, как ненасилие, диалог, взаимопонимание и толерантность. Поиск компромиссных решений включает в себя и осознание допустимости нравственного несовершенства человека.

Следует обратить внимание на проблему практического решения вопросов поведения педагога. Особенно это касается поведения в коллективах, в которых люди вынуждены участвовать и как-то согласовывать действия друг друга, при наличии существующего многообразия взглядов на мир и общественно-политической принадлежности. Данная позиция получила развитие в работах С. В. Мейена, выдвинувшего новый этический принцип – принцип сочувствия. Суть его состоит в следующем: взаимодействие между людьми требует не только понимания четких оснований позиций у человека, но и возможности разделить его чувства – встать на позицию сочувствия. Принцип сочувствия требует пристального внимания к исходным позициям оппонента.

Отношения, основанные на консенсусе, строятся на фундаментальных принципах и нормах. Прежде всего, это добровольность признания субъектами друг друга в качестве участников общественных отношений. Решающим выступает фактор взаимной полезности, предполагающий взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет их интересов, в частности, способность жертвовать частью собственных интересов ради максимизации общего блага. Подобный элемент заложен как в практической сфере действия, так и в сфере коммуникаций и, как следствие – характеризует толерантные отношения. В них существенную роль играют принципы доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора. Участники их равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, следуя принципу невмешательства и сохраняя самостоятельность. Предполагается обоюдная ответственность за общее дело, что придает им характер бескорыстия и солидарности.

Таким образом, процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Достигнуть понимания окружающего мира и людей, противостоять их разобщенности, проявлению взаимной агрессии позволяет только толерантность. Поэтому развитие толерантности как принципа поведения педагога является одним из приоритетных направлений современного отечественного образования.