А.А. Буров,
Е.П. Соколова
Пятигорский
государственный
лингвистический
университет
ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ
ИМЕННОЙ ПЕРИФРАЗЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
Идущее в лингвистике от В. фон Гумбольдта
и А.А. Потебни понятие внутренней формы слова весьма адекватно квалифицировал
Г.Г. Шпет, который считал, что «внутреннею формою, как руководящим законом
развития смысла слова, не может быть сам смысл… Внутренняя словесно-логическая
форма есть закон самого образования понятия, т.е. некоторого движения или
развития, последовательную смену моментов которого мы называем диалектическою
сменою, отображающего развитие самого смысла… [1, с.106, 117]. «Диалектическая
смена» моментов смысла – состояние, весьма характерное для вторичных
номинативных знаков, которые решают в процессе употребления весьма серьезные
задачи не только обозначения фрагментов картины мира, но и выражения авторского
отношения к ним.
Одной из ярких разновидностей вторичной
номинации во многих языках и, в частности, в русском выступает именная
перифраза – «описательное обозначение предмета, понятия, явления, лица,
предполагающее его непрямое, косвенное именование через подчеркивание,
выделение какой-либо стороны, качества, признака, особенностей проявления (или
деятельности) объекта описания, существенных, актуальных в данном контексте,
ситуации» [2, с. 334]. Обычно перифразирование относят к стилистическим
приемам, которые усиливают выразительность, воздействие на адресата или
скрывают под обобщенной «маской» прямую номинацию, отражающую действительное положение
вещей [3]. Изучение особенностей употребления именных перифраз в художественном
тексте с позиций теории синтаксической номинации, согласно которой в акте
речевого наименования участвуют все синтаксические единицы, организующие
«лексико-фразеологическое сообщество» (Н.М. Шанский), в том числе
номинационно-аналитические сочетания, включая
сюда и именные перифразы, - ракурс исследования, сравнительно неизученный.
«Прагматическая установка на поиск нового имени – следствие индивидуально
ощущаемой недостаточности словаря, стремление не к обновлению «маски» (знака) в
изобразительно-выразительных целях, а скорее к поиску нового в самом денотате,
что делает найденное имя в пределах данной ситуации, данного контекста единственным
знаком денотата, определяет номинационную связанность того сочетания, которое
выступает в номинативной функции, и, как следствие, его
номинационно-аналитический статус» [4, с. 203].
В самом деле, в контексте Меркнет зрение, сила моя, // Два небесных
алмазных копья (А. Тарковский) именная перифраза выступает в качестве
развернутой метафоры, косвенной номинации, имеющий лексический эквивалент
«глаза». Емкость именного перифразированного обозначения здесь очевидна, и
обусловлена она способностью описательного наименованиякачественно трансформировать
метафорическую символику образа денотата, его экспрессивного метазнака. Для
автора важно соединить в одной номинации и точность, и яркость своего видения
внутренней формы наименования, - он видит свое и открывает в привычном
необычное.
Рассмотрим еще ряд примеров употребления
перифраз в художественном тексте: 1) В
глуши бутылочного рая, // Где пальмы высохли давно, // Под электричеством
играя, // В бокале плавало вино… Сирена бледная за стойкой // Гостей
попотчует настойкой … 2) … Сиял на блюде царь-балык. /// О
самодержец пышный брюха, // Кишечный бог и властелин, // Руководитель
тайный духа // И помыслов архитриклин… 3) Один
лишь кот в глухой чужбине // Сидит задумчив, не поет. // Отшельник
лестницы печальной, // Монах помойного ведра, // Он мир любви
первоначальной // Напрасно ищет до утра (Н. Заболоцкий).
Несмотря на различие в функциях,
выполняемых выделенными перифразами в тексте, все они соединяют, в той или иной
пропорции, номинацию денотатов с их оценкой, причем делают это в экспрессивной
форме. Все они относятся к именным (субстантивным) описательным обозначениям,
образующим индивидуально-авторскую языковую картину мира. Основу внутренней
формы их как номинаций составляет метафоризированный признак, однако характер
не нивелирует базового основания наименования и отчетливо мотивирован им.
