Кравцов Николай Александрович

доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия)

 

Искусство и его деятели в истории древнееврейской государственности

Сведения, которые мы на сегодняшний день имеем о государственном регулировании сферы искусства у древних евреев, незначительны.

Прежде всего, следует констатировать факт: древнейший письменный источник – Танах, который мы именуем Ветхим Заветом совершенно определённо указывает на время, с которым древние евреи связывали происхождение музыкального искусства. Как известно, согласно Священной Истории, братоубийца Каин, после совершения им преступления, был изгнан Богом, и поселился вместе с семьёй на земле Нод, что на востоке от Эдема. Там он построил город, который назвал по имени своего сына Еноха.

Енохия – первый город, упоминаемый в Библии. Именно с его основанием древние евреи, следовательно, связывали происхождение политической власти и государственности. Далее, излагается последование потомков Каина, среди которых называется Иувал. Согласно Писанию, «Иувал… был отец всех играющих на гуслях и свирели» (1. С. 4).

Несколько по-иному излагает этот эпизод истории еврейский историк эпохи эллинизма Иосиф Флавий: «Этот город он назвал по имени старшего сына своего, Геноха, Генохиею. У Геноха же был сын Иаред, а у последнего Маруил (Мегияэль), от которого родился сын Мафусаил; сыном этого был Ламех, у которого было семьдесят семь сыновей,  рожденных ему его двумя женами, Селлой и Адой. Из них Иовел, сын Ады, воздвигал палатки и любил скотоводство, а единоутробный брат его Иувал занимался музыкой и изобрел лютни и арфы»(2). 

Для нас важно не расхождение в деталях, а сам момент. Следует обратить внимание на то, что Иувал – не просто изобретатель. Согласно Библии, он «отец всех играющих», а согласно Флавию, он «занимался музыкой». То есть – перед нами не просто мастер, изготавливающий инструменты, а «профессиональный» музыкант.

Ещё важнее, что в представлении древних евреев происхождение музыкального искусства, и искусства вообще, связывается с происхождением политической организации. Искусство возникает не до, а после основания первого в истории города. Хотя, вроде бы, было бы вполне естественно, скажем, приписать изобретение свирели пастуху Авелю. Таким образом, мы можем заключить, что в древнееврейском представлении искусство есть явление общественное и, поскольку оно возникает вслед за государственной властью – в каком-то смысле политическое.

Другое изобретение Иосиф Флавий приписывает пророку и законодателю Моисею. В «Иудейских древностях» сказано: «Моисей изобрел также нечто вроде серебряной трубы, которая имеет следующий вид: длиною она немногим меньше локтя, а трубка ее узка, лишь немного шире, чем у флейты; наконечник ее достаточно объемист, чтобы вбирать в себя всю массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, наподобие охотничьего рога. На еврейском языке инструмент этот носит название асосры. Таких труб было сделано две: одною пользовались для созыва и сбора народа в общее собрание, другою приглашались старшины на совещание; если же единовременно трубили в обе, то все без исключения должны были собираться на сходку. Когда имелось в виду передвинуть на другое место скинию, то поступали следующим образом: при первом звуке труб должны были сниматься с места все те, которые жили на восточной стороне, при втором звуке те, которые занимали пространство к югу от скинии. Затем уже снималась и самая скиния, которую везли таким образом, что она помещалась между двенадцатью коленами; из них шесть предшествовало ей, шесть замыкало шествие, все же левиты окружали святыню. При третьем трубном звуке выступали жители западной стороны, а четвертый служил сигналом к выступлению для тех, которые занимали северную сторону лагеря. Этими же трубами пользовались также по субботам и другим дням для созыва народа к жертвоприношениям. Тогда же Моисей впервые после выступления народа из Египта принес в пустыне и так называемую пасхальную жертву»(2).

