Филологические науки/8. Родной язык и литература

магистрант Товчегречко Е.В.

Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан

«Роман-предупреждение» в системе литературных жанров антиутопического направления русской литературы

 

В процессе изучения научной литературы, посвященной проблематике жанра «роман-предупреждение», было установлено, что не всегда исследователи акцентируют достаточное внимание на границы между утопической и антиутопической соотнесенностью к данному жанру, а зачастую эти границы и вовсе размыты. Представляется целесообразным решить вопрос о соотнесении жанра «роман-предупреждение» к антиутопическому направлению.

Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопией называют также любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.

Утопия дает человеку и обществу стимул к саморазвитию, к постоянному движению. Мир не может жить без утопий, однако в любой утопии изначально заложено немало противоречий. Основополагающие идеи утопии - это идеи социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благополучия [1, 454]. Произведения утопического склада чаще всего представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем, поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал, - это также является и конструктивной ее особенностью.

По сути дела, в качестве идеала авторы утопий в своих книгах выводят общество абсолютно одинаковых людей, насильственно лишенных индивидуальной свободы, общество, остановившееся в своем развитии («Город Солнца» Томаззо Кампанеллы, «Машина времени» Герберта Уэллса, в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина и, в частности, в романе «Бесы» Достоевского). Человек для утопистов - некое абстрактное понятие, лишенное каких-либо внутренних противоречий.

Неслучайно параллельно с развитием жанра утопии в литературе формируются антиутопические тенденции, отражающие тревогу писателей по поводу тех пагубных, непредвиденных последствий, к которым может привести построение общественных реалий будущего.

Антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий. Если утопия концентрировалась на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты, и, в то же время, для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств, поэтому антиутопия работает обычно с более сложными социальными и психологическими моделями.

Занятые исключительно проблемами государственного и общественного устройства, авторы утопий не берут в расчет отдельного индивида, характеры людей психологически не разработаны. Антиутопия изображает дивный, новый мир изнутри, с позиции отдельного человека. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. «Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности» [2, 15].

Назначение утопии состоит, прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

В главном жанре антиутопии – в «романе-предупреждение», зачастую исчезает атрибут фантастичности («Истории одного города» по заявлению самого автора публиковалась по летописям, в «Бесах» Достоевского введен хроникер и т.д.) и теперь уже «одинаково пристальное внимание уделено и раскрытию новых человеческих характеров, и самих общественных отношений, которые их формируют» [3, 81], и сам человек в системе этих отношений становится объектом повествования.

Роман-предупреждение – это синтез традиций антиутопии и социальной фантастики. Но, в отличие от антиутопии, здесь можно увидеть не только негативное развитие социальных устройств и развития человека в нем, но и конкретное решение этих проблем. В этом его главная задача и главная особенность, а главенствующем признаком может считаться авторская позиция писателя и его устремленность в будущее.

Появляется возможность утверждать, что роман-предупреждение есть не что иное, как следствие жанра «предсказание», а в глобальном масштабе – жанра «пророчества», которые были более широко представлены и известны истории русской литературы XIX века.

Постановка острых социальных и духовных проблем – это главнейший прием, характеризующий данный жанр.

Таким образом, рассмотрев жанрообразующие факторы для определения дефиниции «роман-предупреждение», необходимо сформулировать концептуальную единицу жанра: роман-предупреждение – это антиутопическое произведение, в котором излагаются негативные явления различных социально-психологических моделей, предполагаются грядущие изменения в них и предлагаются возможные пути решение возникших проблем. Синонимы жанра роман-предупреждение: «предсказание» и «пророчество».

 

Литература:

1. Брандис Е.П., Дмитриеский В.И. Тема «предупреждения» в научной фантастике / Вахта «Арамиса» – Л.: Лениздат, 1967. – с. 440-471

2. Чаликова В.А. Утопия и культура. – М., 1992

3. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия. М., 1993