Филологические науки/ 1.Методика преподавания
языка и литературы
Молдабекова Ж.М.
Кызылординская школа-лицей №3,
Казахстан
ВОСПИТЫВАТЬ ТВОРЧЕСТВОМ…
Художественная литература должна оказывать нравственное
воздействие, волновать душу
и ум подростка. Этой задаче учителю нужно подчинить все методические
приемы.
Прежде
всего учитывать эмоциональное
восприятие произведения.
Один
из самых важных и безотказных приемов, усиливающих
эмоциональное восприятие произведения -
чтение
вслух .
Входишь в класс, раскрываешь книгу… Начинаешь читать свое
любимое… Сначала волнуешься - какой бы ни был опыт, все равно! – дойдет ли на
этот раз? Потом забываешь о своем волнении и вообще о себе – перед тобой только любимые герои… И вдруг всем своим существом ощущаешь, что сейчас ты, как никогда,
владеешь ребячьими душами, владеешь безраздельно. И силой своего чувства, искренностью интонации, невольной дрожью
в голосе можешь повернуть их к лучшему, к доброму…(конечно, не ты, а писатель). Но – через тебя, а значит, и ты
тоже! Что может сравниться с этими минутами! В классе наступает такая
особенная, неповторимая тишина – тишина сопереживания. И даже самые
равнодушные, самые, казалось бы, циничные поддаются общему порыву.
Методика рекомендует прием комментированного чтения.
Но речь идет обычно о чтении лишь тех отрывков, которые необходимо объяснить. И
не звучат на уроках даже самые сильные, самые волнующие места, если в
комментариях они не нуждаются.
Особый разговор – о 5–7-х классах. Есть немало ребят,
равнодушных к книге, - это дети, которым никогда ничего не читали в семье.
Значит, если и мы, педагоги, не будем читать, почти наверняка лишим их на всю
жизнь радости общения с книгой, любви к ней. А между тем в этом возрасте еще не
поздно и даже еще не сложно привить органический, глубинный интерес к чтению –
больше читать детям вслух.
Я поняла: ни один метод не должен вытеснять другие. И
как раз метод беседы совершенно
необходим для того, чтобы произведение вызывало интерес, заставляло думать,
формировало убеждения, а не умение повторять наши слова.
При изучении произведения
рекомендуется ставить перед
учащимися проблему, которую предстоит решить.
Вопросы о художественных приемах, используемых
автором, целесообразно, использовать тогда, когда, как уже отмечалось, это
способствует усилению эмоционального впечатления. Обращаю
внимание своих учеников и на те художественные детали,
которые помогают лучше понять психологическое состояние героя. В 7-ом классе изучаем произведение Ч. Айтматова "Белый
пароход". Дополнительно дети знакомятся с произведениями "Первый
учитель", "Прощай, Гульсары!" Читаю некоторые отрывки. Чтение
этих отрывков бывает достаточно, чтобы ребята заинтересовались писателем. Вот
послушайте…
"Иноходец
не знал, что творилось на душе Танабая,
когда он выходил из конторы со
злым взглядом и сдвинутыми бровями. Но
он чуял. что хозяину очень плохо. И хотя Танабай никогда не бил, иноходец в
такие минуты боялся хозяина. А увидев
на дороге ту женщину, конь уже знал, что хозяину теперь станет легче, что он подобреет, придержит его
и будет о чем–то негромко
разговаривать с ней, а ее руки будут
теребить его, Гульсары, гриву, гладить шею. Ни у кого из людей не было таких ласковых рук. Это были удивительные руки, упругие и чуткие, как губы маленькой гнедой кобылицы со звездой на лбу
…"
После чтения, выдержав паузу, обратила внимание ребят лишь на одну деталь – на удивительное сравнение рук
женщины, чутких и упругих, с губами кобылицы. Только представитель народа,
жизнь которого тесно связана с природой, с миром животных, мог подметить такое.
Звучали на уроке и описание детства Гульсары, когда "солнце
ржало и скакало по горам, а он, глупыш, пускался вдогонку за солнцем…", и
эпизод спасения Танабаем овец, и песня о верблюдице, потерявшей верблюжонка.
Некоторые ребята выучили отрывки наизусть.
В своих произведениях
Чингиз Айтматов раскрывает важные вопросы современности: высокие
идеалы добра и социальной справедливости, утрата веры в человека, распространение наркомании, судьбы «братьев наших меньших» и судьба всей природы.
Читаем в 8-ом
классе отрывки из «Плахи»: «Акбара вернулась в свое старое логово. Впервые после гибели Тасчайнара. Одинокая
волчица избегала старого логова под свесом скалы – знала, что оно пусто
и что там ее никто не ждет. И
все – таки однажды исстрадавшейся
Акбаре захотелось вдруг побежать знакомым путем, юркнуть
через лазы в логово - а вдруг там
ждут ее детеныши. Не
справилась она с искушением,
поддалась самообману.
