Гуруев Д.К.

Асп.каф. истории

 государства и права ДГУ

 

 

Институт кадия в Акуша-Дарго

 

Образование объединений союзов сельских общин привело к образованию и их управленческой структуры. Практически структура управления объединений союзов сельских общин была схожа с управлением первых, но на более высоком и широком уровне. Если союзы сельских общин – это союзы отдельных сел (джамаатов) и управление их строилось на представительстве последних и главным образом (в основном) ими являлись органы управления и власти главного (центрального) селения, то управление федерации (конфедерации) представляло из себя представительство союзов сельских общин и главным образом органы управления главного, наиболее сильного союза, где, естественно, верховодили административные лица главного (центрального) селения, являвшегося наиболее сильным, большим и влиятельным среди других сел союза.

Наиболее четко, ярко возвышение административно-должностных лиц и органов управления главного селения одного из союзов сельских общин федерации и превращение их в правящие органы объединения (федерации) хорошо видны в федерации верхнедаргинских сельских общин Акуша-Дарго, во главе которого стоял акушинский кадий, имеющий наследственную власть.

Вообще следует отметить, что в союзах сельских общин Акуша-Дарго и в особенности в главном из них – Акушинском союзе было четко поставленное или организованное управление, что отмечено и другими исследователями. Уместно здесь еще раз привести слова М.А. Агларова, который пишет о всех ступенях управления верхнедаргинцев так: «В Акуша-Дарго организация власти как в аулах (отдельных джамаатах), так и «вольных обществах» и союзе «вольных обществ» носила наиболее упорядоченный характер. Вообще Акушинский союз представляется наиболее усовершенствованной формой управления союзом «вольных обществ»[1].

Акушинский кадий, как главное административное лицо, сосредоточил в Акуша-Дарго всю управленческую власть. Все пять кадиев союзов сельских общин, составлявших федерацию и также управляемых в своих союзах с большими правами, находились «в зависимости от главного даргинского кадия», которым был акушинский кадий[2]. Акушинский кадий стоял во главе светской и духовной власти, как говорится в источнике, он «решал с советом старшин важнейшие общественные дела, управляя притом духовной властью»[3], в результате чего в Акуша-Дарго сложилась теократическая форма государственного управления[4]. Акушинский кадий возглавлял всю власть в Акуша-Дарго – он являлся верховным правителем, судьей и военачальником. Он следил за соблюдением норм шариата и адата, разбирал споры, возникающие между отдельными обществами, входившими в федерацию. Кадий Акуша-Дарго «имел право подвергнуть личному разбирательству те или иные споры, возникающие…. и между частными лицами»[5]. К нему апеллировали по всем спорным вопросам, которые разбирались духовными и гражданским судом[6]. Как показывает источник, в функции власти акушинского кадия входили также сбор ополчения и начальствование над ним как при защите от нападения внешних врагов, так и во время походов на другие владения – за пределы территории Акуша-Дарго[7]. Он «назначал сотенных командиров и приказывал, поскольку человек должно с каждого двора идти на войну»[8]. Такие важные вопросы акушинский кадий решал вместе с представителями всех пяти союзов сельских общин федерации Акуша-Дарго[9].

К акушинскому кадию обращались даже жители других даргинских союзов, не входивших в Акуша-Дарго, если они были недовольны решениями старшин и кадиев своих обществ[10]. Как писал Ф.П. Гене, «в делах своих приезжают к нему советоваться» и жители Сюргинского союза сельских общин[11].

О возвышении, большой власти акушинского кадия говорит и то, что он обладал самостоятельностью при решении судебных вопросов. При желании, как сказано в источнике, он даже «мог изменять и адатные решения картов по своему усмотрению, назначать большие штрафы и пр.»[12].

Интересно, что в распоряжении кадия Акуша-Дарго находился целый штат исполнителей – 40 «тургаков» с их командиром, чтобы он «мог управлять «федерацией» и «заставлять граждан исполнять законы»[13]. Причем, эти исполнители избирались из всех союзов Акуша-Дарго, а не только из акушинского союза.

