Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание
Мурашко В. Г.
Белорусский государственный университет культуры и
искусств, Белоруссия.
Работа над гаммами как
составной компонент процесса обучения игре на духовых инструментах.
Работа над инструктивным
материалом в процессе обучения игре на духовых инструментах занимает одно из
важнейших мест. Для развития технических возможностей духовика-исполнителя
неоценимую роль играет работа над гаммами и арпеджио различными штрихами в
определенных темпах, что способствует развитию беглости пальцев, подвижности
языка, губ и укрепляет мышцы дыхательного аппарата, помогает планомерному контролю за качеством звука, интонацией и строем. Постоянные
занятия гаммами и арпеджио позволяют музыканту, отвлекаясь от сугубо художественных
задач, акцентировать внимание на выработке различных двигательных навыков.
Рациональные занятия над
гаммами создают возможности для развития исполнительского аппарата и всех
компонентов техники музыканта-духовика. Работа над гаммами и
арпеджио помогает вырабатывать атаку, ее четкость и определенность,
способствует развитию техники языка, помогает освоить быстроту вдоха,
равномерность и гибкость выдоха, формирует штрихи, совершенствует подвижность
мышц губ, развивает беглость пальцев, координирует их движение с другими
компонентами исполнительской техники (губ, языка, слуха, и т. д.),
совершенствует интонацию. [1, с. 84].
Под гаммами принято
понимать комплекс упражнений, в который входят: гаммы, арпеджио тонических
трезвучий, доминант септаккорды, уменьшенные вводне
септаккорды. Иногда сюда включают также исполнение вариантов ломанных арпеджио,
терций, секвенций и проч. Главным дидактическим принципом при изучении гамм
является переход от простого к сложному.
При всем многообразии
исполнения гамм, принято выделять следующие принципы:
1) разнообразие исполняемых видов гамм – диатонических (мажорных и
минорных - натуральных, гармонических и мелодических), хроматических и целотонных;
2) утверждение тонического начала.
Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются
тоникой. Обращения D7, ум. VII7 разрешаются в тонический звук.
3) максимальное использование диапазона. На старших курсах музыкальных
училищ гаммы исполняются в две, две с половиной и три октавы (в зависимости от
инструмента и уровня подготовки учащегося);
4) определенное ритмическое оформление. Как правило, гаммы в две
октавы исполняются в квартольном оформлении, в две с
половиной (до квинты) и три октавы – в триольном
оформлении.
Перечисленные выше
принципы должны лежать в основе работы над гаммами. [1. c. 85-87]
Для того чтобы работа над
тем или иным материалом давала результат, необходимо, прежде всего, ставить
перед собой комплекс конкретных задач. Для исполнителя на духовых инструментах
это, прежде всего:
1) работа над атакой и
способами извлечения;
2) укрепление мышц
губного аппарата;
3) контроль за работай дыхательного аппарата;
4) достижение одинакового
звучания всего звукоряда в различных регистрах определенным штрихом;
5) согласованность в
действиях пальцев, губ, языка и органов дыхания.[2, c. 34]
По мнению доктора
искусствоведения, профессора Ю. Усова, процесс работы над гаммами и арпеджио
следует разделить на два больших этапа.
Первый – это процесс
изучения мажорных и минорных гамм, обращений трезвучий, доминантсептаккордов
по квинтовому кругу. Начинать изучение гамм следует только в медленном темпе и
в одну октаву. Дыхание при игре в медленном темпе следует устанавливать
произвольно. На первом этапе обучения необходимо также начать изучение
хроматических гамм.
Второй этап работы над
гаммами, септаккордами, трезвучиями и их обращениями начинается тогда, когда
исполнитель-духовик уже хорошо освоил их в медленных темпах, и имеет вполне
сформировавшийся амбушюр, а также в достаточной мере владеет регистрами инструмента.
Этот период, как правило, начинается в музыкальном училище (II-III курсы) и продолжается в вузе (I-II курсы). И сейчас следует разработать
систему исполнения гамм, арпеджио, трезвучий, септаккорда и их обращений,
исходя из базиса, заложенного на первом
этапе изучения инструктивного материала. В этот период главные задачи, которые
ставятся перед исполнителем-духовиком, это: расширение рабочего диапазона,
выравнивание динамики, тембра, четкость атаки, ровность аппликатурных
переходов, воспитание интонационной точности и ритмической устойчивости. [3, с. 158 – 169]
Работа над гаммами и
арпеджио должна начинаться с первого года обучения, как только ученик усвоил
основы постановки и звукоизвлечения. Разучивая гаммы
и арпеджио, ученик должен ознакомиться с элементарными теоретическими
сведениями о строении мажорных и минорных гамм, для этого рекомендуется
ознакомить его с условной схемой
тональностей квинтового круга, расположенных
таким образом, что количество диезов при ключе увеличивается при движении по
часовой стрелке, а бемолей _ против часовой стрелки.
