Д.ф.н., Вохрышева
Е.В.
(Самарская
государственная академия культуры и искусств, Россия)
Флуд, флейм, холивар и троллинг как
формы девиантного поведения в интернет- коммуникации
Появление
киберпространства как особой среды обитания человека, уже привело к изменению
сложившихся в социуме архетипов, ритмов функционирования, эстетических образов,
моделей экономической деятельности и форм социальных взаимодействий. Природа
позитивного влияния интернета должна
рассматриваться на нескольких уровнях: на
уровнях индивидуального и социального поведения, на экономическом
и политическом уровнях. Существуют также и «темные стороны» интернета,
которые обсуждаются учеными и пользователями глобальной Веб-сети. Прежде всего,
это нарушение социального баланса в сфере услуг и сокращение заработной
платы тех работников, компании которых не могут полностью перейти на
телекоммуникационные услуги и сделать их дешевле для потребителя. Во-вторых,
возникают проблемы сохранения интеллектуальной собственности. Это сильно
бьет по доходам людей, работы которых могут тиражироваться в интернете без
отчисления им доли доходов. Третья
проблема связана с дисфункциональным (термин Роджера Кларка [2])
или девиантным поведением индивидов в сети, которое ранжируется по
многим направлениям. Четвертой проблемой становится угроза правительствам
стран, связанная с нарушениями законности на территории интернет,
невозможностью применить существующее законодательство и возможностью
разрушения суверенитета и культурной целостности страны [3,5].
К основным, формам проявления девиантного поведения в
киберпространстве можно отнести следующие: хакерство; спам, флуд, флейм, троллинг, нарушение режима
секретности; диффамация; кибертерроризм; компьютерная порнография [1,3,4].
Рассмотрим некоторые формы агрессивного
поведения в Интернет-коммуникации: флуд, флейм, троллинг. Флуд - неоднократное повторение ненужной информации, размещение
однотипной информации, одной повторяющейся фразы, символов, букв, одинаковых
графических файлов или просто коротких бессмысленных сообщений на веб-форумах,
в чатах, блогах. Лицо, которое распространяет флуд, на интернет-сленге
называется флудером. На форумах даблпост (или оверпост), то есть два или более
сообщений подряд, также считаются флудом. К примеру, создаётся тема, где
описывается возникшая у участника проблема. Все ответы типа "А я не
знаю", "А у меня такого никогда не было", "Вот это ты
попал!", либо просто «смайлы» относятся к флуду и удаляются модераторами.
Существует несколько признанных видов флуда:
1. Обычный флуд сообщениями — отправка большого
количества однотипных сообщений. Самый простой способ организовать такой вид
флуда — написать некоторую фразу, а затем используя связку Ctrl-C/Ctrl-V
отправлять её в чат. В некоторых чатах достаточно набрать фразу и отправлять её
в чат многократным нажатием клавиши Enter, пока форма сообщения не очистится.
2. Ник-флуд организуется путём ввода флудером в
чат большого количества зомби-пользователей (ботов) или частой смены
собственного Ника.
3. Вайп — создание на форуме большого количества
пустых тем.
4. Смайл-флуд — отправка в чат сообщений,
состоящих из одних смайликов или превышающих допустимое значение их количества.
Разновидностью флуда может считаться оффтопик. Оффтопик (иначе
офто́пик, оффтоп от англ. off topic) — любое сетевое сообщение, выходящее
за рамки заранее установленной темы общения. Оффтопиком может считаться:
-
запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо
той теме, в рамках которой запись оставлена;
-
письмо в почтовой рассылке, не соответствующее теме рассылки;
-
запись в каком-либо из сообществ LiveJournal, не соответствующая профилю этого
сообщества;
-
запись в гостевой книге, не соответствующая тематике веб-сайта, на котором
располагается гостевая книга;
-
реплика в чате, не соответствующая объявленной теме (топику) диалогов чата;
-
вопрос, заданный в сообществе «Ответы mail.ru»
не в той категории, в которой он должен быть.
Оффтопик, начатый один пользователем может
перерасти во флейм. Нижеприведенный
анекдот очень ёмко оказывает сущность флейма:
«-Ты идёшь спать?
- Не могу. Это очень важно.
- Что?
- В интернете кто-то неправ.»
Флейм - ситуация, при которой пользователи
уходят от основной темы обсуждения и переходят на взаимные оскорбления.
