Мартынович С.Ф.
Саратовский государственный университет им. Н. Г.
Чернышевского
Проблемы философии науки
Фундаментальной проблемой
философии науки является проблема существования объектов научного знания,
особенно такого вида его организации, каким является научная теория. Обсуждение
этого круга вопросов привело в современной философии науки к аргументируемому
противостоянию реалистической и нереалистической философии науки. Аргументации
нереалистического понимания научного знания обусловили совершенствование
аргументации реалистической философии науки. В структуре реалистического
подхода к научному познанию предпринимаются все более дифференцированные
аргументы для обоснования идеи истинности как когнитивного идеала науки,
многосторонне оцениваются версии реалистической философии науки.
Любая целостная концепция
философии науки предполагает ответы на вопросы о целях и ценностях научного
познания, о его предметных мирах и способах их существования, о методах
овладения этими мирами, о структуре и генезисе научного знания, что определяет
сопряженность философии науки не только с культурой философствования в целом,
но и с другими подсистемами философии. Философия науки взаимосвязана не только
со всеми концептуальными подсистемами наличной культуры философствования. Она
также соотнесена с направлениями науковедения, с историей науки и социологией
науки, с психологией научного творчества и логикой науки.
Современная философия
науки эволюционирует в контексте архетипа интерсубъективности. Рефлексией
философии науки над своими собственными исследованиями является историография
философии науки, которая осмысливает историческое бытие философии науки,
представленное в публикациях результатов исследований в этой области познания.
Дискретные характеристики изменения и специфики философии науки отображены в
антологиях, книгах для чтения, учебниках по философии науки, резюмирующих
дискретные итоги динамики знаний в области знания.
Существуют разные способы
центрирования проблематики философии науки. К. Поппер подчеркивает, что
центральными проблемами философии науки являются проблема индукции и проблема
демаркации. При этом проблеме демаркации придается определяющее значение. Я.
Хакинг утверждает, что в философии науки имеется две основные темы - тема реальности
и тема рациональности.
А. Бирд (Bird, A.) выделил
две части - метафизику науки и эпистемологию науки. К метафизике науки отнесены
темы законов природы, объяснения, естественных видов. Их объединяет тема
реальности, представленная в концепциях реализма. К. Дилворт (Dilworth, C.) показывает,
что основной проблемой метафизики науки является аргументация, оценка и выбор
реалистической или антиреалистической позиции в философии науки. К
эпистемологической части философии науки отнесены темы скептицизма и индукции,
вероятности и научного вывода, индуктивного познания, метода и прогресса науки.
В антологиях по философии
науки 70-х годов ХХ века были акцентированы следующие основные проблемы:
природа научного объяснения и предсказания, структура и функции научных теорий,
подтверждение научных гипотез. Классические проблемы философии науки
обусловлены как познавательным способом отношения науки к миру, так и ее
преобразовательной направленностью. Проблематика исследования отношения бытия и
мышления, свойственная европейской философской традиции, в полной мете
воспринята и наукой, в содержании которой связь мышления и бытия с
необходимостью опосредована практикой.
Современная философия
науки, ориентированная на исследование специфики научного мышления и познания,
концептуализирует опыт научной рациональности. Публикации по философии науки,
ориентированные на исследование существования объективного мира, данного в
процессах научного познания, акцентируют проблематику реальности. Тема
соотношения научного мышления и "научного бытия" является
фундаментальной темой философии науки, в том числе и современной. Поэтому
концепции рациональности / иррациональности – реализма / антиреализма являются
осевыми концепциями современной философии науки. В базисных учебниках по
философии науки 90-х годов, выполненных в рамках антропно-деятельностного
подхода, ставятся проблемы бытия научного познания в контексте культуры.
Исследователь в области
философии науки XX века Д. Джиллис (Gillies, D.) полагает, что философия науки
XX века ориентирована на исследование четырех тем, среди которых отмечаются
тема индуктивизма и его оценка, тема конвенционализма, конвенциональных
оснований научного знания, оценка тезиса Дюгем-Куайна, тема природы и специфики
научного наблюдения и, наконец, тема демаркации между наукой и метафизикой.
Тему индуктивизма активно обсуждали Б. Рассел, члены Венского кружка, А.
Пуанкаре, П. Дюгем, К. Поппер. Фактически в контексте этой темы обостряется и
уточняется оппозиция индуктивизма и дедуктивизма в философии науки.
