Педагогические науки / 3.Методические
основы воспитательного процесса
Васина А.А., к.п.н. Петухова М.И.
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого, Россия
Пути формирования коммуникативной
культуры у учащихся начальных классов во внеклассной работе по музыке
Музыкальное искусство с момента своего
возникновения служило средством общения между людьми, было инструментом диалога между индивидом и социумом.
Многочисленные научные данные этномузыкознания свидетельствуют о том, что
музыкальная деятельность древнего человека была неразрывно связана с опытом
социального общения: в ходе разнообразных ритуалов, праздников, церемоний
музыка служила обобщенным коммуникативным сигналом – знаком, значение которого
расшифровывалось в контексте данной культуры. Музыкальный язык, как и любой
язык, – это «обозначающее отражение бытия»,
отмечал С.Л. Рубинштейн. Музыкальное произведение представляет собой
закодированную, т.е. зафиксированную символическими знаками-нотами и другими
обозначениями, письменную речь человека. Сочинение выступает как средство
коммуникации между людьми разных возрастов, эпох, национальностей, культур с
целью передачи в первую очередь эстетических и нравственных ориентаций общества.
Мысль о том, что музыка как одна из граней
искусства и часть общечеловеческой культуры, является специфической формой
невербальной коммуникации и служит «могущественным средством не только
эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования
личности» высказывают многие ученые, так, например, Г.М. Цыпин отмечает «Среди вспомогательных средств общения,
пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не
требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и
года...». А вот мнение Д.А. Кирнарской «…музыка – прежде всего форма общения
между людьми и поколениями, особый способ понимания других и выражения себя
другим. Музыка связывает воедино личность и духовный опыт человечества. На этом
уровне происходит общение со всем культурным багажом человечества. Здесь мы
можем говорить об общении в самом широком смысле этого понятия. Музыка
пробуждает, актуализирует одухотворяющие ее культурные смыслы в
субъекте-слушателе, являясь своего рода посредствующим звеном между ними».
Музыка, как внешняя причина внутренних
психологических переживаний, оказывается, по словам А.О. Прохорова, «каналом
связи между внутренним миром личности и духовным опытом человечества. Во время
звучания музыка как бы «погружается» в личность, и все психологические события
разворачиваются именно там, во внутреннем мире человека. Именно здесь кроется
механизм восприятия музыки как откровения. Самое истинное, самое сокровенное
привносится в человека словно извне. Душа раскрывается, принимая духовный опыт,
принадлежащий другим людям, человечеству. Такова самая ценная форма общения
через искусство».
Таким образом, в музыке заложены
широчайшие возможности общения. Это имеет большое значение для психики ребенка,
которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи жизненного опыта от
поколения к поколению.
Для предмета «Музыка» общение – главное
содержание художественно-педагогической деятельности учителя. Это, прежде всего
взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную
окраску. Общение на уроке музыки можно определить как совместную творческую
деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного
содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстаёт на уроке музыки: между музыкой,
учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных
формах деятельности.
По мнению видных отечественных
педагогов-музыкантов: Э.Б. Абдуллина, Л.В. Школяр, Ю.Б. Алиева хорошим дополнением к уроку музыки является
внеклассная музыкальная работа. Поскольку в учебном плане школы музыке
отводится всего один час в неделю, то дополнительное время для общения с
музыкальным искусством предоставляет внеклассная деятельность. Она должна быть тесно связана с работой
групп продлённого дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе
открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их
влечёт. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет больше
возможностей приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую
активность. Внеклассная работа может быть представлена в самых разнообразных
формах: хоровые коллективы, кружки обучения игре на музыкальном инструменте,
школьный оркестр или ансамбль народных инструментов, музыкальные клубы,
лектории, студии, фольклорные ансамбли, детский музыкальный театр,
вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы.
Таким образом, музыка во все времена
являлась средством общения, специфической формой невербальной коммуникации и
служила средством формирования личности. Она выступает в качестве и субъекта и
объекта коммуникации. Основное средство общения в данном случае – музыкальные
образы, которые слушатель воспринимает с помощью эмоционального сопереживания и
эмпатии. Художественно-музыкальная эмпатия проявляется как реакция на
музыкальную интонацию.
Общение с искусством есть человеческая форма коммуникации по
типу: человек – художественный образ. Музыкально-художественные образы человека
есть живые, одухотворенные, активно и динамично развивающиеся «явления», с
которыми он вступает в духовный, невербальный контакт, испытывая наслаждение в
процессе этого общения.
