Секция: Философия культуры

Мушич-Громыко А.В.

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Экзистенциализм как важнейшее направление философии XX века

Экзистенциализм (или философия существования)   - одно из крупнейших направлений философии XX века. Говоря в целом о философии XX века, следует отметить важнейшее – это было рождение философии нового типа. Не стал исключением и экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей сущностной направленности. Ее центральной проблемой (и если хотите основным вопросом) становится проблема человека, его существование в мире.

Но зададим себе такой вопрос: почему экзистенциализм, возникнув как пессимистическое философское мировоззрение, получает наибольшее признание и популярность к середине XX века? Дело заключается в том, что экзистенциализм (по сути, во всех своих школах и направлениях) поставил вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф»?

Без всякого преувеличения можно сказать, что такая актуальнейшая постановка постепенно привела к тому, что экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и методически продуктивных культурогенных факторов эпохи, когда он определяя (и во многом определяет и сегодня) интеллектуально-трансцендентальные поиски широких слоев интеллигенции, оказывая сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. Задав себе и миру этот  сакральный и по сути важный вопрос, экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, философской и экзистенциальной культуры, исследованию переживаний субъекта, его внутреннего сложнейшего мира.

Характерной чертой экзистенциализма явилось и то, что среди экзистенциалистов имеются не только философы-профессионалы, но также (а возможно и прежде всего) писатели, художники, кинорежиссеры и др.

В философии экзистенциализма принято различать две основные школы - немецкую, возникшую в 20-е годы XX века, представленную К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны, −  которая представлена Ж.П. Сартром, А. Камю, Г. Марселем.

Рассматривая всякое феноменальное явление, следует в первую очередь обращаться к тому социально-историческому фону, на котором возникает нечто новое. Экзистенциализм, возникнув в периоды мировых войн, отразил в себе весь траги-драматизм эпохи, самочувствие человека пережившего войны, экономические депрессии и социальные спады, т.е. в центре внимания экзистенциалистов – человек, поставленный между жизнью и смертью, бытием и небытием, (Сартр – «Экзистенциализм – это гуманизм», А. Камю – «Тошнота» и др.). В фокусе центральной проблемы – отчуждение индивида от общества.

Предельной глубины экзистенциализм достигает тогда, когда анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира, переживания чувственного уровня: чувство апатии, одиночества, равнодушия и страха. Отсюда, со всей остротой встает проблема, которую глубоко анализировал М. Хайдеггер, который считал, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного.

В своей знаменитой работе «Бытие и время» (1927) Хайдеггер вводит сам термин «экзистенция», который содержательно и контекстуально становится обозначающим для различных выражений состояние бытия. Хайдеггер выстраивает фундаментальную систему экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другим», «бытие-здесь» и т.д. Философско-антропологические вопросы решаются Хайдеггером в сильной программе, – как то, что для того, чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться от всех целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». В конечном счете, обретение смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.

У другого представителя немецкого экзистенциализма – К. Ясперса, личностное бытие связывается с поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации. Согласно его воззрениям, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь, связывается с трансценденцией. Говоря коротко, Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма.

Попутно заметим, что в типологии экзистенциализма у ряда отечественных философов принята шкала – атеистический и религиозный экзистенциализм. Логическим следствием убеждений Ясперса является описание им того, что обретение человеком сущности, свободы возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины. Именно это, по мнению Ясперса, дает возможность человеку постичь себя как экзистенцию, когда последняя помогает человеку понять иллюзорность своего бытия, соприкоснуться с Богом. Эта ветвь экзистенциализма оправданно исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Философско-антропологические вопросы в проблематизации личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Ж.-П. Сартр и Марсель производят глобальное пересоотнесение, когда экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: оно, по их мнению, находится в «пограничной ситуации», оно охвачено чувством страха перед лицом глобальных катастроф. Из такого рода глобальной констатации проистекает и основная задача философского экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Экзистенцией человека здесь выступает необходимость пересмотра ценностных ориентаций и мышления, когда именно человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

В завершении нашего краткого экскурса к философии экзистенциализма, приведем слова В.В. Миронова, в которых он, описывая философскую позицию Хайдеггера, по сути, дает характеристику общей направленности философии экзистенциализма: «Хайдеггер указывает, что в философии существует область, связанная с разработкой общей онтологической картины мира, которая лежит в основе конкретных наук, является наукой сама по себе. Науки описывают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в целом. Вечная картина может быть представлена лишь в философии» [1,с.114].

В завершении стоит лишь добавить то, что новаторский характер философии экзистенциализма связан с введением экзистенциального измерения в происходящее в мире и с миром. Основным назначением философской мысли провозглашаются задачи сохранения, обновленного определения и утверждения специфики человеческого существования с обязательством специфического философского способа рассмотрения этих вопросов.

 

Литература

1.     Маритен Ж. Философ в мире. М.,-1994.

2.     Миронов В.В. Философия: учебник- М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.-240с.

3.     Сумерки богов. – М.,1989.

4.     Тузова Т.М. Экзистенциализм. Энциклопедическая статья. НФС. Минск.-1999, с.833-835 / Сост. А.А. Тризанов.-Минск: Изд. В.М. Скакун- 896с.