Кисимисов
Е.Т.
доцент Казахского Национального педагогического университета имени Абая
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
«Основы композиции» - одна
из важнейших частей в общей системе художественно - творческого образования
студентов художественно-графических факультетов. Работа над композицией -
неординарный, сложный процесс восприятия художником явлений окружающего мира. Известно,
что различные виды изобразительного искусства обладают своеобразной спецификой
отражения действительности, которые передаются автором путем художественного обобщения.
Поэтому и в композиции
текстильных изделий существуют свои специфические особенности, но эти
особенности подчиняются общим композиционным закономерностям.
Композиция является
понятием организующим, соединяющим части, составляя из них единое целое. Работа
над композицией представляет собой процесс индивидуального образного мышления художника.
Такой род деятельности предполагает наличие у студента (будущего художника),
художественного мышления, интуиции и естественно наличие определенных знаний. При
всем том, что для создания определенной композиции
необходимо художественное чутье, это довольно строгая наука, которая опирается
на знание тех или иных правил и законов, возможностей использования
выразительных средств и приемов. Поэтому процесс работы над той или иной композицией
есть единство интуитивного и логического начал.
Итак, работа над
композицией предполагает в первую очередь наличие специальных композиционных
знаний, умений и навыков. Орнаментальная композиция текстильного искусства
представляет обширную область декоративно- прикладного искусства, в которую
входят: гобелены, ковры, ткани, чий, войлоки, роспись по ткани, платки и другие
текстильные изделия. Современные отношение к художественному оформлению
текстильных изделий, творческий подход к созданию текстильных рисунков является
основной стороной развития художественной культуры. Для решения этой проблемы и
направлен учебный процесс, где основное место имеет творческая композиционная
деятельность. Обучение орнаментальной композиции текстильного искусства
целесообразно начинать с изучения и освоения базисных знаний «Основ
композиции», чтобы на последующих курсах могли использовать и развивать
основные композиционные знания, применительно к конкретному заданию (разработка
эскизов ковров, гобеленов, ткани и чия, войлоков и.т.д.).
Целью настоящего курса
является ознакомление студентов с основными закономерностями композиционной
организации формы в текстиле, раскрытие специфики орнаментальной текстильной
композиции, обеспечение общей композиционной грамоты и развитие индивидуальных
творческих возможностей.
Основные
задачи курса заключаются в развитии у студентов способности грамотно
использовать законы композиции в проектировании текстильных изделий, формирование
знаний о принципах трансформации растительных, живописных форм в орнаментальные
мотивы, а также в умение и навыки применения их в композициях; развитие фантазии,
чувства вкуса, чувства меры и пропорции и развитие у студента творческого
подхода при создании композиции. В частности в задачи изучения курса входят: изучение общих
законов и закономерностей композиции; освоение графических приемов и выразительных
средств; освоение законов и закономерностей орнаментальных композиций;
отработка графических приемов через систему практических упражнений; усвоение
принципов построения монокомпозиции, статических и динамических, раппортных
композиций. Таким образом, предмет «Основы композиции» это
одна из главнейших из всего комплекса основных дисциплин, на основе которых
даются базовые знания, вырабатываются умения и навыки построения композиции таких
уникальных объектов (сложных по тематике, образному решению), как гобелен,
батик, изделия декоративно-прикладного искусства казахского народа.
Разрабатываются также тиражируемые объекты, например,
ткани (здесь требуется знание тенденций современной моды).
На занятиях по основам
композиции студенты усваивают принципы орнаментальной композиции, выразительные
средства с применением цвета, приемы трансформации растительных и животных форм
(стилизацию). Занятия рассчитывается на последовательное закрепление
теоретического знания практическими занятиями.
Практические упражнения способствуют
не только познанию формальных законов композиций, но и развитию творческой
фантазии, образного мышления. Лекции чередуются практическими занятиями, в ходе
которых студентами выполняются задания по конкретной теме. Практические занятия
по «Основам композиции» можно разделить на 3 основных раздела: построение двух
тоновых ахроматических композиций; построение ахроматических раппортных композиций; стилизация растительных
и природных форм в
орнаментальные мотивы в
хроматических цветах.
Опыт преподавания,
анализируемой дисциплины показывает, что в ряду дисциплин, которые студенты начинают постигать уже с
самого начала обучения («Рисунок»,
«Живопись») данный курс является наиболее фундаментальным. Знакомство с
содержанием дисциплины должно способствовать не только расширению представлений
об основных принципах и закономерностях композиционного мастерства в текстиле,
но, прежде всего, должно побудить студента к самостоятельному и постоянному
овладению знаниями как залогу успешной учебы и дальнейшей творческой
деятельности.
Использованная литература:
1. Государственный общеобразовательный стандарт
образования Республики Казахстан
по специальности 050417 «Декоративное искусство» (Бакалавриат ГОСО РК).