Внутренняя форма перифрастической
номинации пространственна, причем как по вертикали и горизонтали, так и в
глубинном измерении. Вертикальное измерение вводит семантический вектор
описательной номинации в парадигматические отношения с базовой, первичной,
номинацией (ср.: «отшельник лестницы
печальной», «монах помойного ведра» - кот), устанавливает синонимические,
антонимические и другие связи.
Горизонтальное измерение внутренней формы перифразы определяет ее собственно
синтаксическую фактуру, основываясь на законах сочетаемости и дистрибуции, а
также на принципе семантической достаточности пространства перифразы (так, в
перифразе «сирена бледная за стойкой» последний атрибут со
значением места крайне необходим для создания смысловой полноты оборота и
формирования базовой семы 'барменша'). Что же касается так называемого
глубинного измерения, близкого, вероятно, к тому, что Д.Н. Шмелев назвал
эпидигматическим [5, с.5], то именно оно представляется нам чрезвычайно важным
для определения пространственной специфики внутренней формы перифразы как
вторичного номинативного знака, характерного не только для статической, но и
для динамической языковой картины мира [6, с.228]. Действительно, именно
эпидигматика, связанная и с этимологией знака, и с его собственно внутренней
формой, характеризует то расширение
предельности номинации, которое в именной перифразе как вторичном
обозначении легко становится основным, главным в данной ситуации, в данном
контексте амбивалентно. Оно характеризует саму возможность человеческого
образно-художественного познания, видения какого-то денотата в качестве фрагмента динамической картины
мира, когда новый знак рождается на базе старого, отрицает его, не отторгая, и
утверждает новую оболочку денотата как
адекватную оценку (метаоценку) возможностей эстетического познания мира.
Динамичность же присуща в первую очередь
художественной картине мира, поскольку она являет собой «конструкт, создаваемый
в творчестве художников» и соотносится «с эстетически и коммуникативно значимым
субъективно-объективным отображением динамической системы представлений, знаний
и мнений об окружающем мире» [7, с. 248]. В соединении авторского мира и
зафиксированного в знаках обыденного опыта реализуется формула В.фон Гумбольдта
«язык – промежуточный мир», когда смыслы реальности переходят в смыслы
человеческого сознания.
Думается, во внутренней форме именной
перифразы как уникального вербально-эстетического обозначения отразилось
стремление Homo Creativus запечатать красоту тех мгновений бытия, которые
позволяют «снимать с вещей… обыденные маски» (Н.А. Заболоцкий).
Таким образом, именная перифраза и ее
употребление в художественном тексте позволяют нам сделать вывод об
адекватности признака (ряда признаков), лежащего в основании перифрастического
наименования, человеческому динамическому творческому началу, которое постоянно
стремится к новым открытиям
ЛИТЕРАТУРА
1.
Шпет Г.Г. Внутренняя
форма слова: Этюды и вариации на тему Гумбольта. – М.: УРСС, 2003. – 216 с.
2.
Бельчиков Ю.А. Перифраза
// Русский язык: Энциклопедия. – М.: БРЭ, Дрофа, 1997. – С.334.
3.
Синельникова Л.Н. Именная
перифраза в языке современной поэзии. Автореферат дис. … канд.филол.наук. – М.,
1975. – 22 с.
4.
Буров А.А.
Синтаксические аспекты субстантивной номинации в современном русском языке. В
3-х частях. – Пятигорск – Ставрополь, 1999. – ч.I. – 220 с.
5.
Шмелев Д.Н. О третьем
измерении лексики // Русский язык в школе. – 1971. - № . – С. 3-9.
6.
Чесноков П.В.
Статическая и динамическая языковая картины мира // Язык. Дискурс. Текст. ч.I.
– Ростов-на-Дону, 2004. – С. 227-233.
7.
Петрова Л.В.
Лингвокогнитивные основы художественной картины мира. – Симферополь, 2006. –
284 с.