Педагогические
науки/5.Современные методы преподавания.
К.п.н.
Утемисова А.А., ст. преподаватель Бехтольд Т.Г.
Костанайский
инженерно-педагогический университет, Казахстан
УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Образование вошло в число основных
государственных приоритетов многих стран мира. Именно поэтому реформирование и
совершенствование системы образования и науки являются решающим фактором
решения большинства проблем глобализации. Меняется парадигма образования,
которую характеризует не только высокое качество профессионального образования,
но и новая философия образования как фундамент гражданского общества.
Кредитная система обучения – способ
организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах
имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной
траектории.
К важным преимуществам кредитной системы
обучения относятся демократическая форма управления учебным процессом,
максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая
свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход
обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).
Преподаватель должен изменить психологию
подхода к организации учебного процесса. Она должна перейти из
объяснительно-иллюстративной по характеру к проблемно-стимулирующей,
интерактивной, необходимо привлечение активных методов для организации всех
видов занятий.
Одним из наиболее эффективных методов
активного обучения является учебно-деловая игра.
Учебно-деловые
игры развивают мыслительную деятельность, создают условия для поиска и принятия
наилучшего решения, дают возможность проявления индивидуальности, творческих
способностей, развивают умение более адекватно анализировать свое поведение и
поведение других, развивает критичность и способность оценивать свои и чужие
потребности и возможности [1].
В
учебном процессе вуза нами применялись
так называемые «жесткие» игры, предполагающие строгую последовательность
действий участников. Как правило, это были «бесконфликтные» игры или игры с нестрогим соперничеством.
Значительный вклад в формирование готовности к принятию профессионального
решения, как показывает практика, вносят игры-упражнения и игры-тренинги,
рекомендованные В.Г. Коваленко, Н.В. Самоукиной, В.Г. Мараловым, Н.С. Пряжниковым и др. Например, хорошо
зарекомендовала себя игра «Кто быстрее достигнет флажка?». Суть игры
заключалась в моделировании некоторых действий, связанных с принятием решения и
достижением поставленной цели. В ходе игры студенты осуществляли поиск
необходимых формул и данных, отрабатывали конкретные
умения действовать в реальных условиях.
По мере освоения студентами игровых форм
деятельности, вводились «свободные» игры,
регламентирующие лишь основные направления деятельности играющих;
предпочтение отдавалось учебно-деловым играм
с нестрогим соперничеством. Уровень проблемности характеризовался
вовлечением студентов в активный поиск
путей и средств решения поставленных вопросов. Например, модифицированная игра
«Домино» [2]. В начале игры ведущий (на первых порах – это преподаватель)
говорил о том, что на фирму пришел выпускник
экономического факультета. Для устройства на работу необходимо пройти
испытательное задание, заключающееся в том, чтобы правильно составить цепочку
математических выражений, т.е. домино. В ходе использования игры студенты анализировали данные в предложенных заданиях, определяли варианты
решения заданий с неполными данными, составляли план решения (предвидели и
строили последовательность действий), осуществляли поиск недостающей информации.
Высший уровень проблемности
предусматривался нами в ходе решения задач ситуационного характера. Прежде
всего, это игры отличающиеся большой приближенностью к реальным экономическим
ситуациям. Примером такой игры может
служить модифицированная игра «Рынок кофе» [3], позволяющая имитировать
рыночный механизм, основанный на взаимодействии продавцов и покупателей,
позволяющий путем гибко меняющихся цен привести в соответствие желания и возможности каждой стороны,
выражаемые в виде спроса и предложения, а также моделировать непредсказуемое
воздействие внешней среды. Участие в игре дает возможность проявления деловой
активности, принятия решений в условиях рыночной неопределенности. Кроме того,
в ходе выполнения заданий игроки больше времени и внимания уделяли
непосредственно принятию профессиональных содержательных решений; за время
занятия учащиеся имели больше возможностей опробовать различные варианты
тактики и стратегии как продавца, так и покупателя, изучали, как принимаемые решения сказываются на состоянии их прибыли.
Вне зависимости от
степени сложности и проблемности игр их отличительной особенностью была тематическая
направленность и характер решаемых проблем.
В процессе формирования готовности к принятию
профессионального решения мы использовали тематические игры, ориентированные на
принятие решений по темам изучаемого материала. Значимы
были игры «Next» (по теме «Матрицы.
Определители»), «Домино» (по темам «Производная», «Пределы функции», «Прямая и
плоскость»), «Вычислительный
лабиринт» (по темам «Системы линейных
уравнений», «Понятие интеграла в экономике»)
и др.
Таким
образом, в условиях кредитной системы обучения необходимость неформальной
подготовки специалистов в развитии их творческих способностей, индивидуальности
и самостоятельности стали стимулом широкого применения игрового моделирования в
учебном процессе вуза.
Литература:
1. Трайнев,
В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении,
маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения [Текст] /
В.А. Трайнев. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
2. Мыцына, Л.В. Урок-зачет с
использованием домино [Текст] / Л.В. Мыцына
// Математика в школе. – 2000. – № 5. – С. 10–11.
3. Азимов, Л.Б., Журавская, Е.В. Уроки
экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие [Текст] /
Л.Б. Азимов, Е.В. Журавская. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 71 с.