Философия.
Социальная философия
К. ф. н., доцент Игошева М.А.
Ростовский
государственный университет
путей сообщения
г. Ростов-на-Дону, Россия
Проблема этнических контактов в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева
Актуальность научного изучения творчества
Гумилева становится вполне очевидной, как только мы обращаемся к современным
культурологическим прогнозам и анализу вопросов взаимоотношения культур в новом
тысячелетии. Самые серьезные из них, для теоретического исследования и
прогнозирования миропорядка в ХХI веке,
предлагают новую парадигму, в основу которой положен анализ этнических
процессов. Ученые, исследователи объясняют это тем, что мир XXI столетия – многополисный мир, основанный на
культурно-этническом фундаменте. Это свидетельствует о том, что в решении
современных задач научного прогнозирования идеи Гумилева, в частности, теория
этнических контактов, могут быть весьма востребованными.
В трактате «Этногенез и биосфера Земли»
Л.Н. Гумилев выявляет три варианта этнических контактов: симбиоз, ксения,
химера. Характер этнического контакта определяется и зависит от трех причин: уровня
пассионарного напряжения этносов; комплиментарности контактирующих
суперэтносов, частоты и ритма этнических полей; степени совпадения
экологических ниш.
Исходя из того, что в своем становлении
этнос – «феномен природный, а потому основой изучения его может быть философия
естествознания…» [1, 34], Гумилев предлагает использовать естественно-научный
подход к истории народов. Так, применительно к проблеме этнических контактов,
ученый, для обоснования этнической близости (противопоставления себя всем
прочим «мы» и «не мы»), разрабатывает концепцию этнического поля, которое
подобно электромагнитным, гравитационным и другим полям. Факт существования
этнического поля, по Гумилеву, проявляется «…не в индивидуальных реакциях
отдельных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны»
[1, 367]. Каждое этническое поле находится в
постоянном колебательном движении, с определенной частотой колебаний – ритмом.
Так вот, когда, по мнению Гумилева, «носители одного ритма сталкиваются с
носителями другого, то воспринимают новый ритм как нечто чуждое, в той или иной
степени дисгармонирующее с тем ритмом, который присущ им органически» [1, 371].
А когда два этнических ритма накладываются друг на друга, то возникает либо
симфония, либо своего рода какофония. Например, в рамках одной семьи она
реально воплощается в детях, ассимилирующих разнохарактерные, несовместимые
поведенческие стереотипы и ценностные установки родителей. В рамках же
этнических контактов, там, где вместо мирного сосуществования с соседями и поддержания
своей традиции этносы, принадлежащие к разным суперэтническим системам,
претендуют на лидерство и вторгаются своей деятельностью в жизнь других
этносов, происходит наложение и нарушение ритма этнического поля. У тех и
других порождается этническая химера.
Химера – это тесный контакт
некомплиментарных этносов разных суперэтнических систем, общность
диэтнизированных индивидов, утративших оригинальные этнические стереотипы
поведения и этнические традиции. Для её существования необходимо, чтобы один из
этносов испытывал снижение пассионарного напряжения, что обычно имеет место при
смене фаз этногенеза. Именно в эти кратковременные моменты этническая система
неустойчива и не резистента. Системные связи разрушаются, происходит их
перестройка. Субэтносы новой фазы еще не образовались, а предыдущей уже почти
исчезли. Стереотип этнического поведения заметно модифицируется и потому легко
деформируется. Это является причиной химеризации части этноса в зоне контакта,
то есть разрушение стереотипа как такового, что ускоряет снижение пассионарного
напряжения системы.
У химеры нет возраста. Она высасывает
пассионарность из окружающей этнической среды, останавливая пульс этногенеза.
Химера не связана с физико-географическими условиями ландшафта, ибо она
получает необходимые ей средства от тех этносов, на теле которых она
паразитирует. Значит, у химеры нет родины – это антиэтнос. Возникая на рубеже
двух – трех оригинальных суперэтносов, химера противопоставляет себя им всем,
отрицая любые традиции и заменяя их постоянно обновляемой «новизной». Следовательно,
у химеры нет отечества. Это делает её восприимчивой к негативному мироощущению,
а следовательно, химера питательная среда для возникновения антисистем.
Мироощущению антисистем, отрицающих свое единство с биосферой и разрывающих
связь с ней, что ведет к желательной аннигиляции, - противостоит мироощущение
позитивных систем – этносов, вступающих в гармоничный, конструктивный контакт с
природой и становящихся верхним, завершающим звеном биоценоза.
Другим вариантом контакта на уровне
суперэтноса является ксения - форма нейтрального, устойчивого сосуществования
этносов при сохранении ими своеобразия. Она характеризуется сочетанием двух
этносов, в котором один – «гость» - вкрапление в теле другого, живущий
изолированно и заполняющий свободную экологическую нишу, не нарушая этнической
системы «хозяина» и занимая в её иерархии место одного из субэтносов.
И, наконец, симбиоз – наиболее типичный
случай сочетания двух или более этносов, в котором каждый из этносов в одном и
том же географическом регионе занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт.
При этом этноценозы пространственно не пересекаются, а стереотипы поведения не
испытывают существенных деформаций. Гомеостатические этносы легко превращаются
в субэтносы более пассионарных соседей, а пассионарные – занимают равноправные
места в суперэтнической иерархии.
Таким образом, два сравнительно мирных
типа контакта – ксения и симбиоз – достигаются при положительной или
нейтральной комплиментарности взаимодействующих этносов. В противном случае
образуется химера.
Литература:
1.
Гумилев Л.Н. Этногенез и
биосфера Земли. – М., 1994. – 638с.