Жабская Я. Э., Нестеренко Л. А.
Донецкий Национальный
Университет Экономики и Торговли имени Михаила Туган – Барановского, Украина
Сенсомаркетинг: сущность и значение
в условиях маркетинговой ориентации.
В современном мире у
маркетологов входит в моду понятие сенсорного маркетинга. Маркетинговые
консультанты уверены, что так называемый сенсорный маркетинг помогает
выработать у человека условный рефлекс — четкую ассоциацию мелодии, звуков,
запахов, цветов с определенными брендами. Главная задача сенсомаркетинга
(sensory marketing) вполне безобидна: улучшить настроение покупателя, ведь
большинство потребителей ждут от шопинга приятных эмоций.
Удачное цветовое
оформление интерьера привлекает покупателей, создает особую атмосферу,
способствует комфортному времяпрепровождению. Согласно результатам, полученным
в ходе многочисленных психологических экспериментов, ученые сделали вывод, что
цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры
помещения и удаленности объекта. Также установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает
и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на
психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к
логике человека.
Как показывают
специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и
только 20% — зрением. Между цветовым решением рекламы и естественным
восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно
установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации и эмоции.
На основе цветового
теста М. Люшера было проведено множество различных экспериментов, и в настоящее
время можно считать уже устоявшимся мнение как западных, так и отечественных
специалистов по психологии рекламы в отношении семантики цвета.
Например, белый — холодный и чистый цвет. Он хорош
тем, что не несет никаких неприятных ощущений и служит отличным фоном для
хроматических цветов. Черный — цвет самопогружения, с ним приходит ощущение
одиночества и изоляции от окружающего мира. Красный — настраивает на
решительность, активность. Он направляет человека на внешний мир, вызывает
возбуждение, волнение, беспокойство, желание совершить тот или иной поступок.
Розовый — под влиянием белого утрачивает активность, напор и сексуальность. Это
цвет духовной любви и радости, он усиливает чувства, делает людей более
внимательными, ласковыми и чуткими. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии,
исключительно духовный, не чувственный [4].
Знание психологической
семантики цветов помогает выбирать цветовое решение таким образом, чтобы оно
соответствовало характеру и настроению потребителей и наиболее эффективно
формировало их эмоциональное восприятие товара.
При создании графических
фирменных знаков и визуального ряда рекламной кампании следует также учитывать
некоторые особенности, выявленные психологом Т. Кенигом. Изучая эмоциональное
восприятие цветовых сочетаний, он пришел к выводу, что различные цветовые
сочетания вызывают различные ощущения, и установил последовательность наиболее
эффективных сочетаний цвета фона и шрифта в рекламном сообщении.
При создании наружной
рекламы не менее важно учитывать эффект Пуркинье, согласно которому в рекламном
изображении без искусственной подсветки при внешнем ослабевании освещения
меняется соотношение цветов, так как цвета красной половины спектра темнеют
сильнее, чем цвета синей половины спектра, например зеленый становится светлее
желтого, а синий — светлее красного.
Еще один важнейший
фактор, который необходимо учитывать, — сезонность. Например, осенью и зимой
большинство людей испытывают дефицит радостных эмоций. В это время реклама
должна быть яркой, динамичной. Известный специалист А. Серов не рекомендует в
данный период использовать нейтральные тона, поскольку они усыпляют.
Не менее важный аспект
при использовании цвета в маркетинговых коммуникациях — национальные и
этнические цветовые предпочтения. Например, в США красный цвет ассоциируется с
любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью,
белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложной
ситуации, траура. В Китае красный цвет
означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от принятого
европейцами символа чистоты, ассоциируется с подлостью и лживостью.
А. С. Кармин отмечает,
что большую роль в культуре играет религиозная цветовая символика. В
мусульманской культуре особо почитаем зеленый цвет — священный символ ислама, а
в европейском мире синий цвет занимает особое место как символ чистоты, божественной
силы.
Таким образом, цвет —
это не только инструмент дизайна, но и социальная категория. Отсюда можно
сделать вывод о том, что культурная специфика цвета накладывается на
«естественное» психологическое значение и влияет на отношение людей к нему.
Литература:
1. Арников, С.Н. [Текст]
/ С. Арников, Н. Сорокин. – 1-е изд. – М. : Литкон, 2006. – 230 с. – ISBN 5-885-55872-9.
2. Орехова, А.В. [Текст]
/ А. Орехова, Т. Менза. – 2-е изд. – К. : Лира, 2007. – 260 с. – ISBN 5-120-03983-9.
3. Пронин, Н.В. [Текст]
/ Н. Пронин, Л. Федорец. – 1-е
изд. – К. : Феникс, 2005. – 415 с. – ISBN 5-932-73053-6.
4. Шоповалов, Ю. Ф. Сенсомаркетинг среди нас
[Текст] /Ю. Ф. Шоповалов, А. с. Зайцев// Журнал «Маркетинг PRO» – 2009. – № 5.
– С. 13–16.