К.филол.н. Е.А.Федосова
Донской государственный
технический университет, Россия
Проблемы сохранения и восстановления
памятников культуры в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина
«Письма из Русского музея»
Художественно-публицистические
очерки В.А.Солоухина «Письма из Русского музея» отличаются масштабностью
историко-философского фона, многоголосием, использованием
фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, богатством
ассоциативного (звукового, живописного, смыслового) мышления. Главной мыслью
этого произведения является ответственность человека за сохранение духовных
богатств перед грядущими поколениями. Рассуждения о духовной жизни человечества
звучат в трагической тональности: усиливается непреходящее чувство тревоги о
будущем страны.
Актуальность
поставленной В.А.Солоухиным проблемы определила основное содержание очерков.
Оригинальный синтез эстетических, религиозных, философских идей явился основой
глубокой переоценки писателем русской национальной культуры. Наиболее
интересные результаты достигнуты В.А.Солоухиным в изучении литературной стороны
иконописных и живописных произведений искусства.
В
центре внимания писателя находится эстетическая природа творчества
древнерусских и русских художников. Но эстетические проблемы искусства,
рассмотренные В.А.Солоухиным, – цветовые и композиционные проблемы, проблемы
художественных образов, проблемы взаимоотношения литературной и художественной
сторон произведения искусства, проблемы индивидуальности и типизированности
художественных образов – неизменно подчиняются нравственным проблемам.
Следует отметить, что в
художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» нравственные
проблемы - проблему отношения человека к произведениям искусства, проблему
нравственного воспитания людей –
писатель рассматривал наряду с проблемами сохранения произведений
искусства и приобщения современного человека к культурному наследию прошлого.
Разнообразие поставленных автором проблем объединяется одной, центральной темой
– темой искусства.
Проблематика произведений определяет их
своеобразие. В многоплановой хронике
Солоухина сочетаются дидактичность, присущая М.В.Ломоносову и
А.Н.Радищеву, и документальная точность в изображении цепи событий, связанных между собой образом рассказчика и данных
в хронологической последовательности, которая отличала любимых автором
писателей М.М.Пришвина и Г.К.Паустовского.
Эпистолярный
жанр дал возможность Владимиру Алексеевичу Солоухину перейти к осмыслению и
постижению вечных философских проблем: взаимодействия человека и природы,
соотношения в человеке духовного и физического начал, интерпретации красоты как
основного духовного понятия. Обращение к условному адресату позволяет Солоухину в свободной манере
говорить об негативных тенденциях развития социальной и культурной жизни общества шестидесятых годов ХХ века и
актуальных на сегодняшний день проблемах спасения и восстановления гибнущих
памятников отечественной истории и культуры.
Полифонический
эффект достигается в прозе В.А.Солоухина различными способами – пересечением
внутренних монологов, неожиданной сменой ракурсов, временным монтажом,
перемещением во времени и пространстве, сплетением исторических и
географических пространств, смешением судеб и характеров. Это дает писателю
возможность выйти за пределы ограниченного временного пространства или
локализированного социума, разомкнуть историческое пространство с его привычной
последовательностью. Используя сравнительно-исторический анализ произведений
иконописи и живописи, В.А.Солоухин выстраивает свои мысли таким образом, что
читателю становится понятной основная идея произведений.
Произведение
делится на тринадцать частей, каждая из которых несет свою идею. Все части
объединены лирическим «я» писателя, который воспринимал современника как
продолжателя многовековой историко-культурной эволюции.
Предметом
исследования в Русском музее для В.А.Солоухина стали произведения
изобразительного искусства. Перед нами открывается удивительный мир живописи.
Писатель говорит и о других видах искусства, но более полно и обстоятельно речь
идет о живописи: начиная от истоков древнерусской иконописи – и заканчивая
модернистскими и постмодернистскими живописными течениями. Виды и жанры
произведений искусства непосредственно связаны писателем с различными периодами
исторического развития общества. По мнению В.А.Солоухина, в разные периоды
исторического развития общества функциональная роль искусства была различной.
Повествователь дает оценку различным явлениям в области искусства.
Изобразить
исторический процесс развития искусства на протяжении нескольких веков
В.А.Солоухину помогает использование в художественно-публицистических
очерках «Письма из Русского музея» анализа отдельных крупных явлений культуры.
Открыв свое исследование анализом иконописного мастерства Андрея Рублева,
Дионисия и Симона Ушакова, Владимир Алексеевич Солоухин не только отмечает
особенности художественного стиля
каждого из перечисленных иконописцев, но и соотносит их творчество с
исторической эпохой, находит типичные черты или определяет новаторские черты, в
дальнейшем ставшие основополагающими для иконописания. Для В.А.Солоухина
великие художники Древней Руси и России
ХVIII-ХХ веков стали своеобразными вехами в истории отечественной
культуры.
Недоговоренность
писателя в освещении ряда событий и явлений культуры Древней Руси приводит
читателя к осмыслению и переосмыслению биографических фактов из жизни
художников, более детальному анализу икон. Следуя просветительской цели,
Владимир Алексеевич Солоухин одновременно решает и дидактические задачи: вопрос
о сохранении памятников культуры по-прежнему является открытым. Если сравнивать
В.А.Солоухина с живописцем, то писатель не стремится к передаче впечатления
посредством красочных мазков, рассчитанных на то, чтобы картина смотрелась на
расстоянии, - он тонкой уверенной кистью выписывает мельчайшие детали, но
делает это без ущерба для целого.
