Казанина Л.Ю.
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
Новомосковский институт
П.Н. Милюков и
П.А. Столыпин: две тактики одного центра
Реформы,
проводимые в начале ХХ в. правительством П.А. Столыпина, причиняли беспокойство
и внушали опасения многим политическим лидерам. Так, лидера конституционных
демократов П.Н. Милюкова и П.А. Столыпина разделил концептуальный спор: что
главное – политические реформы и образование народного представительства
(парламента) или реформы экономические, ведущие к созданию слоя крепких
самостоятельных хозяев в деревне (фермеров).
Программа кадетов
предусматривала введение конституционной монархии с работоспособным
парламентом, ограничение крупного землевладения, наделение крестьян землей не
за счет общины, а путем выкупленных у помещиков земель. Столыпинская аграрная
реформа, ставившая целью разрушение общины и создание в деревне хуторов и
отрубов, по мнению кадетов, ускоряла пролетаризацию сельского населения,
провоцировала классовую рознь в деревне и, в конечном счете, вела к новой
революции. Сталыпинская аграрная политика, по мнению П.Н. Милюкова, «несомненно будет революционизировать массы больше, чем
что-либо другое. Ибо она вызовет социальную борьбу богатых и
бедных в самых злобных формах» (Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. – С. 238). Подход лидера кадетов к решению аграрного вопроса
мало похож на компромисс в поисках наиболее оптимального его решения и больше похож на лавирование в
сложной политической обстановке в целях расширения своей социальной базы. Милюкову были нужны голоса крестьян при
выборах в Думу, а общинников-то было в три раза больше, чем хуторян.
Свои
оценки аграрной политики правительства радикальные либералы перевели из
социально-экономической плоскости в политическую. Здесь возможно сказалось и
неприятие кадетами самого П.А. Столыпина в качестве премьер-министра, не
разрешившего легализацию кадетской партии. Член ЦК кадетской партии А.С. Изгоев
писал: «Одна из крупнейших ошибок П.А. Столыпина и заключалась в его боязни
подлинных общественных сил. Еще в
Прежде чем проводить
какие-либо реформы, нужно, по мнению Милюкова, ввести в России народное
представительство, без которого все готовящиеся правительством реформы потерпят
крах: «Когда всемогущее правительство, претендующее все знать лучше, опекает
каждый шаг общества от возможных эксцессов, когда закрывает газеты и не
допускает собраний из опасения их будущих преступлений, закрывает думу из
страха перед ее будущими поступками; когда мешают учиться ходить другим и сами
не ступают ни шага вперед, тогда начинается то топтание на одном месте, та
стагнация, которая вызывает анархию сверху и снизу, - и действительно может
привести страну на край гибели – от истощения» (Речь.
Поэтому
тщетной оказалась в 1906-1907 гг.
попытка тогдашнего министра иностранных дел А.П. Извольского свести двух
центристов – правого и левого – на одной реформистской платформе. Таким
образом, столкнулись две концепции и две тактики одного центра, но объединиться
они не смогли – и в этом главная историческая трагедия и Милюкова, и Столыпина,
ибо от их непонимания трагически пострадала страна, которой они искренне хотели
служить.