Прежде всего, бросается в глаза, что описываемая труба очень напоминает древнеегипетские серебряные трубы – те, которыми пользовались храмовые трубачи. Такое сходство более чем объяснимо, если иметь в виду, что описываемые события происходили вскоре после исходя из Египта, а изобретатель Моисей был, как известно, близок в своё время к египетской правящей верхушке.

Знаменательно и то, что, среди упоминаемых в Библии древнееврейских деятелей искусства особое место занимает второй царь, и одновременно музыкант и псалмопевец Давид. Важно уже то, что своё восхождение к власти он начинает, как придворный музыкант царя Саула, а после восшествия на престол не прекращает своего музыкального творчества, а, напротив, берётся за него ещё более интенсивно. Сама история царя Давида говорит нам о том, что в национальном мышлении занятия, по крайней мере, музыкальным искусством, не воспринимаются, как нечто позорное, недостойное представителей знати, и, тем более – царя. Возможно здесь также сказалось египетское влияние. Ведь в Египте деятели искусства, скорее, относились к верхушке общества, нежели к его низам.

Если верить Иосифу Флавию, Давид не только сам занимался искусством, но и заботился о привлечении к нему других представителей социальных верхов. «Давид взялся за сложение хвалебных в честь Господа Бога гимнов в разнообразных размерах, в одних из них употреблял трехстопный размер, другие писал пятистопными. Вместе с тем он велел заготовить массу музыкальных инструментов и научил левитов аккомпанировать себе при воспевании славы Предвечного по субботним и всем прочим праздничным дням. Устройство этих музыкальных инструментов было следующее: кефара имела десять струн, по которым ударяли палочкою, набла была снабжена двенадцатью струнами, и на ней играли непосредственно пальцами, кимвалы, наконец, представляли из себя большие, плоские, медные тарелки. Этих данных будет достаточно для нас, чтобы мы могли себе составить некоторое понятие о вышеуказанных музыкальных инструментах»(2). В другом месте «Иудейских древностей» указывается также: «царь велел сшить священнические облачения из виссона и сделать к ним десять тысяч поясов из пурпура. Равным образом он распорядился заготовить, по предписанию Моисееву, двести тысяч труб и столько же одеяний из виссона для певчих из левитов. Наконец, он приказал соорудить из электрона сорок тысяч самостоятельных музыкальных инструментов, а также таких, которые служат для аккомпанемента при пении, т. е. так называемых набл и кинир»(2).

Наконец, третий любопытный фрагмент хроники Флавия гласит: «так как около того времени к царю было доставлено из так называемой золотоносной страны множество драгоценных камней и соснового леса, то он употребил часть дерева на сооружение перил у храма и строений, входивших в состав царского дворца, а другую на изготовление музыкальных инструментов, цитры и арфы, дабы левитам была предоставлена возможность славословить Всевышнего под звуки музыки»(2).

Если даже приводимые Флавием цифры увеличены в разы, масштаб деятельности Давида производит впечатление. Очевидно и другое. Для изготовления такого громадного количества музыкальных инструментов необходимо множество хорошо подготовленных мастеров. А для игры на них – не меньше хорошо подготовленных исполнителей. Несомненно, что и то и другое нельзя представить, если не существует серьёзной «программы» их подготовки, осуществляемой на государственном уровне. Нельзя не обратить внимания и на то, что на эти цели государство расходовало весьма значительные средства. Один только электрон – серебряный сплав – должен был обходиться весьма недёшево.

Итак, государственное регулирование искусства, государственная опека над ним, несомненно, имели место. Если даже мы не станем относиться к свидетельствам Библии и Флавия с полной серьёзностью в том, что касается деталей, то нельзя отрицать, что они не могли появиться на пустом месте, и в их основе должны были лежать реальные исторические процессы.

Если государство действует в сфере искусства, то может иметь место и контроль над его формами и содержанием. Наличие такого контроля в государстве древних евреев мы можем также предположить. Прежде всего, имеет смысл упомянуть об иудейских религиозных ограничениях в изобразительном искусстве. Это важно, поскольку мы ведём речь о цивилизации, в которой действовала система религиозного права, и, применительно к ней религиозные предписания следует одновременно считать правовыми.