Наиболее частые причины флейма: 1. Дружеские
насмешки, неудачные и двусмысленные шутки, намеки и т.п. — оскорбительные при
нормативном толковании в серьезном смысле; 2. Резкие высказывания в адрес
«посторонних объектов» (игр, корпораций, спортивных команд, программ, фильмов,
артистов), которые хотя и не являются нападками на личность собеседника, но
могут приниматься им близко к сердцу; 3. Неаргументированная критика или
насмешка, например, по поводу тезисного высказывания, без выдвижения
антитезиса; 4. Некоторые полемические приемы (например, путем доведения до
абсурда правильно выраженной мысли собеседника, посредством подмены понятий); 5.
Фразы «свысока», вызванные ошибочным определением возраста или квалификации
собеседника; 6. Бросание вызова собеседнику; 7. Разные взгляды на политические
и исторические события; 8. Дебаты, полемика, демагогия, с использованием
оскорбительных высказываний, не имеющие отношения к первоначальной теме.
В случае, если обсуждение касается какой-либо
конкретной темы, как правило, обсуждаемой уже не раз и не только в данном
конкретном сообществе, речь идёт о холиваре. Холивар (от англ. holy war — священная война) - обмен сообщениями в
интернет-форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в
которых участники яростно пытаются навязать друг другу свои точки зрения.
Например, доказать друг другу преимущество одной из нескольких похожих
альтернатив (компьютерных программ, технологий, актёров, музыкальных групп и т.
п.). На данный момент в сети сложился внушительный список тем, обсуждение
которых неизменно приводит к холивару. Как правило, бессмысленность данного
занятия объясняется страстью людей к спорам и полемике, какими бы бесполезными
с точки зрения исхода они ни были. Естественно, не найдя компромисса, участники
часто переходят на личности и взаимные оскорбления. Несмотря на то, что сейчас
в русскоязычном виртуальном пространстве существуют специальные сайты,
созданные для различных холиваров (www.holywars.ru, www.lovehate.ru) количество споров на
всевозможных форумах и блогах не уменьшается. Наоборот, с каждым разом
увеличивается список самых популярных
для спора тем. Мы можем выделить несколько тем, известных даже людям, не являющимся постоянными пользователями
интернета: Левый руль vs правый руль?; Украина vs
Россия?; ВКонтакте или Одноклассники.ру?
Возникновение холивара часто обусловлено
появлением в топике или чате так называемых «троллей». Цель этих людей разжечь
конфликт, написав заведомо провокационное сообщение. Отсюда троллинг - размещение в Интернете
провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками,
пустой трёп, оскорбления и т. п. Сами тролли делят троллинг на «толстый» и
«тонкий». «Толстый» троллинг всегда виден при первом взгляде, он состоит в
вызывающем поведении, прямых оскорблениях и однозначных нарушениях правил.
«Тонкий» троллинг намного сложнее распознать, его удачность и степень
воздействия зависит от того, насколько хорошо тролль разбирается в людях.
«Тонкий» тролль отлично знает все правила, принятые в месте, где он троллит, и
действует на их грани. Успешно проведённый «тонкий» троллинг может даже не быть
обнаружен.
В киберпространстве появляются и «охотники на
троллей»: этот тип пользователей зачастую наносит не меньший ущерб, чем сам
тролль. Одно сообщение тролля может остаться незаметным, но десять охотников на
троллей, незамедлительно отреагировав, в состоянии свести на нет любую
дискуссию.
Любое средство
медиа, становясь доступным для широких масс, изменяет самосознание человека и
его психологию. Интернет трансформирует и растворяет само понятие
«идентичность». Это случается в связи с тем, что в виртуальной реальности
человек может надевать на себя маску, прикрываясь фальшивой личностью, или
может выбирать множественное количество личностей и идентичностей. Человек
играет роли, которые дают ему возможность развивать новую идентичность на
разных фазах и воспринимать сценарий как другой возможный мир.
Литература:
1.
Бондаренко С. В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения / С. В.
Бондаренко // Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения
молодёжи Дона и Юга России. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003. - С. 54-88.
2. Clarke R. Paradise gained, paradise re-lost: how
the Internet is being changed from a means of liberation to a tool of
authoritarianism / R. Clarke // Mots Pluriels. -
2001. - No 18. - August. // http://www.arts.uwa.edu.au/MotsPluriels/MP1801rc.html.
- 29 p.
3. Froomkin M. The Internet as a Source of Regulatory Arbitrage / M.
Froomkin // Borders in Cyberspace
/ B. Kahin, C. Nesson (eds). - N.Y.:
MIT Press, 1997. // http://www.law.miami.edu/~froomkin/articles/arbitr.htm
4. Tao W.
Censorship and Protest: The Regulation of BBS in China People Daily / W. Tao //
First Monday. – 2001. - 6.
- 1 (January). // http://www.firstmonday.dk/issues/issue6_1/tao/index.html