Тему конвенционализма
классически сформулировал А. Пуанкаре, показав, что исходные принципы геометрии
и законы физики вводятся дефинитивно как определения терминов. Выбор же
предлагаемых дефиниций определяется в том числе и соображениями удобства. Дюгем
сформулировал так называемый холистский тезис, согласно которому физический
эксперимент никогда не может оценивать изолированную гипотезу, он соотносится с
теоретической группой в целом. Этот тезис не получил однозначной оценки в
философии науки. Оценки этого тезиса расположены в интервале от интерпретации
его как выражения конвенционализма до оценки его как формулировки
модифицированного фальсификационизма. По мнению Джиллиса, здесь существенно то,
что Дюгем различал физические законы двух уровней. Законы первого уровня могут
быть фальсифицированы изолированно от теоретического контекста. Законы второго
уровня оцениваются в их отношениях к контексту. Поэтому холистский тезис
относится к оценке закона второго уровня.
Философский анализ
научного наблюдения, осуществленный в контексте лингвистически-аналитического
поворота в философии науки, был сосредоточен на оценке предложений наблюдения,
базисных суждений, базисных утверждений. Р. Карнап, О. Нейрат, Б. Рассел, К.
Поппер внесли свой вклад в обсуждения этой темы. Особый интерес вызвала идея
теоретической нагруженности наблюдения или предложений наблюдения, что далеко
не одно и то же. Проблема здесь состоит в том, что субъективные чувственные
данные соотносятся в спонтанном познавательном процессе с интерсубъективными
предложениями наблюдения. Такой переход, скачок, трансцензус не может не
являться источником познавательной проблематизации, неопределенности, а поэтому
и источником дискуссий в философии науки.
Проблема демаркации как
проблема различения науки и метафизики, а в более широком контексте как
проблема разграничения науки и ненауки наиболее значима для философии, науки и
культуры в целом. Венский кружок, Л. Витгенштейн в "Логико-философском
трактате", К. Поппер, У. Куайн, Т. Кун и другие философы науки подвергли
аргументированному разбору эту проблему. Итог оказался неожиданным - начав с
установки полной элиминации метафизики из науки, позитивизм столкнулся с
трудностями, которые привели к тому, что в контексте иных подходов была
признана роль метафизики в науке. Однако это не было решением всех проблем.
Признание роли метафизики обострило проблему научной рациональности: переход от
одной концептуальной системы к другой стал феноменом бытия науки, который не
поддается рациональному объяснению.
Рациональность научного
познания исследуется как сама по себе, так и в ее естественных отношениях к
рациональности деятельности, практики. Проблематично само понятие научной
рациональности. Правомерно ли отождествление научной рациональности и
логичности? Если нет, то каково место логического следования в содержании
рациональности научного исследования? Являются ли телеологичность и
нормативность атрибутивными свойствами научной рациональности, если
рациональность не редуцируется к логичности? Каков статус аксиологичности
научного мышления и исследования и как аксиологичность науки соотнесена с ее
рациональностью? Эти и многие другие вопросы описывают проблематичность
современной философии науки.
Проблема данности
реальности в системах научного познания и знания осмысливается в концепциях
научного реализма, а также в концепциях, оппозиционных ему. Современный
рафинированный научный реализм философии науки так или иначе исторически
соотнесен с наивным реализмом повседневного практического сознания человека.
Отличие научного реализма современной философии науки от установки наивного и
стихийного реализма сводится к рефлексивности научного реализма философии
науки. Рефлексивная философская оценка реалистической позиции науки привела к
пониманию того, что различные уровни организации научного познания и знания
требуют своей собственной интерпретации с позиций дифференцированного,
конкретизированного научного реализма. Поэтому научный реализм вполне
правомерно распадается на реализм видов возможного знания и реализм
научно-познавательной деятельности. Реализм первого рода ставит вопросы о
реальности, данной в научных понятиях, моделях, фактах науки, законах и научных
гипотезах и теориях. Реализм второго рода направлен на интерпретацию
наблюдения, измерения и эксперимента в научном познании.
Соотношение реализма
научного знания и научно-познавательной деятельности может быть сложным и
опосредованным. Можно, например, антиреалистически оценивать онтологию
универсальных научных теорий, инструменталистски понимать символические
обобщения науки, но оставаться реалистом в понимании научного наблюдения,
измерения, эксперимента. Своеобразный плюрализм есть, возможно, неизбежная
специфика научного реализма как современной философии науки, так и современного
научного познания.
Интересен и продуктивен
компаративистский подход к анализу направлений философии науки, противостоящих
друг другу или различающихся существенным образом. Сравнение, например, позиций
логического позитивизма и постпозитивизма показало, что в основании этих
традиций находится единая прагматически ориентированная концепция
семантического конвенционализма в понимании науки.