Как и в других федерациях союзов сельских общин, в Акуша-Даро наиболее важные вопросы, касающиеся федерации в целом, обсуждались на общефедеральном сходе, состоящем из представителей всех пяти союзов сельских общин. Как сказано в источнике, он собирал «поверенных от всех селений даргинских на майдане Карбуки – Дирка   и там с теми поверенными решал эти и все главные вопросы»[14]. Председательствовал на федеральном сходе сам акушинский кадий. Созывался сход федерации «при настоятельных надобностях иногда 3 и 4 раза в год»[15]. Вопросы, обсуждаемые на сходе, касались войны и мира, отношений с феодальными владетелями и союзами сельских общин, регулирований пограничных и других споров между обществами федерации, вопросы выпаса скота на общих пастбищах, перегоном их на арендуемые зимние и летние пастбища и т.д. На сходе кадий «делал доклад о пожертвованиях и о помощи, оказанных их гражданам» и союзу в целом[16].

Все решения, которые принимались на сходе в Хъярбуки диркъа, были обязательны для всех пяти союзов федерации.

Интересная особенность в управлении федерации Акуша-Дарго, что не наблюдается в других федерациях, – это и то, что, кроме общефедерального схода, созывался здесь и другой – малый сход, участие на котором было не обязательно для представителей всех союзов федерации. По этому поводу в источнике сказано: «Когда к акушинскому кадию поступало много жалоб от других обществ, но они не представляли особенной важности, то собирались на площадке «Ханц Кала» недалеко от Усиши, куда могли не приходить жители тех обществ, к которым дела не касались»[17].

Права созыва и федерального, и малого схода принадлежало акушинскому кадию. Как сказано в источнике, они созывались «по письменным извещениям акушинского кадия»[18].

Как и в других федерациях, в федерации Акуша-Дарго существовал и постоянно действующий орган управления, занимающий второе место как коллективный орган федерации после федерального схода – высший совет федерации во главе с акушинским кадием, куда входило, согласно имеющимся сведениям, 12-15 человек – в основном кадии и наиболее влиятельные старшины от всех пяти союзов федерации. Известно, что во время присяги «акушинского обывателя» (правителя) в верности России в крепости Святого креста участвовали и 13 старшин[19]. А по сообщению известного ученого Ю. Клапрота, если какой-нибудь князь Кавказа или соседней «провинции» (владения или союза сельских общин Дагестана) хотели вести переговоры с Акуша-Дарго, то он должен был послать к каждому бутIа (союзу федерации) особого посла или дать о своей настоятельной просьбе каждому из них. Этот порядок, писал далее Ю. Клапорт, соблюдался в Акушах очень точно, а уполномоченных их союзов всегда было 12[20]. Указанное количество высшего совета, как органа при акушинском (федеральном) кадии, надо полагать являлось органом, который участвовал вместе с кадием во всех важных переговорах, чрезвычайных ситуациях, решении неотложных дел, торжествах и т.д..

 



[1] Там же. С. 180.

[2] Гене Ф. И. Сведения о горном Дагестане. 1835 / 36 г. // ИГЭД. С. 346; РГВИА. Ф. ВУА. Д. 6164. Ч. 93. Л. 8.

[3] РГВИА. Ф. 414. Д. 301. Л. 416.

[4] См.: Алиев Б. Г. Теократия в Дагестане // Труды Кавказского центра Иранистики. Тегеран, 1999-2000. Т. III-IV.

[5] Ковалевский М. М. Ука. Соч. Т. 2. С. 163.

[6] ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 8.

[7] Там же.

[8] Памятники обычного права… С. 14.

[9] Там же. С. 14; ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 8; Ковалевский М. М. Указ. соч. Т. 2. С. 163.

[10] ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1.

[11] Гене Ф. П. Указ. соч. С. 346.

[12] Памятники обычного права… С. 14.

[13] РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 397. Л. 1-2.

[14] ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 8; Памятники обычного права… С. 14.

[15] Там же.

[16] ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 8; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 397. Л. 2.

[17] ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 8; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 397. Л. 2.

[18] Памятники обычного права… С. 15.

[19]Микрофильмы архивных материалов, извлеченных В. Г. Гаджиевым из АВПР. Сношения России с Персией. 1730 г. Д. 16. Л. 253. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д. 3141.

[20] Выдержки, касающиеся народов Северного Кавказа из книги М. Клапрота «Историческая, географическая и политическая карта (картина) Кавказа и провинций, находящихся между Россией и Персией. Париж: Лейпциг, 1827. (перев. с франц. З. Кидаловой) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 76. Л. 17.