Педагогика/
3.Методические основы воспитательного процесса
Тулешова
М.Т. Суюбердиева А.А.
Южно-Казахстанский
Государственный Университет имении М.Ауезова ,
г.Шымкент,
Казахстан
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Думать легко, действовать трудно, а
превратить мысль в действие – самая
трудная задача
И.Гете
В настоящее время идет становление новой
системы образования, ориентированной на вхождение РК в мировое
образовательное пространство.
Современная система образования является важным фактором определения статуса
государства, его международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем
культуры, науки и образования. Все мы знаем о задаче, которую Президент
Н.А.Назарбаев озвучил в Послании народу Казахстана: «мы должны добиться
предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых
стандартов».
Во все
времена все народы мечтали и мечтают о
том, чтобы вырастить и воспитать детей всесторонние развитыми, высоконравственными, доброжелательными, страстными
патриотами, которые могли бы верой и правдой служить своему народу, отдавать
всего себя, свои силы и знания благородному делу - защите интересов Родины.
Казахский
народ из века век, из года в год накапливал и развивал прогрессивные традиции,
соблюдая обычаи предков, воспитывая молодое поколение бескорыстным, духовно
богатым. И все это основывалось на народной педагогике [1].
Человек
должен не только воспринимать рассказы
об истории своего народа, его
культуре, традициях, но и сам
обогащать и развивать то, что создано
до него веками и переходит
от поколения к поколению.
Из
этого следует, что изучение
народных традиции не должен быть лишь
предметом изучения по школьным учебникам. Молодые люди должны жить и воспитываться на народных
традициях и дома, и в школе и вне
школы.
Многие
прекрасные традиции стали забываться,
уходить из жизни и это отрицательно
сказалось на воспитании
молодежи.
Издавна
у казахов бытовала традиция просить
суюнчи - подарок от родных и близких роженицы за
добрую весть по случаю рождения ребенка. Человек, принесший эту весть, стремился порадовать
людей и вместе с ними испытывать минуты счастья. А радость, в свою очередь, рождает новое прекрасное чувство – щедрость, полноту переживаний, искренность. Отрадно, что эта традиция не утратила своей
прелести и до наших дней.
Торжественно
и радостно проходили раньше такие
обряды, как присвоение благозвучного
имени ребенка, резание пуповины, «зрезение» символической веревочки с ножек малыша, когда он начинает
ходить. Люди устраивали настоящие празднования по тому или иному поводу. Чтобы вместе собраться,
пообщаться, повеселиться; высказывать
друг другу добрые, искренние пожелания всего наилучшего. И от
этого как-то светло и
радостнее становилось на душе у людей, все горести и лишения
переносились гораздо легче.
Исследования
социологов, психологов, педагогов, искусствоведов привели всех к выводу, что альтернативной в
формировании всесторонние и
гармонически развитой личности
является народная педагогика,
народное творчество. Об этом свидетельствует и практика.
По всей
стране сейчас организуется фольклорные
ансамбли. С огромным удовольствием молодежь следит за конкурсной программой. И
сколько интересного, замечательного,
самобытного, неповторимого в их костюмах, танцах, песнях, отражающих культуру и
быт народов. И несмотря на это нельзя не заметить того общего, что присуще каждому народу – любовь к родному краю,
гуманное отношение к людям, трудолюбие, забота о ближнем, желание делать добро.
В этом сила и могущество народного
творчества.
Возрождение у нас традиций по проведению всенародных
праздников «Наурыз» и других стало свидетельством огромной заинтересованности
молодого поколения и активного его участия в их проведении, ибо они открывают
широкие возможности способностей, дарований, талантов.
Пробуждается интерес и к национальной одежде. Наша молодежь привыкла носить штампованную одежду, которую изготовляют на фабриках массовым тиражом. И чтобы чем-то
отличиться, юноши и девушки использовали всякие украшения разных форм и
цветов, навешивали разных на себя побрякушки из металла, пластмассы.
К
сожалению, таких мастеров сегодня модно перечислить по пальцам. Однако к их
искусству возрождается интерес всего народа, всей общественности,
появляется немало желающих приобщаться
к нему и в этом залог возрождения
доброй традиции.
И
подготовка таких специалистов во многом зависит от того, насколько четко, ясно и глубоко они будут себе представлять общественную значимость своего труда и
развитии национальных традиции. А это становится возможным лишь при изучении
культуры казахского народа, истории его развития, традиций. Именно этим
обусловлено необходимость возрождения
народной педагогики[2]. .
Как
известно, воспитание и обучение человека начинается с рождения ребенка и
продолжается всю жизнь. Сначала ребенок воспитывается в семье, в детском саду,
затем поступает в школу, учебное заведение, да и в дальнейшем совершенствует
свое образование в разных видах и формах, то есть каждый человек охвачен
непрерывной системой образования.
Это
ставит педагогическую науку перед необходимостью четко определить содержание, цели и задачи воспитания на народных
традициях в соответствии с возрастными
и психологическим особенностями каждой
возрастной группы молодого поколения, учитывая индивидуальные способности,
интересы и наклонности. Должно быть
четко определенно, к каким видам и жанрам искусства следует
приобщать детей свои способности. Необходимо
определить и формы организации работы, методы и приемы обучения и воспитания в
зависимости от поставленных задач[3,4].
В
настоящее время ведется работа по отбору содержания, форм, методов и приемов
обучения, исследуется вопрос выявления роли и значения народной педагогики и
формировании всесторонние и гармонически развитой личности. Следует решить вопрос и о том какое место в
учебно-воспитательном процессе должно
быть отведено народной педагогике.
Предстоит
кропотливая работа по определению возможностей использования казахского
народного творчества в разных программ, в учебниках, методических пособиях,
дидактического материала для детских садов, школ и специальных учебных
заведений, освещения в периодической печати, специальной литературе для родителей
вопросов использования народного творчества. Проведение подобных исследований
требует привлечения не только ученых-педагогов, но и этнографов, музыковедов,
искусствоведов, а также практических работников детских садов и школ,
родительской общественности.
Литература
1.
БАРС под редакцией
И.Р.Гальперина. М., 1978.
2.
Комисарова В.Н. Теория
перевода. М. Высшая школа. 1990.
3.
Рецкер Я.И. Теория и
переводческая практика. М. Валент. 2006.
4. Вестник.
Научно издательский журнал 1990.