Философия \ 1. Философия литературы и искусства
Д.ф.н. Воронина Н.И.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия
ТЕРРИТОРИЯ МУЗЫКИ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ
В рамках
метафизики музыки необходимо ответить на фундаментальный вопрос: что есть
музыка? Единственно возможный ответ на этот вопрос: «Музыка есть отражение внутренней
сущности мира». И лишь личность может и должна быть ее выразителем. Мыслители разных
столетий задавались этим вопросом и искали на него ответы, В разной степени были философствующими
художниками и люди, занимающиеся творчеством. Простое слушание музыки их не
удовлетворяло – многие считали, что музыка «получает смысл и значение, когда
она - в едином плане, в цельности миросозерцания» (В.П. Боткин). А эта
цельность достижима с участием другой деятельности - философской, которую каждый
из них пытался объяснить себе не только с эстетической и научной точки зрения,
но также метафизически.
В московской литературно-художественной среде ХIХ в. вопросы искусства никогда не обсуждались
изолированно от проблем философских. Разговор о творчестве Гете и Шиллера, о
поэзии А.С. Пушкина или игре В. А. Каратыгина возникал как естественное,
органическое продолжение споров вокруг самых разнообразных вопросов философии.
В своих заметках "Об отношении философии к искусству" Н.В. Станкевич
подчеркивал, что ни одна отрасль духовной жизни не развивается изолированно,
независимо, ибо "каждый член духа живет и растет с целым его
организмом" 1. Искусство
в своем развитии неразрывно с общей историей человечества, стало быть - для
того чтобы понять природу искусства, надо осмыслить его отношение к истории, к
жизни, а философствование и музыка сливались в «единую симфонию» (Н.П. Огарев).
Музыканты-исполнители
и композиторы ХIХ-ХХ вв., выражают эту сущность
через прочтение и толкование феномена музыки и ее «жизнесмыслов» (Г.Д. Гачев) в
мелодико-гармонических, ритмических и эмоциональных конструктах, стремясь создать
средствами музыки некую универсальную
метафизику мироустройства. В
освоении всей этой мозаики угадывается
стиль творца: философию они
понимают как переживание, она
для них есть часть творческого процесса. Такое понимание органично вписывается
в мировоззренческую картину русской
духовности XX и нач. ХХI
вв, для которой характерна идея
взаимопроникновения искусства, философии и жизни.
В автобиографических записках, в
исповеди, в переписке А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича (ХIХ в.) звучит постоянная тема взаимопроникновения
искусства, философии и жизни. Открытие мира философских идей состоялось у
каждого по-разному, и в разном возрасте.
для рассуждений – искусство или конкретно музыка. Они не просто смотрят
и слушают, они передают, посещавшие их в романтически-юношеском возрасте
настроения, когда восхищение произведениями искусства мгновенно сменялось мучительными
страданиями, либо разочарованием. И это становилось поводом для важнейших
выводов о душе и духовности бытия человека.
Это было открытием, но главное, что это постепенно становилось
потребностью, «важной струной жизни». Что я создаю? В чем состоит процесс моего
творчества, свободные творческие акты, когда «творчество и мысль, в сущности
своей, составляют единое и целое…»(В.П. Боткин), а действительность понимается
как одна из форм актуального переживания свободы? В звуки «воплощается
гармония мира и чувство бесконечного». Так
ли уж разнится метафизика музыки ХIХ века и
«гармоническое здание» музыкальных идей ХХ века? На этот весьма не простой
вопрос отвечают деятели музыкальной культуры ХХ-ХХI века. С точки
зрения певицы Л.И. Кожевниковой, творческий процесс непременно включает в себя
момент преодоления всех трудностей и слабостей творческого акта, это состояние, это цель, это высший смысл
творческой деятельности. Для композитора
С.Я. Терханова музыка как созидающая сила, тоже постоянно находится в непрестанной борьбе самоутверждения. Согласно
его теории жизни как свободной игры творческого духа, он создает себе препятствия
в процессе творческой деятельности и сам же их преодолевает. Причем
преодолевается совершенно реальный комплекс сил: от мрачных, тревожных ритмов, до мучений любви, то
есть комплекс сил, вибрирующий тысячами оттенков эмоционального и
психологического переживания. Собственно, вот она метафизика музыки, вот ее
суть, вот принцип становления, как философской драматургии, так и музыкальной.
Таким
образом, у людей, одаренных исключительной
творческой импульсивностью, пытливостью, волевое борение означает одно из
важных свойств его творчества. Пульсирующие чувства и мысль творца, страстность,
эмоциональность, волевые устремления и
рождают определенный стиль музыкального мышления, индивидуальный в своих
проявлениях, но базирующийся на основных духовно-творческих основаниях времени.
Не индивидуальный, а точнее исповедальный, интимно-личностный аспект
исповедального, который выражает особую
знаковую доминанту культуры и особенно
ярко проявляется в музыке.
Можно привести десятки возвышенно-поэтических (и по
существу своему совершенно верных) определений музыки. Музыка - истинная всеобщая человеческая речь
(К. Ю. Вебер). Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся
вселенная (Ф. Шопен). Музыка одна является мировым языком и не нуждается в
переводе, ибо говорит душе (Б. Авербах).
Музыка является до предела «непроизносимой» сферой духовного поиска, жизненной
стихией творчества (А. Белый); вневременным бытием, движением без материального
носителя, полетом мысли, удивительным образом нерасчленимым на частности (А.Ф.
Лосев). И как бы мы не расширяли этот ряд музыкантов и мыслителей, однако и они не могут дать ответа на извечный
вопрос: что есть музыка, почему она
наравне с литературой, живописью, религиозным творчеством, всегда
находится на рубеже острых социокультурных дискуссий, становясь камнем
преткновения в бесконечных спорах о смысле бытия?! Почему ее территория не
имеет границ?!
Литература
[1]
Н. В. Станкевич. Стихотворения. Трагедия. Проза. - М., 1890. - С 176.