Тлеужанов А.К.
Казахский Национальный педагогический
университет имени Абая
Совершенствование
процесса обучения технике масляной
живописи будущих художников-педагогов в педвузе
В настоящее
время в условиях реформирования всей системы образования Республики Казахстан
особенно остро стоит проблема повышения качества подготовки
специалистов любого профиля. Данное обозначено и в Послании Президента
Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 2007 года «Новый
Казахстан в новом мире». Для художественно-педагогического
образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием
методики ведения занятий по специальным дисциплинам. Существующая методика
обучения живописи очень мало внимания уделяет использованию в практике обучения
значительного опыта в области техники живописи, накопленного в течение всей
истории развития живописи. Актуальность исследования обусловлена тем, что, без
решения проблемы совершенствования процесса обучения технике масляной живописи,
подготовка художников-педагогов не является вполне эффективной. Владение
практическими навыками технологической и технической реализации задач поставленных
перед изображением, обладание знаниями об условиях формирования определенной
техники живописи, понимание основных принципов её организации, служит
необходимой базой для успешной творческой и учебной деятельности будущих
художников-педагогов в педвузе.
Разработка методической
системы совершенствования процесса
обучения технике масляной живописи будущих художников-педагогов в педвузе
предполагает изучение и анализ большого количества
теоретических исследований в области технологии и техники масляной живописи, исследованных
в трудах A.A. Винера, Ж. Вибера, Ю.И. Гренберга, Д.И. Киплика, Ф.Ф.
Петрушевского, Н.И. Прокофьева, Ф. Рерберга, Б. Сланского, Н.В. Одноралова и многих
других.
Таким
образом, целью нашего
исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная
проверка содержания и методики совершенствования процесса обучения технике
масляной живописи будущих художников-педагогов в педвузе.
Объектом исследования
выступает процесс профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в
педвузе.
Предмет исследования –
содержание, методы и средства совершенствования процесса обучения технике
живописи будущих художников-педагогов в педвузе. Важнейшими задачами нашего
исследования являются:
1. анализ истории обучения технике
живописи в художественно-педагогическом образовании и выявление возможностей его
совершенствования;
2. выявление педагогических условий совершенствования
процесса обучения технике живописи будущих художников-педагогов в педвузе;
3. обоснование критериев оценки сформированности
освоения техники живописи будущими художниками-педагогами в педвузе.
Первая глава исследования
посвящена раскрытию теоретических основ процесса совершенствования обучению
технике живописи будущих художников-педагогов в педвузе. В ней освящаются
следующие вопросы: место и роль обучения технике живописи будущих
художников-педагогов; педагогические условия совершенствования обучению технике
живописи будущих художников-педагогов; критерии оценки сформированности
освоения техники живописи будущими художниками-педагогами.
Вторая
глава экспериментальная методика совершенствования обучению технике живописи
будущих художников-педагогов в педвузе, в которой разработана система практических
упражнений и определены теоретические основы
техники живописи.
Игнорирование
в обучении студентов способов оптического смешения красок приводит к
значительному сужению диапазона технических средств, которыми они овладевают.
Остаются нетронутыми приемы работы прозрачными красками - лессировки, не
используются их богатые выразительные, пространственные и материальные
свойства.
Поэтапность выполнения живописного изображения методом
многослойной живописи, выстроенная в четкую систему в соответствии с особенностями
применяемых материалов, используемых связующих, разбавителей красок, их
маслоемкости, совместимости материалов, используемой красочной палитры, влияет
не только на сохранность работ, но и на решение задач изображения
материальности и качества фактуры, передачи цветовых аспектов среды и предмета. Технология в
многослойной живописи тесно связана с изобразительными задачами и их решением,
поскольку используемый материал диктует способ его применения и не только
оказывает влияние на поэтапность выполнения работы, но и, в принципе, активно
воздействует на формирование и развитие самого изобразительного языка. В связи
с этим материал, техническая структура и цветовой строй, основанный на
определенных изобразительных задачах, находятся в тесном взаимодействии, любой
из этих компонентов должен быть согласован с изменением другого.
Исследованиями в области свойств материалов, применяемых в масляной живописи,
определением технологических требований, предъявляемых к ним, занимались A.A.
Виннер; Ж. Вибер, Ю.И. Гренберг, Д.И. Киплик, Ф.Ф. Петрушевский, Н.И.
Прокофьев, Ф. Рерберг, Б. Сланский, Н.В. Одно-ралов и
др. Этими учеными опробованы и описаны пигменты, краски, основания, грунты,
разжижители красок и другие материалы, применяемые в масляной живописи.
Исследование используемых живописных материалов, поэтапности ведения работы,
атрибуции картин, дефектов красочного слоя,, нашло
отражение в трудах по реставрации картин Ю.И. Гренберга, Е.В.Кудрявцевой, И.
Линника и др. Исследования условий формирования изобразительного языка
реалистической живописи изложены в работах: Г.В. Беды, H.H. Волкова, Ю.И.
Гренберга, Б. Иогансона, Н.П. Крымова, Ф. Рерберга и др. Большой вклад в
разработку теории и практики обучения изобразительному искусству внесли
российские ученые-педагоги Г.В. Беда, СЕ. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко,
А.И. Масленников, A.C. Пучков, H.H. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев,
А.Й. Триселев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, A.A. Унковский, А.П. Яшухин и др.
Также незаменимое значение для обучения студентов ХГФ технологии и технике
многослойной масляной живописи имеют идеи художников-практиков Л.Б. Альберти,
Дж. Вазари, А. Дюрера, И.Н. Крамского, Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини, П.П.
Чистякова и др.
Среди
специальных исследований, посвященных этой проблеме, следует отметить
диссертационную работу С.Г. Ажгихина. В данной работе рассмотрены
технологические и технические основы многослойной масляной живописи в контексте
формирования живописных умений и навыков. Мы же решили с
опорой на классический метод многослойной живописи (который является основой
для развития всех других вариаций, возникших в области этой техники)
рассмотреть вопросы, касающиеся конкретных технологических, технических и
изобразительных задач, решающихся на основных этапах создания живописного
изображения, а также вопросы изменения способов организации структуры
живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными
задачами. И на основе данных положений разработать и экспериментально
проверить методику обучения технике масляной живописи будущих
художников-педагогов.
Рациональность
системы, богатая база опыта и полное соответствие задачам обучения дают повод
для развития и применения методик обучения, основанных на опыте многослойной
живописи.