Секция «ИСТОРИЯ . Разд. 3. История  науки и техники»

 

Лутохин С.Б., Сальникова Ю.А., Тимошенко Я.В., Россихин В.В.

Харьковский политехнический университет «ХПИ»

«ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ ИСЛАМА» В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (о книге профессора С. Аль-Хассани «Золотое время ислама»)

 

В конце 2006 года в США вышла в свет  книга профессор Манчестерского университета Салима Аль-Хассани «Золотое время ислама» — известного лингвиста и культуролога. Им были изучены сотни арабских рукописей, дополня­ющих западные учебники истории и описывающих события периода, длившегося около 1000 лет.

По мнению автора, период, который на За­паде назван «мрачным Средневековь­ем», следовало бы переименовать в «мусульманскую эпоху». Потому что пока западная цивилизация приходи­ла в упадок, наука и культура ислам­ского мира достигли расцвета. «В Ев­ропе, Америке и большинстве англо­язычных стран говорят, что после древних греков и римлян время оста­новилось и наступили т. н. «темные века». Я же утверждаю: это было зо­лотое время ислама», — говорит аль-Хассани. Печально то, что достиже­ния мусульманских ученых не полу­чили на Западе адекватной оценки. Просто исламом и его достижениями никто на Западе не интересовался до 11 сентября 2001 года.                      

На самом деле многие важные открытия и изобретения были сде­ланы в 600 — 1600 гг., то есть в то время, когда мусульманский мир простирался от Китая до Южной Испании. Сегодня мало кто знает, какими открытиями европейцы обя­заны мусульманам. Салим аль-Хас­сани убежден, что именно мусуль­манские ученые еще за 600 лет до Леонардо да Винчи заложили осно­ву будущего расцвета Ренессанса, а арабские были больше, чем факель­щиками, сохранившими знания гре­ков, чтобы потом вернуть их Запа­ду. Ибо (в отличие от греческой) му­сульманская наука выдвигала на пе­редний план не теорию, а практи­ческие знания, обогащалась экспе­риментами и наблюдениями, созда­вая таким образом целые научные дисциплины.

Так, в многочисленных сурах Ко­рана описываются природные про­цессы — от сотворения Вселенной до оплодотворения яйцеклетки. Чело­век должен исследовать свое окруже­ние и распознавать знаки сотворения таково одно из требований сред­невекового ислама. Поэтому не слу­чайно основами его научного позна­ния стали астрономия, медицина, математика, архитектура и геогра­фия. Мусульмане были уверены, что излечима любая болезнь, ниспосы­лаемая Аллахом, потому что для нее можно найти, если это ему угодно, лечебное средство.

   Они создали первые клиники в  мире и стали специализироваться по  болезням (на Западе это произошло  на тысячу лет позже). Западная медицина была бы немыслима без ис­ламской. Так, дамасский госпиталь «Аль-Нури» считался в 1156 г. самой крупной и прогрессивной больни­цей в мире. Он был рассчитан на бесплатное стационарное лечение более 8 000 пациентов. Сегодня здесь  расположен Музей арабской медицины и науки. Центром же медицинских исследований был Багдад. Здесь практи­ковали выдающиеся врачи, например перс Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Рази (864—930) — пионер аку­шерства и офтальмологии, отец пе­диатрии, который первым открыл стерилизующее действие алкоголя и использовал его в качестве антисеп­тика (по-арабски «алкоголь» — це­лый). Его знаменитая книга об оспе была переведена на латинский язык лишь в 1565 г. Дело жизни Закарии Рази — 23-томная энциклопедия, са­мый крупный в мире научный труд по медицине вплоть до XIX века. Всего же он написал 183 книги. Па­мять Закарии Рази иранцы ежегод­но чтят 27 августа.

Великим медиком был и уроженец персидского Афшана, что близ Бу­хары (сегодня Узбекистан), Абу Али аль-Хуссайн Ибн Сина (Авиценна) (980 — 1073). Его портрет висит да­же на медфакультете в Сорбонне в Париже. Сохранилась древняя пого­ворка: «Кто хочет стать хорошим доктором, тому нужно быть авиценнистом». Классическое произведе­ние Ибн Сины — «Канон врачебной науки» — на протяжении 600 лет было на Западе наиболее распростра­ненной медэнциклопедией и прак­тическим руководством. «Канон» преподавался, по данным ЮНЕСКО, еще в 1909 г. в Брюссельском уни­верситете.

Сегодня мы пользуемся многими вещами, которые попали к нам из арабского мира, но мало кто знает, что мы обязаны этими полезными открытиями мусульманским ученым и изобретателям. В частности, пер­сидский математик аль-Хваризми (780—850) изобрел алгебру, создал учение об алгоритмах, основал совре­менную систему исчисления. Мно­гие, наверное, знают, что кофе (кста­ти, ежедневно в мире выпивается 1,6 млрд. чашек) — арабский напи­ток, открытый случайно. В VIII в. мальчик-пастух Халид заметил, что его животные едят красные ягоды, после чего становятся на удивление активными. Йеменские суфиты де­лали из этих ягод напиток, называ­емый «аль-гахва», который помогал им оставаться бодрыми и сосредо­точенными во время ночных бого­служений. Абу аль-Квазим Халаф ибн аль-Аббас (936—1013) изобрел свыше 200 мединструментов, совер­шивших революцию в медицине. Первый глобус сконструировал му­сульманский географ АбуАбд Алла-х Мухаммадаль-Идриси (1100—1166) еще в XII веке. На этом весящем 400 кг земном шаре из чистого се­ребра были изображены 7 конти­нентов с важнейшими торговыми путями, реками и морями, крупны­ми городами, долинами и горами. За 350 лет до Колумба и 200 лет до Марко Поло аль-Идриси показал, что Земля круглая. Эту точку зрения уже тогда разделяли все мусульман­ские учёные, в то время как в Евро­пе упрямо считали, что наша плане­та плоская. Таким примерам, свиде­тельствующим о выдающемся вкла­де мусульманской культуры в миро­вую цивилизацию, несть числа.