Философия /
1. Философия литературы и искусства
Зайцева М.Л.
Государственная классическая академия им. Маймонида,
г. Москва
Синестезия и познание
Синестезия играет важную
роль в процессе познания. Под синестезией понимают наложение в
одновременном когнитивном акте различных по модальности восприятий. Например,
зрительные образы могут постоянно сопровождаться запахами, вкусовыми
ощущениями, образы букв - цветовой окраской, массивы информации -
ассоциироваться с цифрами и т.д. Такого рода комплексное восприятие довольно
развито у художественно одаренных натур. Так, среди музыкантов имеется немало
людей с «цветным слухом», при котором звуковые комплексы визуально
представляются непосредственно в цвете, а зрительные образы озвучиваются (Н.А.
Римский-Корсаков, А.Н.Скрябин, Б.В.Асафьев).
Сложившиеся символические языки когда-то формировались
благодаря синестетическим особенностям мышления. Удовлетворительного объяснения
данному феномену пока не найдено. Наиболее распространена версия об эмоциональной
основе ассоциативного восприятия: эмоциональное напряжение, сильное желание
выразить себя получает разрядку в непроизвольных движениях, необычных звуковых
и зрительных ассоциациях. Несомненно, и линии, и фигуры, и звуки, и цвета, и
формы тел - все оказывает эмоциональное воздействие на психику, но синестезия
не обязательно является прямым следствием эмоций, а часто протекает столь же
естественно, сколь и процесс логического умозаключения. По нашему мнению, этот
феномен имеет прямое отношение к пониманию природы любого типа символического
мышления. Ее роль в процессе познания трудно переоценить, и, возможно, именно
синестезия является ключом к неразгаданным тайнам человеческого творчества.
В символической системе восприятие мира отличается от
обычного. Получаемые с помощью физических чувств представления о реальности
формируют некоторую исходную систему. В этой системе объекты разделены, и мы
говорим, что они конкретны. С помощью абстрактного научного мышления мы создаем
модели мира, свидетельствующие об ином, не прямо очевидном для обыденного
сознания, строении Реальности. В таком случае мы вынуждены говорить о
существовании иных мерностей или уровней Реальности. Так, в творческом образном
мышлении гениальный художник в прямом смысле видит «иную Реальность». Он невербально-логическим
путем создает собственную систему символов-понятий, которая открывает истину,
но в ином аспекте. Каждая символическая система индивидуальна, но не
произвольна. Можно сказать, что она является индивидуальным выражением
определенного сущностного аспекта Реальности. По этой причине относительно
художественного творчества наиболее подходящим было бы использование понятия
Творческой Реальности или Реальности Творческого видения.
В сознании музыканта Творческая Реальность образуется по
своим внутренним, присущим ей законам, причем закон Гармонии главенствует над остальными.
Согласно Сараджеву, «гармонизация - тот же закон бытия, по которому созданы
музыкальные формы... каждая форма, представление, понятие имеет свою
гармонизацию - индивидуальную и только одну». И физические объекты, и
абстрактные понятия, и эмоции - все сводится к единому плану – звуко-зрительным
образам сознания, которые выполняют функцию знаков, обозначающих предмет и
имеющих определенный смысл. Что касается человека, то отчасти его
индивидуальная гармонизация зависит от развитости психических и интеллектуальных
качеств.
В философско-психологической литературе с образным мышлением
связывают наглядные представления чувственного мира или исходной физической
Реальности. Данные, полученные на основании физического восприятия, включаются
в сознание. Но непосредственное мышление ими не ограничивается, поскольку
оперирует и абстрактными символами-образами внутреннего происхождения.
По нашему глубокому убеждению, синестезия и есть одна из
форм абстрактного непосредственного мышления.
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время
человечество пришло к определенному тупику своего развития. Поиски средств
выхода из тупика цивилизации и восстановление гармонических начал в обществе,
природе и самом человеке стимулируют интерес к неординарным способам познания.
Развитие способности к ассоциативному мышлению, интегрирующему различные уровни
сознания внутри человека путем преодоления привычных границ, - один из
возможных путей повышения творческой силы разума. Порождение ассоциативных
символических образцов на уровне интуитивного разума протекает в состоянии
внутреннего сосредоточения, но без вмешательства интеллекта, привязанного к
обычным мыслям и представлениям. Роль обычного интеллекта в данной ситуации
сводится к переводу данных сознания с одного плана на другой путем наблюдения,
классификации, сопоставления с данными физического опыта и формирования системы
значений для внутренних образцов. Возникает закономерный вопрос, - можно ли
утверждать, что полученное таким способом знание будет истинным? Согласно
большинству духовных школ достоверность личного знания прямо зависит от
духовно-нравственного ядра личности. Если Истину следует искать там, где
Красоту, то Красота - там, где Добро.
Восприятие Реальности в синестетическом аспекте приводит к
определенному знанию, но для большинства людей это знание неявное. Искусство организует
познавательный материал и передает его смысл в логически структурированных
образцах.
Синестезия как способность к гармоническому восприятию
Реальности является одной из форм ассоциативного непосредственного мышления. Личные
творческие усилия обладавших этим даром подвижников, преуспевших в ин-
туитивно-духовном развитии, привели к формированию систем символических языков,
которые затем входили и осваивались в культуре, становясь общезначимыми. Это
улучшало познание Реальности, что доказывает выдвигаемый нами тезис о
важной роли синестезии в процессе
познания.