Пространственно-временная
картина мира русской национальной культуры предельно насыщена: от зарождения
иконописи в искусстве Древней Руси до современных В.А.Солоухину
культурно-исторических событий. Исторические и автобиографические события тесно
переплетаются между собой, создавая целостный образ открытого культурного
пространства.
В.А.Солоухин
использует внешнее и внутреннее временные пространства. Внешнее временное
пространство представлено реальными событиями из жизни писателя: посещением
музея, выставок, поездками за границу. Текстовый материал строится на
автобиографических фактах и размышлениях автора и потому имеет ярко выраженный
субъективный характер.
В
процессе исследования темы искусства в художественно-публицистических очерках
В.А.Солоухина возникла необходимость найти систему однозначных понятий и
отношений, позволяющих описать структуру произведений писателя шестидесятых
годов, установив на уровне концепции – модели ее компоненты и существующие
связи, разработать средства фиксации этих составляющих в их качественных
характеристиках. С этой целью были обозначены границы временных и
пространственных плоскостей произведений В.А.Солоухина. Временные плоскости,
различные по протяженности, постоянно пересекаются. Реальная пространственная
плоскость художественно-публицистических очерков «Письма из Русского музея» -
Русский музей. Условное пространство – мир древнерусской и русской культуры –
единое для обоих художественно-публицистических очерков. Пространственные
плоскости, реальная и условная, находятся в тесном взаимодействии и позволяют
отметить общие закономерности в развитии русского национального искусства.
Внутреннее
временное пространство содержательнее внешнего. Его текстовый материал строится
на основе реальных и вымышленных биографических фактов выдающихся русских
художников, литературно-искусствоведческого анализа произведений искусства,
сопоставительного анализа произведений искусства. Возникает парадокс:
внутреннее временное пространство поглощает внешнее. В.А.Солоухин разрешает
парадоксальную ситуацию посредством раскрытия читателю возможностей
человеческого сознания при соприкосновении с многообразным миром культуры.
Механизм взаимоотношений человека и культуры сложен, с одной стороны, они
связаны сферой сознания, с другой стороны, семиотической реальностью
произведений искусства. Решающую роль в данной ситуации играет мотив движения,
духовного роста человека. Он позволяет читателю соединить временные
пространства с целью приобщения к исторической памяти народа.
Смена временных пространств, прерывистый ход
сюжетного времени обусловлен задачами, поставленными писателем в
художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея». В связи с
этим можно отметить, что акцентирование внимания читателей на сознании
рассказчика и других действующих лиц произведения позволило В.А.Солоухину
предельно сжать время действия и обратиться к исторической памяти персонажей
как неотъемлемой части единого временного пространства русской национальной
культуры. Такое обозначение временных координат литературной действительности
является специфической чертой
художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина. Духовные координаты
пространства и времени русской культуры представлены писателем посредством
знаков – иконописных и живописных произведений искусства.
Нами
отмечен аксиологический подход писателя к раскрытию темы искусства в
литературных произведениях. В связи с этим обозначены нравственно -
эстетические критерии духовно-эстетической ценности произведения искусства. К
ним относятся ярко выраженная религиозная направленность древнерусской
живописи, многофункциональная сфера иконописи, интерес иконописца и художника к
внутреннему миру человека, специфически национальные черты живописи, реализм
изображаемого. Писатель предстает перед нами не только как разбирающийся в
вопросах иконописи коллекционер, но и как эстет, человек, тонко чувствующий
красоту. Владимир Алексеевич Солоухин на основании многочисленных эпизодов
создал лирическую хронику народной жизни, объединив темой искусства
разнообразные по характеру повествования автобиографические события.
Обозначен
круг проблем, рассматриваемых В.А.Солоухиным в рамках
художественно-публицистических очерков. Интегрирующими среди них являются
нравственные проблемы. Интерес к духовному миру человека и национальной
культуре понимаются нами как основные свойства художественно-публицистических
очерков В.А.Солоухина, предполагающие выражение отношения писателя к
культурно-историческим изменениям в обществе. Для творческого метода
В.А.Солоухина характерно утверждение неуклонного стремления человека к духовному обогащению внутреннего мира
путем приобщения его к произведениям русской и мировой культуры.
Многообразие
фактического материала рассмотрено писателем с философско-этических позиций.
При анализе памятников древнерусской и русской культуры В.А.Солоухин предстает
перед нами более литератор, нежели искусствовед. Для писателя иконописные и
живописные произведения искусства представляют интерес с литературной и
семиотической точки зрения. Такой подход В.А.Солоухина к теме искусства
обусловлен идеологическими задачами приобщения читателей к миру культуры. В
связи с этим сравнительные характеристики, данные писателем при анализе
творчества древнерусских живописцев, сравнительные характеристики творческой
манеры русских художников, биографические данные художников, рассмотренные
автором в связи с проблемой творческого метода, составляют единое
художественное полотно, способное передать специфику национального русского
искусства.