Абдуллаев М.Н.

к.и.н.доцент

 каф. истории

 государства и права 

Гуруев Д.К.

Асп.каф. истории

 государства и права  ЮФ ДГУ.

 

Этноправовые  особенности возникновения и развития союза сельских обществ Акуша-Дарго.

 

В Дагестане в XVIII - XIX веках насчитывалось 13 феодальных владений и более 60 союзов сельских общин — «вольных» обществ. История каждого из этих государственных образований переплеталась с историей соседних им союзов сельских общин и феодальных владений. Для всестороннего изучения истории общественно-политического и экономического развития Дагестана необходимо комплексное исследование истории каждого политического образования: феодальных владений и союзов сельских общин.
Исследование социально-экономического и административно-политического устройства общества является стержневой задачей исторической науки Особенно важно изучение социально-экономической и политической истории союзов сельских общин, так как без всесторонней разработки этой проблемы невозможно написать подлинно-научную и объективную историю такого этнически и политически раздробленного края, как Дагестан.
Изучение основных вопросов социально-экономического развития союза сельских общин Акуша-Дарго в XVIII - первой половине XIX в. продиктовано тем, что, несмотря на наличие монографических исследований, отдельных статей и других работ, касающихся Акушинского союза, где затрагиваются вопросы социально-экономического развития и административно-политического устройства интересующих нас  , всё же эта проблема остаётся актуальной. Многие аспекты проблемы, такие как: место Акуша в политической системе Дагестана, их образование, социальная структура общества, уровень экономического развития союзов в целом в изучаемый период остаются неисследованными, или не достаточно изученными

Специфику феодального общества Дагестана XVIII и начала XIX вв. нельзя правильно понять без учета особенностей в раз­витии дагестанских народностей и этнических групп. Несмотря на то, что развитие народностей и этнических групп Дагестана происходило по общим законам исторического развития, в раз­витии каждой из народностей, каждой этнической группы, име­лись и сходные друг с другом особенности и своеобразия. Свое­образие наблюдалось в экономике, в быту, культуре и в общест­венном устройстве.

 К началу XIX в. Дагестан состоял из двадцати четырех соперничавших друг с другом полунезависимых ханств и более шестидесяти вольных обществ.

Территория, населенная даргинцами, была разбита на один­надцать частей. Одна часть вместе с Гамри-Даргой составляла уцмийство Каракайтакское, а остальные восемь частей счита­лись территориями Акушинского, Цудахарского, Урахинского, Мекегинского, Сюргинского, Усишинского, Мугинского, Киба-Даргинского вольных обществ. Вуркун-Дарга находилась в со­ставе Казикумухского ханства.

Термин «вольное общество» впервые употреблено в русских источниках для обозначения различных политических объедине­ний, существовавших у даргинцев и других народностей Дагеста­на до их присоединения к России. Даргинские общества имели и свои собственные наименования: Акушала хIуреба,  , а «табун». Например, Ажушала-табун, Цудкрила-табун и т. д.[1].

XIypeбa по-даргински — это войско, ополчение. По смыслу название это равнозначно русскому названию «вольное общест­во». Этим, конечно, далеко нельзя исчерпать вопрос о том, что же такое хIуреба. В этом объяснении остается скрытым социаль­ная сторона вопроса. Чтобы понять действительный характер социальных отношений даргинцев и их территориального деле­ния, мы должны выяснить существо этого вопроса.

Некоторые материалы для объяснения о том, что такое xIypeба следовательно и «вольное общество», нам дали поездки в различные даргинские районы. Собранный во время этик поездок материал подтверждает вывод, что даргинцы длительное время жили на той территории, на которой их застала письменная исто­рия. Источники по истории Дагестана упоминают о даргинцах в связи с нашествием арабов на Кавказ.

Конкретно об акушинцах в литературе можно встретить упо­минание при изложении исторических событий VII-XII вв. в Дагестане[2]. Но они жили на занимаемой территории гораздо раньше[3].

В период позднего средневековья во время усиленной борьбы за сохранение объективных условий существования, а также во время нашествий иноземных захватчиков Акуша часто выступа­ла со своим хIуреба, т. е. ополчением.

Название хIуреба по всем данным можно отнести ко времени военной демократии, когда даргинцы жили разделенными на пле­мена и когда вооруженный народ составлял войско.  

Деление даргинцев по хIуребам сохранилось и в XVIII в. Следы этого деления долго еще сохранялись и после присоедине­ния даргинцев к России. В тот же период можно было наблюдать и некоторые внешние признаки прежнего племенного деления даргинцев.

Такими внешними признаками племенного деления даргинцев еще в начале XIX в. являлись:

Во-первых, наличие у всех даргинских вольных обществ своей собственной территории. Территория эта сберегалась и. охраня­лась всеми доступными средствами.

Во-вторых, наличие в каждом вольном обществе своего диа­лекта. По своему происхождению даргинские общества были род­ственны между собою. Родственны были они и по языку. Не­смотря на это, каждое общество имело особый, лишь ему свой­ственный диалект. Диалекты эти между собой настолько разни­лись, что урахинец с большими трудностями понимал цудахарца, акушинец сюргинца и т. д.

В-третьих, наличие в каждом вольном обществе своих поли­тических органов. Из прошлой истории нам известно, что все даргинские общества имели свои совещательные и политические органы. Таким политическим органом был совет старейшин. Со­веты созывались в установленных местах. Таким местом сбори­ща еще в начале XIX в. у акушинцев, мугинцев, усишинцев была «даргабина» на равнине под названием «Карбуке-дирка».

В-четвертых, наличие во всех даргинских вольных обществах своих предводителей. В Акушах, Цудахаре, Урахи не было в обычае избирать себе предводителей перед военным походом. По свидетельству автора «Тарихи Дагестана», Бакиханова, Гасана Алкадари, у даргинцев во всех делах в роли предводителей вы­ступали кадии. Их власть была обширна в военное время и огра­ничивалась   она      в   мирное время   деятельностью      народных собраний.

В-пятых, наличие в каждом обществе своих распространен­ных обычаев, которые называются адатами.

К началу XIX в. даргинский народ оказался разделенным на ряд по­литических и административных образований. Акушинское, Мекегинское, Цудахарское, Усишииское, Мугинское и Урахпнское «вольные» общества вместе с Сюргинским обществом составляли Союз акуша-сюргинских дар­гинцев. Часть даргинцев (общество Вуркун-Даргуа) еще в XVIII в. во­шла в состав Казикумухского ханства. Значительная же часть даргинцев вместе с южными кумыками и терекемейцами находилась в составе Кайтакского уцмийства. Остановился на характеристике общественного строя акуща-сюргинских даргинцев.

 



[1] Там же.    

[2] Извлечение  из   истории  Дагестана, составленное  Мухамедом-Рафи, С. 23.

[3] Недавно археологи Даг. филиала АН СССР раскопали могилу в сел. Гапшимах, Акушинского района. Материалы, найденные во время раскопок, относятся к  IV-VI  вв.  н.  э.