Философия науки XX века,
как и прошлых веков, находится под определенным влиянием культуры. Культура
модерна и постмодерна так или иначе соотнесены с философией науки модерна и
постмодерна. Радикализированный анализ научного познания приводит к выводам о
том, что наука никогда не была зеркалом природы, что не существует нейтральных
наблюдателей, как и нейтрального языка научного описания, что все эксперименты
теоретически нагружены, что не существует простых фактов научного знания.
Интерес к возможностям
интерпретации и к проблематике понимания в герменевтически ориентированной
философии науки не может отвергнуть возможностей аналитической традиции в
философии науки. Постмодернизм и аналитизм в философии науки, осмысливая свои
внутренние проблемы, вынуждены обращаться к предпосылкам и очевидностям,
которые свойственны антропологическому, праксиологическому, прагматическому
философствованию в сфере научного познания и знания.
Философия науки, исследуя
общенаучные аспекты познания (проблема индукции и проблема демаркации, научный
разум и реальность, познаваемая наукой, метафизика науки и эпистемология
науки), выходит на осмысление проблематики частных проблем философии науки,
которые формулируются и обсуждаются на почве опыта логики и математики, физики
и биологии, психологии и медицины.
В философии логики и
методологии науки актуальными остаются проблемы индукции, дедукции и
вероятности, противоречия, анализ которого соотносится с темами его
универсальности, истины, рациональности мышления. Феномен отрицания исследуется
на материале истории философии и логики XX века.
В философии математики
обсуждаема ее номиналистическая интерпретация. В исследованиях оснований
математики анализ противоречий наивной теории множеств, а также ее значения для
математики дополнен и обогащен анализом теории категорий и ее возможного
значения для математики. Математическое знание связано с технологией, что
позволяет развивать на почве математических теорий своеобразную метафизику. В
этом отношении большое значение принадлежит теории графов. Мир интерпретируется
через понятие графа, что позволяет говорить о своеобразной графовой структуре
мира, что имеет значение для органичного восприятия культурой современных
математических идей.
Философия физики,
фундирующая философию науки XX века, развивается, тем не менее, в контексте
эволюции общих идей философии науки. Здесь остаются актуальными исследования по
интерпретации фундаментальных физических теорий, физического эксперимента,
наблюдения, измерения. Обсуждаемы темы субъективности в квантовых измерениях,
интерпретации теории относительности, философского осмысления истории физики. В
философии физики, как и в философии науки в целом, все большее значение
приобретает осмысление нелинейной динамики, ее мировоззренческих и
методологических возможностей. Категории нелинейной динамики соотнесены с
категориями мышления культуры, с категориями философии. На основании
когнитивного опыта нелинейности возникает новая наука, новая философия науки.
Структурная оформленность
проблематики философского исследования науки позволяет строить систематическое
философское исследование специфики гуманитарных и социально-экономических наук.
Теоретически и практически значимым здесь оказался аксиологический анализ. Тема
ценностной и целевой обусловленности социально-экономической активности
человека и социальных групп, общества является одной из актуальнейших в
современном осмыслении как социального бытия, так и его познания.
Философское исследование
показывает, что критерием оценки всех действительных и возможных концепций
социально-экономического развития общества может быть выверенность в их
структуре их аксиологических и телеономных оснований. Аксиологические и
телеологическое обоснование можно рассматривать как атрибутивный признак как
социально-экономической стратегии, так и систем научного знания о
социально-экономических процессах.
Философское осмысление
социально-гуманитарных наук показывает, что важнейшей для них является проблема
понимания смыслов, получивших лингво-текстуальное воплощение. Поскольку
предметом понимания является психологическое бытие человека в мире, сознание
человека и общества, а также виды их объективации в культуре в виде
символически закодированных смыслов, то тема понимания в социально-гуманитарных
науках осмысливается как центральная как на уровне субъект-субъектных, так и на
уровне субъект-объектных отношений. Субъект-объектные отношения в предметном
мире социально-гуманитарных наук являются по содержанию субъект-субъектными.
Осмысление философских
вопросов биологии, отношения биологии и жизни, биологии и науки о жизни,
биологии и общества привело к становлению философии биологии. Темы развития и
селекции, групповой адаптации и неустойчивости актуальны для той части
философии биологии, которая ориентируется на проблематику биологической
реальности.
Философский анализ
научного познания, выявляющий механизмы синтеза знания, опирается на
развивающуюся культуру философствования. Он позволяет осмысливать изменяющееся
положение науки в эволюции культурного бытия человека, общества, человечества.