Шамрова О. А.,
преподаватель кафедры хореографии
Белорусского государственного университета культуры и искусств
Некоторые особенности
эмоциональной сферы хореографов.
Проблема понимания природы и
сущности танцевальных движений и поз была в центре внимания многих ученых
(В.М.Красовская, И.И.Соллертинский и др.), в исследованиях которых
изначально прослеживались две противоборствующие
тенденции - изобразительности и выразительности, - обусловивших возникновение различных исследовательских
подходов. Представители изобразительного подхода (И.И.Соллертинский)
рассматривали позы и движения как упражнения, не имеющие определенной связи с
эмоциями, приобретающие эмоциональную окраску благодаря специальным усилиям
исполнителя, доказывая таким образом
безэмоциональную природу танцевальных «pas». С точки зрения второго, наиболее
распространенного подхода (А.Дункан, Е.Карп, В.М.Красовская, Ф.В.Лопухов и др.),
движения имеют фиксированные эмоциональные значения: определенная эмоция может
быть выражена посредством различных движений, одно и то же движение может выражать
разные эмоции.
Эмоциональный компонент
профессиональной хореографической деятельности, включающий в себя различные
эмоциональные состояния хореографа, детерминируемые ими эмоциональный фон учебно-творческого
процесса и эмоциональные состояния танцовщиков, имеет важное значение в работе
хореографа, определяемое следующими ее особенностями: 1) профессиональная деятельность
хореографа в равной степени связана с работой тела и психики танцовщика; 2)
танцевальные движения имеют определенные эмоциональные значения, усиливая,
таким образом, работу эмоциональной сферы субъектов деятельности. Данная специфика
профессиональной хореографической деятельности детерминирует выявленные в
результате проведенных в психологической
науке исследований (Высотская Н.Е., Рождественская Н.В., Фетистова Е.В. и
др.) особенности эмоциональной сферы
(далее - ЭС) хореографов: высокий уровень нейтротизма (84,4 % опрошенных) и
высокая тревожность, прямо коррелирующие с высоким уровнем эмоциональной
выразительности танцоров.
Как известно, профессиональная
деятельность хореографа требует от него активности, выносливости,
трудоспособности, коммуникабельности, а также эмоциональной выразительности, что
во многом детерминируется типом нервной системы личности, отражающейся в
определенном типе темперамента. Предположения о том, что для работы в сфере
хореографического искусства профессионально пригодными являются люди с сильным
типом нервной системы, соответствующей типу темперамента сангвиника и холерика,
получило подтверждение в результате исследования, проведенного нами среди
студентов и преподавателей спецдисциплин Белорусского государственного
университета культуры и искусств (Рис.1).
Рис.1 Типы темперамента хореографов
Согласно проведенному исследованию, преобладающими у хореографов являются два типа темперамента: сангвиник (сильный тип нервной системы, уравновешенный, подвижный) – 40% респондентов и холерик (сильный тип нервной системы, неуравновешенный) – 37%. Менее пригодные для хореографической профессии меланхолики (слабый тип нервной системы, быстро утомляющиеся, эмоционально восприимчивые, замкнутые) и флегматики (сильный тип нервной системы, уравновешенный, инертный) составили соответственно – 15% и 8 %.
Общеизвестно, что кроме типа
нервной системы в структуре темперамента выделяют понятие «экстраверсия –
интроверсия», которое во многом определяет профессиональную пригодность к
педагогическому и балетмейстерскому аспектам хореографической деятельности:
интроверты (соответствующие им типы темперамента – меланхолик, флегматик) реже
встречаются среди педагогов и руководителей хореографических коллективов,
деятельность которых требует высокого уровня коммуникабельности, чаще выбирая
исполнительский аспект хореографической профессии; экстраверты (соответствующие им типы темперамента
– сангвиники и холерики), как правило, выбирают педагогические и
балетмейтерские направления работы хореографа, предполагающие активное общение
и взаимодействие с людьми.
Прямая корреляция темперамента и особенностей осуществления
профессиональной хореографической деятельности, выявленная В.С.Мерлиным,
Е.А.Климовым и др., определила необходимость диагностики с помощью
разработанной на основе теста Айзенка методики О.П.Елисеева “Самооценка
структуры темперамента” следующих, влияющих на способ осуществления различных
аспектов профессиональной деятельности, показателей структуры темперамента
студентов-хореографов: экстраверсия –
интроверсия, эмоциональная возбудимость. Высокий уровень экстраверсии был обнаружен
у 29% респондентов, выше средней экстраверсия отмечена у 47% опрошенных
студентов; 24% студентов являются интровертами. Полученные данные
свидетельствуют о преобладании экстравертированных типов среди хореографов, что
обусловлено спецификой хореографической деятельности, требующей умения
взаимодействовать с людьми.
Рис. 2 Уровни эмоциональной
возбудимости студентов-хореографов
Высокая и выше средней эмоциональная возбудимость, как один из важных
показателей эмоциональной сферы личности в целом, отмечена соответственно у 18%
и 70% опрошенных студентов (Рис.2), что обусловливается высокой эмоциональностью
и образностью хореографического искусства; низкий уровень эмоциональной
возбудимости наблюдается у 12% респондентов.
Традиционно выделяемые в психолого-педагогической
науке регулятивная, индикаторная и стимулирующая функции эмоций имеют особо
важное значение в процессе подготовке хореографов: регулятивная функция эмоций требует
от субъектов умений саморегуляции и самоконтроля; индикаторная функция
позволяет определить успешность - неуспешность учебно-творческого процесса
хореографов; стимулирующая функция, опираясь на умение регуляции негативных
эмоциональных состояний, позволяет повышать эффективность
учебно-воспитательного процесса хореографов путем целесообразного использования
в нем положительных эмоций. Данная функция эмоций, обусловливающая
необходимость создания благоприятного эмоционального фона в процессе подготовки
хореографов, поиска разнообразных приемов и средств педагогически целесообразного,
эмоционально положительного психологического воздействия, была активно
использована нами в экспериментальной работе.
Проведение экспериментальных занятий по современной хореографии, главными
ориентирами которых были создание положительной эмоциональной атмосферы и
условий для проявления индивидуальности каждого студента, способствовало
выработке у них навыков самовыражения в профессиональной исполнительской
деятельности, позволяя осуществлять учебный процесс эффективно и эмоционально
гармонично. После курса экспериментальных занятий 42% респондентов с высокой
личностной тревожностью определили уровень ситуативной тревожности как
нормальный. Утверждения “Я доволен”, “Мне радостно”, “Мне приятно”, “Я уверен в
себе”, “Я ощущаю душевный покой”, “Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения”
студенты отметили максимальными баллами, что подтверждает эмоционально
положительную направленность и эффективность применяемого подхода. Об успешном
использовании предложенного подхода к проведению занятий хореографией
свидетельствовали звуковые (громкие апплодисменты в конце занятий) и мимические
(улыбка, активный и довольный взгляд) проявления положительных эмоций
студентов.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить значимость выявленных
особенностей ЭС хореографов в педагогической деятельности и в процессе
подготовки к ней, а также необходимость замены традиционно используемых в хореографической
профессии авторитарных методов организации и психологического воздействия педагогически
целесообразными подходами, обеспечивающими эффективность, а также эмоционально
положительную направленность и гармоничность творческого процесса.
Литература:
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 509с.: ил.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Питер», 2001. – 752с.
3.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Перм.
кн. изд-во. Издание 2-ое. 1973. -291с.