Р.Ф.Хасанов,
Бирская государственная
социально-педагогическая академия,
Республика Башкортостан
Система образов романа А.Хакимова «Лихие времена»
Большое место в романном наследии
А.Хакимова занимает историческая тема. Романы «Лихие времена», «Плач домбры»,
«Мелодия степи», «Ураган», «Караван», «Нет спасения от бури» - яркое тому
подтверждение. Они посвящены различным периодам жизни башкирского народа – от
Средневековья до 30-50-х годов ХХ столетия. В широком смысле – это романы о
прошлом, воссоздающие отдаленные эпохи на основе фольклорных, документальных
источников. Если же рассматривать их с позиций собственно исторического романа,
то критерии жанра выдержаны лишь отчасти. Например, не во всех романах мы видим
исторических деятелей в качестве главных героев, в сюжетно-композиционной
структуре произведений большую роль играют вымышленные персонажи и события,
отсутствие достаточного фактического материала вынуждает автора часто
прибегнуть к легендам, преданиям, сказаниям, кубаирам и т.п. Тем не менее они
художественными средствами верно воссоздают атмосферу изображаемой эпохи,
изображают масштабный исторический конфликт, расстановку социально-политических
сил. Вспомним слова В.Г.Белинского, который роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
относил к ряду исторических. Причину этого критик объяснял тем, что здесь «…мы
видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из
интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть
поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни
одного исторического лица» [1, 424].
В полной мере это относится и к роману
«Лихие времена», посвященному событиям конца
ХIV века, когда «солнце Орды клонилось к своему закату,
тогда как над Московским государством поднималось молодое солнце возрождения»
[2, 307-308]. Это роман так называемого «вальтер-скоттовского» типа, в котором
сюжет строится на вымысле, но правдиво передает реалии изображаемой эпохи,
воплощает конкретно-исторические конфликты социального, морально-нравственного
характера. Вымышленный сюжет включает в себя исторически точные сведения, даты,
рассказ об исторических событиях, лицах, другие атрибуты времени. В одном месте
читатель встречается с вымышленным персонажем – охотником Дулай_Мэргэном, участником
Куликовской битвы, который рассказывает об этом сражении.
Плодом авторской фантазии также являются
образы Кувандыка и Серебряной Капли. Рассказ о них выполняет важные
идейно-эстетические задачи. Эти молодые герои – воплощение башкирского
национального характера, борцы за освобождение народа. В Кувандыке сплелись
качества воина и мирного труженика, искусного мастера-ювелира. Не удалось ему в
это жестокое время полностью осуществить свою мечту стать настоящим мастером.
Серебряная Капля – символ красоты и нежности, также не смогла добиться счастья
в этом мире войны. История их
взаимоотношений, трагической любви выстраивает целую лирико-романтическую линию
в повествовании. «Высокости» предмета изображения соответствуют и средства
выразительности – эмоциональные эпитеты, метафоры, поэтические сравнения,
образы-символы. Обращение к экспрессивной внутренней речи героев, риторическим
вопросам, восклицаниям, инверсии, метафоричность, использование гипербол,
острая конфликтность и яркая интонационная окрашенность сюжета – всё это служит
героизации образов действующих лиц и в целом истории, создает ореол
романтичности вокруг героев, возвышает их над повседневностью.
Среди образов, имеющих своего
исторического прототипа, следует назвать образ Едигея, которому автор уделяет
немало внимания. При этом он опирается на фольклорные источники, в частности на
эпические сказания «Идиге», «Идукай и Мурадым».
Об
Едигее известно, что он происходил из племени Мангыт, пришедшего в составе
войск Чингисхана из Монголии, был талантливым военачальником и правителем, но
человеком двуличным, ненадежным и коварным. Создавая его образ, А.Хакимов
стремится к исторической достоверности и психологической убедительности, рисует
образ типичного чингизида, привыкшего владычествовать, самоуверенно и вольно
распоряжаться судьбами многих тысяч людей и в то же время обеспокоенного
будущим своего наследия. В романе несколько раз дается внешний портрет героя,
но больше внимания уделено его
внутреннему миру. Показ героя наедине с самим собой, использование при
этом монологов, несобственно-прямой речи позволяют автору вплотную приблизиться
к нему, показать изнутри, «читать» сокровенные мысли. «Ему было приятно
слышать, что и в ближайшем окружении, и в войсках считают его суровым и
непреклонным воином, опытным и дальновидным политиком, зорким сердцеведом.
Человек честолюбивый, он гордился лестной для себя молвой, считая ее
справедливой, всячески подогревал и поощрял. Постепенно в нем крепло сознание
непогрешимости своих суждений, убеждение
в избранности своей судьбы. Властной напористостью натуры он умел
подавлять мнения других, скрывая от себя и от окружающих терзавшие душу
сомнения, горькие разочарования» [3, 214].
Достойным идейным противником Едигея
предстает Юлыш – глава башкирского племени Голубой Волк. В этом обобщенном
образе воплощены лучшие черты народа – мудрость и опыт, любовь к родной земле и
ненависть к врагам, трудолюбие и искусство воина. Рисуя смерть Юлыша и других
от рук степняков, автор проводит мысль, что не дано мирно трудиться простому
человеку на родной земле.
Своеобразен образ муллы Сайфуль-Мулюка,
исторические корни которого трудно указать. Скорее, это образ своего рода
миссионера в башкирском крае, в задачи которого входило распространение ислама
среди язычников-башкир. Он - проводник политики Едигея, который стремится не
только к физическому, но и к духовному порабощению малочисленных народов при
помощи таких имамов. Его смерть от рук дервиша символична: все попытки
завоевателей удержать народы в рабстве, подавить их стремление к духовной
свободе встречают отчаянное их сопротивление. Об этом известный
ученый-литературовед А.И.Харисов пишет, что «…башкиры не были проникнуты
достаточной любовью и верностью к исламу, они не всегда благожелательно
воспринимали мусульманскую литературу и проповедников ислама, иногда с позором
прогоняли ишанов и некоторых миссионеров от религии» [4, 173]. Вместе с тем
автор не лишает Сайфуль-Мулюка и положительных черт. У него развито чувство
прекрасного, его зачаровывают красоты башкирской природы; он способен искренне
полюбить женщину, стойко выносит тяготы и лишения скитальческой жизни. В этом
смысле образ миссионера несет идею о
прогрессивном значении ислама для языческих племен в их историческом развитии.
Таким образом, система образов романа,
включающая как реальных исторических лиц, так и вымышленных персонажей, а также
изображенный конфликт создают типические обстоятельства и характеры, присущие
той отдаленной эпохе.
Примечания
1.
Белинский В.Г. Взгляд на
русскую литературу.- М., 1982.
2.
Хакимов А.Х. Куштиряк.
Лихие времена: Романы.- М., 1984.
3.
Там же.
4.
Там же.