Ограничения в сфере изобразительного искусства вытекали из библейского запрета изображать живых существ. Этот запрет в наиболее чёткой форме сформулирован в Книге Исхода: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»(1. С. 79).

Более пространная формулировка, поясняющая сам религиозый смысл запрета, содержится во Второзаконии: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли»(1. С. 193).

Видно, что первоначально этот запрет касался проявлений идолопоклонства, а также попыток изобразить Бога в какой-либо из известных телесных форм. Однако, известно, что библейские заповеди, во избежание их случайного нарушения, всегда толковались иудейскими законниками расширительно. Хрестоматийный пример. Заповедь «не варить козлёнка в молоке его матери» в её расширительном толковании превратилась в запрет одновременного употребления мясной и молочной пищи, что стало со временем одной из основ «кашрута» - иудейских правил употребления пищи. То же самое произошло и с анализируемой заповедью: запрет на идолопоклонство и попытку телесного изображения Бога обратился в запрет изображать живые существа, независимо от цели такого изображения. Запрет этот, неуклонно соблюдавшийся, по крайней мере, до романизации Иудеи, затем перешёл в Ислам. Его отголоски также очевидны и в иконоборческом движении, одно время чуть было не восторжествовавшем в Восточной империи, и в практике некоторых ветвей современного протестантизма, отказывающихся от помещения изображений живых существ в свои молельные дома, и вообще избегающих какого-то ни было их украшения.

Поскольку закон Моисеев с образованием государства стал не только религиозным памятником, но и фактически кодексом права, религиозное регулирование, конечно, перешло в сферу государственного. Однако вмешательство новых политических веяний вносило свои изменения в практику применения этого запрета. С приходом к власти римских ставленников начинается, как известно частичная романизация иудейской жизни, которая проявилась, помимо прочего, и в эллинизации местной архитектуры. Ирод Великий, виртуозно лавируя между римской властью, которой следовало всячески угождать и местными ортодоксами, которых нельзя было довести до бешенства, отстроил Иерусалим в греко-римском стиле, но при этом оградил святыни национальной религии от притязаний римского благочестия. В результате,  «как только Храм оказался очищен от изображений чужеродного культа, и у власти твёрдо стала династия Асмонеев, страх идолопоклонства прекратился, и строгие законы потеряли смысл»(4. Р.10).

Как следствие, включение евреев в новую политическую среду сыграло важную роль в развитии их искусства. «Его расцвет начинается только в эпоху Ирода Великого, и после разрушения Храма»(4. Р.13). 

На волне этих политических в основе своей событий, иудейская художественная общественность не только почувствовала большую свободу в сфере изобразительного искусства, но и приобщилась к ранее недоступным сферам творчества. Например, что было совершенно невозможным ещё недавно – к театру. «В Риме были актёры и актрисы еврейского происхождения; при Нероне это был простейший способ приблизиться к императору. В частности называют некоего Алитира, еврейского мима, которого очень любили Нерон и Поппея; через его посредство Иосиф (Флавий – Н.К.)  получил доступ к императрице»(3. С. 120).

Не стоит, впрочем, считать, что политическая функция еврейского искусства проявилась только в период римской оккупации и, благодаря этиой оккупации. Как и в любом обществе, она изначально имела место. К примеру, строительство Храма каждый раз было государственно организованным событием. Причём в первый раз царь Соломон, как известно, не побоялся чужеродного культурного вторжения, пригласив иностранных мастеров.

