Политология / История и
теория политических партий. Партийное строительство
К.
и.н. Ночвина Б. А.
Нижегородский государственный лингвистический университет,
Россия
Консервативная концепция «Sozialstaat»: истоки и перспективы
ХХ век в
истории стран Западной Европы характеризуется созданием и выработкой
эффективной модели социального государства, поиском ее адекватного выражения
через систему социальной демократии. Существуют различные трактовки понятий «социальное государство» и
«социальная демократия». Широкий спектр
определения «Sozialstaat»
обусловлен не только различным проявлением понятия: как концептуальной идеи,
как конституционного принципа, как реальной государственной практики по решению
социальных проблем общества; но и разным толкованием целей и методов его
достижения. Понятие «социальное государство» было введено немецким экономистом
Лоренцом фон Штейном и интерпретировалось как идея осуществления государством
социального прогресса. После второй мировой войны принцип социальной государственности
получил конституционный статус, т.е. интерпретировался как особый тип
государства. Синонимом его стал термин «государство всеобщего благоденствия»,
предусматривавший тесную связь социальной защиты и экономического обеспечения
населения. Современный подход к институциональному оформлению «Sozialstaat» трактует его как такой тип государства, в
число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на
социальную сферу жизнедеятельности общества в интересах самых широких слоев
населения.
Социальная
демократия является по существу синтезом правового и социального государства.
Понятие «правовое государство» означает демократическую форму
государственности, основывающеюся на верховенстве конституционности,
законности, прав человека.
В этой связи
социальная демократия предусматривает систему общественных отношений,
направленных на защиту социальной и культурной среды, обеспечение духовных
потребностей человека, свободного и самостоятельного развития человеческой
личности.
Практическая
реализация идеи «социального государства» осуществляется через систему
социальной политики. Современное представление трактует понятие «социальная
политика» как форму обеспечения государством социальной защиты населения при
таких рисках для существования, с которыми затрагиваемые ими лица не могут
справиться в одиночку. Основу социальной политики составляет для
трудоспособного населения – обеспечения равных возможностей трудиться, для
обездоленных – социальную помощь и для всех равную степень социальной защиты.
Конкретизация системы мер социальной политики напрямую зависит от
концептуальной трактовки понятия «Sozialstaat».
Основополагающим
принципом современной консервативной модели «социального государства»,
представленным в доктрине блока ХДС/ХСС является «христианский социализм»,
выработанный еще партией Центра в конце 19 в – первой половине 20 в.
Католическая социальная доктрина,
лежащая в основе политике партии Центра, была разработана в трудах епископа
Кетлера и проф. Ф. Хитце, а после публикации папой Львом XIII
в 1891 г. энциклики «Rerum novarum»
стала официальным учением Рима. Позднее она была дополнена энцикликой «Quadragesimo anno».
Основополагающей социальной доктрины католической церкви является
христианская этика с известными принципами любви к ближнему и человека как
подобия Бога. Идеалом экономики провозглашалось общие блага и интересы
человека, которым должно служить производство. Конечной целью социальной
политики считалось «трудовая и народная общность». А ведущая цель в достижении
такого общественного устройства отводилась стоящему над классами государству.
При этом особенно подчеркивалось необходимость активной государственной
социальной политики упорядочной системы рабочего законодательства.
Основой
католического социального учения является признание и защита частной
собственности на средства производства. Оно предполагает функциональную теорию
собственности на средства производства, т.е. двойственности ее сущности,
которая проявляется в двух основных функциях собственности – индивидуальной и
социальной. Индивидуальная выражается в естественных и неприкосновенных правах
человека, и происходит из природы данного права. В частности, естественное
право на частную собственность приоритетно по отношению к государственному
порядку и государственной власти. Другой вид собственности – социальная
выражается в использовании средств производства работниками в процессе труда
(т.е. частная собственность служит также и общему благу. Концепция
«христианского социализма» непримирима к «государственному социализму», цель ее
реальная политика, направленная на стабилизацию капиталистической системы.
Признавая несовместимым социализм с учением католической церкви, энциклика «Quadragesimo anno»
заявляла следующее: «Социализм возвращается к истинам, являющимся следствием
христианской мудрости, или, по крайней мере, делает к этому определенные шаги.