Рекомендуется изучать
гаммы, начиная с мажорных;
играть их в медленном темпе в пределах освоенного диапазона. После того, как
ученик освоит несколько мажорных гамм, можно приступить к изучению параллельных
гамм. При изучении новых тональностей необходимо также повторять и уже изученные ранее гаммы, при
чем повторение каждый раз должно предусматривать новую задачу, прежде всего –
становление исполнительской техники. Ежедневно ученик должен работать над одной
- двумя, иногда несколькими гаммами и соответствующими арпеджио.
Существуют различные
способы исполнения гамм, зависящие как от методики педагога, так и от
индивидуальных особенностей ученика. Одни педагоги придерживаются такого
исполнения, при котором остановка движения приходится на основной звук, другие
– играют гамму в полторы октавы (при этом все звуки гаммы должны сохранять
одинаковую длительность). При любом способе исполнения гамм и арпеджио, их
следует играть штрихами деташе, стаккато и легато,
различными ритмическими группами.
Студенты старших курсов,
на наш взгляд, обязаны в течение недели повторять все гаммы со всеми видами
работы в них. Наибольший эффект в работе над гаммами принесет студентам
исполнение оборотной гаммы в различных вариантах.
Из практики игры на
духовых инструментах известно, что наиболее распространенными недостатками в
исполнении гамм и арпеджио являются :
1) неритмичность исполнения;
2) отсутствие ровности звучания;
3) неточное интонирование при игре;
4) нерациональное использование аппликатуры;
5) отсутствие выразительности исполнения. [4, с. 221 - 223]
Некоторые
музыканты-духовики стремятся к тому, чтобы играть гаммы быстро, тогда как
задача исполнения гамм прежде всего заключается в
отработке звука, ритмической и звуковой ровности, и только тогда, когда решена
главная задача – достигнута ритмическая и звуковая ровность, можно думать о
подвижности исполнения. Таким образом, к быстрой игре нужно подходить
постепенно. [1, с. 89].
Как считает кандидат
искусствоведения, доцент кафедры духовой музыки БГУКИ Коротеев
А. Л., важным условием при работе как над гаммами, так
и над техническими упражнениями и этюдами, помимо совершенствования четкой
координации исполнительского дыхания, атаки языка, амбушюра, техники пальцев,
визуального восприятия нотного текста, является выработка безупречного чувства
ритма.
Целый ряд Школ
рекомендует различные варианты исполнения гамм и гаммообразных
последовательностей. Например вариант предложенный
профессором Францем Тюрнером, включает репризное исполнение гаммы в восходящем движении и
последующем закрепленииданной гаммы при проигрывании
трезвучия.
Необходимо разъяснять
ученику значение и пользу правильной работы над гаммами, их практическое
применение в музыке на примерах пьес и произведений крупной формы показать, что
они часто представляют собой сочетание элементов из различных гамм и арпеджио.
Для овладения
многообразием технических и выразительных средств исполнения на духовых
инструментах ученику недостаточно разучивать и исполнять только пьесы, он
должен понять, что работа над гаммами и арпеджио – материал, необходимый для
овладения мастерством, неисчерпаемый источник динамического и тембрового разнообразия,
красивого звучания во всех регистрах, качества звука.
Таким образом, рассмотрев особенности
работы над гаммами, выявив их роль в учебном процессе, мы пришли к выводу, что
этот вид работы является не только составным, но и одним из основополагающих
компонентов при обучении игре на духовых инструментах.
Литература:
1. Федотов А. Ф. Методика
обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975.
2. Луб В. Методика
обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М.: Музыка, 1982. – 180с.,
нот.
3. Усов Ю. Методика
обучения на трубе: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1984. – 216с., нот.
4. Диков
В. О работе над гаммами // Методика обучения игре на духовых инструментах /
Очерки. Вып. II. / Под общей ред. Ю. А. Усова. – М.:
Изд-во «Музыка», 1966.