Некоторые подробности этих событий доносит до нас Третья Книга Царств. В ней Соломон обращается к ливанскому царю Хираму со следующими словами:  «Итак, прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что нет у нас людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне…». Далее приводится ответ Хирама и излагается дальнейшее развитие событий: «И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, зачем ты посылал ко мне, и исполню всё желание твоё о деревах кедровых и деревах кипарисовых. Рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмёшь. Но и ты исполни моё желание, чтобы доставить хлеб для моего дома. И давал Хирам Соломону дерева кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его, и двадцать коров оливкового выбитого масла. Столько давал Соломон Хираму каждый год… И был мир между Хирамом и Соломоном и они заключили между собою союз. И обложил царь Соломон повинностию весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И послал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своём… Ещё у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном для надзора за народом, который производил работу. И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные. Обтёсывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы Гивлетяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома»(1. С. 364).

Ясно, что перед нами событие одновременно религиозного, политического и культурного значения. Строится центральный объект религиозного культа. Он же – главный архитектурный памятник эпохи. Он же – символ политического централизма и единства нации, а также – могущества царской власти. Одновременно – международная хозяйственная сделка, позволившая приобрести выгодного союзника. Рассуждая о политическом значении храма, как символа единства государства и установления сильной царской власти, нельзя не обратить внимание на библейское свидетельство о том, что и из тех же материалов, и, похоже, теми же мастерами строился одновременно дворец самого Соломона.

Последствием этого важного религиозного, политического и художественного акта было, помимо прочего, обогащение национальной художественной культуры ливанским влиянием. Ведь ливанские мастера «принесли с собой не только свои технические познания, но и свою артистическую культуру, которой, как представляется, оказалось отмеченной сооружение»(4. Р.16).

Эти события представляются нам чрезвычайно важными. Известно, как серьёзно относился и относится еврейский народ к сохранению своей культурной идентичности. Вместе с тем, видно, что соображения политического характера привели к допущению чужеродного художественного влияния. Несомненно, что по той же схеме и исходя из тех же соображений, действовал Ирод Великий, эллинизируя внешний образ Иерусалима.

В итоге мы приходим к следующим выводам:

1.                 Происхождение профессионального искусства в представлении древних евреев совершается после происхождения политической организации.

2.                 Значимая деятельность в сфере искусства приписывается традицией значительным историческим деятелям – Моисею, Давиду и Соломону.

3.                 Занятия музыкальным искусством не считаются социально позорными. Им активно занимается верхушка общества, в чём, возможно, проявилось влияние древнеегипетской традиции.

4.                 Государство оказывало значительную поддержку развитию искусства, и, по-видимому, прилагало усилия по подготовке его деятелей.

5.                 Религиозные запреты в сфере изобразительного искусства должны были постепенно принять характер правовых. Вместе с тем, строгость их соблюдения корректировалась в зависимости от политической ситуации.

6.                 Древнееврейское религиозное и национальное сознание предполагало подозрительное отношение к чужеземному влиянию, поскольку другие народы однозначно трактовались как «язычники». Вместе с тем, политические интересы могли корректировать это отношение. Это проявилось в культурном влиянии ливанской цивилизации при строительстве первого Храма и в частичной эллинизации еврейского искусства при династии Асмонеев.

7.                 Добавим, что сведения о деятелях искусства, не относящихся к кругу высокопоставленных музыкантов и певцов, а также об их статусе минимальны.  Речь идёт о резчиках по дереву, скульпторах, художниках, и пр. Текст Библии даёт многочисленные поводы рассуждать о том, что их социальный статус был несравним со статусом священников, военачальников и государственных деятелей. Во всех случаях, они действуют послушно по указанию государственной власти и мобилизуются в неограниченном количестве в случае необходимости. Но, тот же текст Библии не даёт оснований для того, чтобы считать их рабами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Библия. – Библейские общества. Место и год издания не указаны.

2.     Иосиф Флавий. Иудейские древности -  http://www.bukvaved.ru/istoria/9209-iosif-flavijj-iudejjskie-drevnosti.html

3.     Ренан Э. Антихрист. – СПб., 1907

4.     Sed-Rajna Gabrielle. L’Art juif. – Paris, 1975