В этой связи бесспорным является достойное внимания приближение требований
социалистической пропаганды к постулатам христианской социальной реформы».(1)
Базовыми
элементами социально-христианского учения являются солидарность и
субсидиарность. Идея христианской солидарности – общие религиозные заповеди,
совместное общение и т.д. была призвана помочь преодолеть недостатки
либерализма и ограниченность социализма. Таким образом принцип солидарности
выступал как антитеза классовой борьбе, которая должна доказать возможность ее
устранения и замене социальным партнерством.
Современная
германская христианская демократия опирается на целостную доктрину, основанную
на общехристианских ценностях и базовых
элементах социально-христианского учения – субсидиарности и солидаризма.
«Субсидиаризм является господствующим в социальной политике ХДС». (2)
В
теоретическом обосновании социальной доктрины христианских демократов
субсидиарность рассматривается как отношения между индивидом и обществом.
Призывая обеспечивать условия для социальной самопомощи, она предполагает в
случае болезни, старости и т.п. иметь возможность обходиться, в первую очередь,
собственными средствами и сбережениями. «Социальная политика нашего строя
следует заповедям субсидиарности. То, что может осуществить малыми силами малое
общество, не должно брать не себя более крупное».(3) Принцип христианского
социализма, заложенные в социальной доктрине ХДС/ХСС распространяются на все немецкое
общество: «Из христианской веры нельзя вывести определенные политические
программы, но своим пониманием человека она дает этическую основу для
проведения ответственной политики».(3)
В своих
взглядах на государство христианская демократия исходит из приоритета
естественных и неотчуждаемых прав личности и общего блага, настаивая на
взаимосвязи этих принципов и положений. ХДС/ХСС рассматривают государство как
продукт гражданского общества, которое
должно служить ему, а не наоборот. «Мы хотим расширить сферу свободы
гражданина и воспрепятствовать тому, чтобы государство продолжало урезывать ее,
возлагая на себя все большие задачи и, в конце концов, превратилось в
тоталитарное государство». (3)
На базе
всего выше изложенного немецким консерватизмом была разработана концепция
социального рыночного хозяйства, которая предполагалась не просто как
экономическая модель, а как социальная база для глобальных общественных
преобразований, формирования свободного человека с высоким уровнем
ответственности за свою жизнь и жизнь близких ему людей. В концепции
указывается на особую природу взаимоотношений индивида и государства, личности
и общества. Государственная политика должна быть ориентирована на создание
такого общественно-политического и социально-экономического порядка, в котором
можно обеспечить индивиду возможность свободного развития. Основой такого
демократического строя должно являться свободное рыночное хозяйство,
дополненное принципами субсидиарности. Таким образом, идеалом подобной
идеологии является «качественная свобода», свобода конкретной личности,
взаимосвязанная с интересами социальных групп и общества в целом, а не
противостоящая или подавляемая ими.
Главный
теоретик и практик концепции социального рыночного хозяйства Л. Эрхард дополнял
ее идеей «сформированного общества». Эрхард утверждал, что немецкое общество
должно превратиться в общество людей, которое ставит превыше всего достижение
объективного результата – «благосостояние для всех». В этом обществе, не
свободном от социальных противоречий, устанавливается баланс социальных
интересов, а государство выступает гарантом такого равновесия. «Такое общество
больше не состоит из классов и групп, которые хотят добиться взаимоисключающих
целей, но оно по своему существу является кооперативным, т.е. основано на сотрудничестве всех групп и
интересов». (4)
Для
христианской демократии характерно наличие двух оценок проблемы профсоюзов и
паритетного права. Одна из них объявляла профсоюзы и без того имеющих особое
положение государством в государстве, другая, дабы смягчить социальную
поляризацию общества, считала необходимым
признать некоторые завоевания профсоюзов. Представители последнего
признают право рабочих на участие в управлении не только на уровне отдельного предприятия,
но и в общегосударственном масштабе (5).
В оценке профсоюзов они исходят из принципа их нейтрализации в
политической сфере: ограничение профсоюзов целями, регулируемыми коллективным
договором, профсоюзы должны соблюдать определенную умеренность во всех вопросах, которые входят в компетенцию
партий. (5).