Акбара бежала как сумасшедшая, не
разбирая пути, по воде, по камням, мимо
ночных костров, мимо злобных собак…Так бежала она, одинокая и обезумевшая. И когда добежала до логова, не посмела войти в свое давно осиротевшее, забытое жилье…
Иногда прочитанный вслух отрывок из хорошо известного
произведения заставляет взглянуть на
это произведение с другой стороны. Если учитель читает от души, у учеников
появляется интерес к предмету. Из прочитанного вслух вытекают вопросы,
проблемы, обобщения… Современная литература изобилует красноречивыми методическими рекомендациями и всевозможными
советами, но живого звучания текста не заменит ничто.
Что же
определяет успех урока?
Прежде всего жизненность
цели. Я стремлюсь помочь подросткам увидеть в произведении то, что
приложимо к жизни каждого человека, а значит, и к их жизни. Помочь открыть
тайники человеческих чувств, окунуться в светлое, благородное, писательское
мироощущение. И можно, "заразить", ребят Пушкиным, Толстым, Айтматовым,
если только идешь от жизни, если честно спрашиваешь себя, зачем им, подросткам,
в их сегодняшней жизни это произведение, если к тому же оно сложно для их
возраста, раз в нем идет речь о вещах, далеких от них.
Белинский говорил: "Настоящий человек понимает любого
другого человека, ему "внятны и радостный крик дитяти при виде пролетевшей
птички, и бурное кипение юных страстей, и мудрая сосредоточенность старца…"
Ведь тот, кто понимает исключительно людей своего возраста и положения, понимает,
в сущности, только самого себя. Представляете, что было бы, если бы старики
понимали только стариков, матери –
только матерей, подростки – подростков? Как бы мы могли общаться, понимать друг
друга? Поэтому мы должны стараться понимать автора изучаемого произведения.
Настоящий писатель думает о жизни, понимает людей глубже, чем мы
с вами. В настоящем художественном произведении всегда есть какая-то частица
ответа на вопрос: как жить? Как жить, чтобы твоя жизнь давала радость тебе и
другим.
Итак, жизненность подхода к произведению - прежде всего. Решая
эту задачу, учитель сталкивается с некоторыми трудностями. Трудности
преодолимы, если в душе учителя не перестанет звучать беспокойный вопрос
"зачем?" И, наверное, лучше, если ученики будут это "зачем?" понимать с самого начала.
Самое пристальное внимание уделяю я культуре дискуссии. Как часто
спорящие не слышат, не понимают друг друга. А ведь, не научившись культуре
полемики, нельзя научиться демократии. Не воспитав умения осмысливать иную
точку зрения, нельзя воспитать уважения к людям, самокритичность, терпимость.
Стараюсь в своих приемах идти от жизни, максимально
приближать к ней ребят… Никогда не настаиваю, чтобы все учили одни и те же стихотворения – даю свободу выбора.
Заучивания поэтического произведения, только тогда может принести нравственную,
эстетическую пользу, когда у человека есть внутренняя потребность его
запомнить. Однако требования
выразительности чтения – одно из самых жестких моих требований. Потому
что плохое, невыразительное чтение убивает впечатление.
Выразительное чтение - важная ступенька в воспитании чувств. Свобода
выбора заучиваемого наизусть – это тот минимум индивидуального подхода, который
мы можем осуществить всегда и без всяких трудностей. Никакие методы не
срабатывают на всех одинаково, а есть подростки, которым может помочь только
серьезный индивидуальный подход. Нельзя предлагать учащимся работу, которая не
вызовет у них душевного отклика. Нужно было найти то, что всколыхнет его
чувства. И считаться с его трудностями и возможностями. Пренебрежения взрослых
к этому оборачивается для ребенка бедой. Если мы учитываем его особенности, его
затруднения и возможности, если обращаемся к чувствам его, а в словах наших –
понимание и сочувствие - дойдет до юной души и слово великого художника, и наше
слово тоже...
Убеждена: получится у каждого учителя, который
действительно хочет, чтобы художественное произведение дошло до сердца, помогло
жить и становиться лучше. Если только
эта цель станет для учителя главной и будет важнее любых конъюнктурных
соображений. Потому что тогда это страстное желание будет определять выбор
приемов и методов, диктовать то, а не другое слово, ту, а не иную интонацию. А
это и есть творчество…
Литература:
1.
Кленницкая И.Я. Когда слова
диктует чувство. - М.: Политиздат,1999.
2.
Градов И.И. Поиск новых путей. – М.: Школа ,1990.
3.
Метс А.А. Поговорим, поспорим. - М.: Просвещение,.1991.