В ходе нашего исследования на основе
анализа понятий «коммуникация» и «культура» мы предложили следующее авторское
определение «коммуникативная культура – это совокупность норм, способов и
условий эффективного взаимодействия, принятых как этический эталон общения.
Коммуникативная культура представляет особую систему реакций поведения
индивидов на основе общности конкретных социально значимых условий их
жизнедеятельности». Велико значение и собственно социальных характеристик в
содержании культуры общения, так как совокупность духовных, научных,
нравственных, эстетических, философских знаний, умений и навыков, которыми
обладает человек; его личностное, ценностное, проявляющееся в поведении
отношение к другим людям и самому себе составляет содержание коммуникативной
культуры как аспекта общей культуры личности. На основе данного определения был
выявлен компонентный состав коммуникативной культуры: знаниевый (знание норм,
способов и условий взаимодействия); эмоциональный (эмоциональное отношение в
процессе взаимодействия); поведенческий (волевая регуляция).
В
соответствии с вышеизложенным мы определили специальные группы методов,
которые, на наш взгляд, будут способствовать формированию коммуникативной культуры в целом и каждого
из ее компонентов.
Группы методов, направленные на развитие
коммуникативной культуры
Организационно-познавательные методы
связаны с регулятивной и информационно-коммуникативной функцией
музыкально-педагогического общения и обеспечивают управление
эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения
с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности
учителя и учащихся. Во внеклассной работе по музыке «обмен информацией»
осуществляется в специфической художественно-коммуникативной форме, на основе
особых межличностных отношений. К этой группе методов относятся: метод диалога, метод осознания личностного и
интонируемого смысла музыкального сочинения.
Ко второй группе – стимулирующе-мотивационных методов,
связанных с аффективно коммуникативной функцией музыкально-педагогического
общения и оказывающих воздействие на аффективные стороны личности школьников и
учителя, мы относим метод эмоционального
воздействия, метод арттерапии, игровые методы.
Мы разделяем мнение, согласно которому формирование коммуникативной культуры,
наиболее успешно проходит в музыкально-слушательской деятельности
посредством методов осознания
личностного и интонируемого смысла музыкального сочинения (А.А. Пиличяускас).
Сущность данных методов основывается на коммуникативном фундаменте: слушатель
ведет диалог с воображаемыми героями разных исторических эпох; беседует с
композитором как режиссер; дискутирует об осознанном личностном смысле
сочинения с другими слушателями и т.д. Особое
место принадлежит также методу диалога, обмену мнениями между
учителем и учащимися, а также учащимися между собой. Особенно важно при
использовании метода диалога прийти к выводу о том, что активное личностное
включение учащихся в систему «учитель-произведение-ученик» осуществляется
прежде всего на внутреннем духовном плане.
На разных этапах живого слушания музыки и
интонационно-аналитического освоения произведения важен метод эмоционального воздействия, который помогает учителю
собственными эмоциями и чувствами «зажечь», «заразить» школьников, побудить их
к сопереживанию музыкального образа. Основой данного метода является прежде
всего интонационно-личностное прочтение учителем музыкального произведения.
Для формирования коммуникативной культуры
у учащихся начальных классов плодотворно использование игровых методов и методов
арттерапии во внеклассной работе. Эффективным средством целенаправленного
развития этих умений может стать музыкальная сюжетно-ролевая игра. Суть ролевой
игры как средства обучения общению, по мнению А.Б. Добрович, состоит в том, что
та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно
вести беседу) решается участниками путем импровизационного разыгрывания
определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это
позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения.
Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Методы арттерапии начинают широко
применяться в последние годы. Они основаны на том, что музыка, воспринимаемая
слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает
реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев,
подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния
музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н. Анохин,
изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма,
делает вывод, что умелое использование ритмического и других компонентов музыки
помогает человеку во время работы и отдыха. К методам арттерапии относятся
методы активной и пассивной релаксации, «минутки отдыха» или «паузы», психотехнические
упражнения, которые снимают психоэмоциональное и мышечное напряжение, барьеры в
общении у учащихся.
Предложенные группы методов, на наш
взгляд, эффективны при формировании
коммуникативной культуры у учащихся начальных классов во внеклассной работе по
музыке.