Поддерживая
паритетное право трудящихся, признавая взаимозависимость труда и капитала,
немецкие консерваторы полагают, что такая взаимозависимость «должна получить
равное правовое положение, равную гарантированную правом свободу, равное
влияние на ход дела, а тем самым равную гарантию всех интересов».(6) Но
поддерживая участие трудящихся в управлении производством, христианские демократы признают его только
на крупных предприятиях, паритетное право не должно вступать в противоречие с традиционной
неприкосновенностью частной собственности.(5)
Эпохальной
вехой в консервативной доктрине социального государства стал «новый социальный
вопрос» Г. Коля, который получил свое концептуальное развитие в
Людвигсхафенской принципиальной программе 1978 г. Ее теоретики К. Биденкопф и
Г. Гайслер сосредоточили внимание на вопросах мировоззренческого характера, на
изложении своей позиции по фундаментальным ценностям. «Социальное выравнивание
и справедливость в удовлетворении потребностей – отмечалось в программе, -
помощь в самопомощи и частной инициативе, справедливость в достижении успеха и
обязательное страхование, децентрализация и самоуправление, тарифная автономия
и социальное партнерство». (3) Под
таким углом зрения в программе рассматривается социальное рыночное
хозяйство и роль государства. «Новая социальная политика» сводилась к
следующему: упорядочить систему социального права, социальные услуги должны
представляться целенаправленно и быть сконцентрированы на действительно
нуждающихся в помощи. (3) Предлагая персонифицировать социальные задачи
государства, «новый социальный вопрос» переосмысливал традиционный принцип
субсидиарности: «Мы не намерены подстраховывать от всякого риска в жизни ..
социальное государство должно помочь человеку развивать собственные силы».(3).
И все же, несмотря на принципиальные изменения, социальная политика правительства Г. Коля сохраняла верность
доктрине социальноориентированного хозяйства, ХДС не превратилась в «неолиберальную»
партию, представляющей интересы крупного капитала.
Сегодня,
изменившаяся экономическая ситуация в ФРГ: стагнация, рост безработицы и др.,
требует пересмотра традиционной концепции социального государства не только от
консерваторов, но и от их оппонентов – социал-демократов. Одной из главной
задач правительство А. Меркель поставила реорганизацию существующей модели «Sozialstaat».
Комиссией Херцога была разработана новая социальная доктрина ХДС, вызвавшая
широкую внутрипартийную дискуссию. Основные спорные вопросы новой
принципиальной программы ХДС: пенсионная реформа, в частности источники
финансирования населения с низким уровнем дохода, семейная политика (проблема
бездетного поколения), реформа здравоохранения. Новая программа вызвала уже
бурный протест со стороны немецких профсоюзов и неодобрение в лице главных
теоретиков христианской демократии. Социальная доктрина, предложенная
правительством А. Меркель, еще больше
суживает принцип субсидиарности, что фактически означает торжество идеи
классического либерализма. Означает ли это «неолиберальный» переворот в
концепции социального государства консерваторов? Существенная разногласия по
поводу одобрения данной стратегии внутри блока ХДС/ХСС не позволяют однозначно
утвердительно ответить на этот вопрос, однако, на наш взгляд, перспективным будет
дальнейшее сокращение функций социального государства в доктрине немецкого
консерватизма.
Литература:
1.
Айхлер
В. Этический реализм и социальная демократия. Избр.труды. – М, 1996, - С.121
2.
Bundesparteitag der CDU. Kiel 1958. Hamburg//Die CDU und
ihre Programm: Programm, Erklärungen, Entschlieβerungen. – Bonn,
1979, - S.62
3.
Grundsatzprogramm der CDU Deutschland/Hrsg.
CDU-Bundesgeschlaftsstelle. – Bonn-Köln, 1978, - S. 25, S.5, S. 49, S.
120, S. 123
4.
Erhard L. Rede vor dem 13 Bundesparteitag der CDU,
Düsseldorf 31 Märtz 1965// Erhard L. Gedanken aus funf Jahrzenten:
Rede und Schriften. – Düsseldorf, 1988. – S. 516
5.
Nell-Bräuning O. von. Mitbestimmung wer mit wem?-
Freiburg-Basel-Wien, 1969, S.229, S. 220
6.
Nell-Bräuning O. von. Der Streik und
Lohnerhöhungen. – Kohl, 1954, - S.188