Философия / 5. Философия религии
Д.э.н. Юшин С.А.
Киевский национальный торгово-экономический университет
ЮВЕНАЛ-ФАКТОР В РАЗВИТИИ ИНДИВИДА И ВИДА
(ОТ ПЛАТОНА И БИБЛЕЙСКИХ ДОГМ ДО З.ФРЕЙДА)
И оправдана премудрость чадами своими [Мат. 11, 19]
Ускоряющаяся
информатизация и глобализация вновь поворачивают все общественные институты, но
особенно – науку, в сторону религии как особого механизма обеспечения
системного развития человечества. Сосредоточенность, граничащая с патологией, на
технических достижениях, приводит сообщества к тому, что вне их поля зрения
оказывается творец этих достижений. По мнению М.Хайдеггера, современная
цивилизация подошла к исчерпанности потенциала метафизики, которая обусловила
технический прогресс, что далее предполагает поворот через теологию к самой
сущности метафизики, т. е. к онто-тео-логии.
Конечно, чтобы увидеть
сущность метафизики, необходимо располагать адекватным зрением-методом.
Очевидно, что адекватное зрение-метод является скорее исключением, чем
правилом. Причина? Вообще-то, бывают нарушения органического характера. Но, в
основном, как установил Платон, нарушается оно, когда переходят 1) из света в
темноту или 2) из темноты на свет. И только когда будет достигнуто стабильное «освещение»
проблемы и ситуации, тогда и появится ее видение (понимание). Для Платона в контексте
поиска адекватных государственных устройств, понимание связано с
обусловленностью их форм складами человеческого характера. Иначе говоря, с
обусловленность развития индивида и вида, где государство выступает связующим
звеном между ними.
Сразу отметим, что
прототипом государства для видовой группы является толпа (охлос),
которая и возникает на этапе перехода группы из света в темноту и наоборот.
Толпа, считает Платон, лишена рассудительности (по невежеству, из-за отсутствия
самообладания, либо по обеим этим причинам). Но то, что у охлоса
нет разума, не указывает на отсутствие у него государственной миссии.
Рис.1. Диалектическое пространство ювенал-фактора у Платона
Кстати, у того же Платона,
поэты творят лишь тогда, когда сделаются вдохновенными и исступленными и не
будет в них более рассудка; пока у человека есть этот дар, он не способен
творить и пророчествовать. Но это не они говорят столь драгоценные слова, а сам
бог через них. Платон и правителей наделял свойством прорицателей и
боговдохновенных провидцев, одержимых от бога, своим словом (не ведая, что
говорят) совершающих много великих дел.
Платон, наделяя
правителей даром творчества, по сути, сближал их более с охлосом,
чем с демосом. Причина в том, что индивиды (лидеры, социумы) стареют, теряя адаптационные
свойства (рисунок 1). Возникает потребность в их замене. Раздоры в стране
отражают действие ювенал-фактора (потребность в
омоложении элит). Резко возрастает роль энтропии (охлократии). Что ж, и для
плодового дерева достаточно 5 % цвета для получения полной урожайности, но при
этом выбор этих 5 % будет выполнен на вероятностной основе. А какой
государственный строй выбирать каждому социуму в диапазоне «монархия …
демократия», зависит от комбинации внешних и внутренних условий. Пример из
биологии: у микробов наблюдается такое распределение их типов: 5 % – дегенераторы жизни (гниение, болезни, смерть), 5 % – регенераторы
новой жизни, 90 % – инертные, обслуживающие доминирующих в данный момент
времени и в данном месте регенераторов и дегенераторов.
Все зависит от тех условий, которые сложились в данном пространстве в данный
момент времени.
Итак, важнейшей функцией
охлократии является ювенализация элиты в конкретном
социуме в период его перехода в противоположное состояние от монархии к
тирании, или наоборот. По сути, охлократия призвана разрушить морально
устаревшие связи в государстве и создать предпосылки их замены более
совершенными. Вопрос лишь в том, кого ведут к власти: регенераторов, дегенераторов или инертных? Здесь все как в системе
«растение … почва», где комбинаторику наличного NPK (азота + фосфор + калий) подбирают
для каждого вида растений на основе закона Либиха (урожай
определяет элемент, находящийся в минимуме). Так и каждому государству присуща
оптимальная комбинация МТОДТ (монархии, тимократии,
олигархии, демократии, тирании).
Рис.2. Ювенал-фактор в Библии и в
представлениях З.Фрейда
В учении З.Фрейда ювенализация это позиционирование социального и индивидуального
начал развития страны (рисунок 2). Понимание психологии масс движется через Я-идеал, который при его вытеснении может подменяться бесконечным рядом не удовлетворяющих объектов; индивид и тяготеет
к массе, где эффективный заряд лиц повышается взаимной индукцией, а более
высокие интеллекты понижены до низкого уровня. Еще царь Соломон указывал, что
если юношу наставить «при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» [Пр. 22, 6].
Что ж, граждане всех стран мечтают, чтобы у них правил (не гетман Саломан с приматом физиологических потребностей) царь
Соломон с его кредо: «превосходство страны есть царь, заботящийся о стране» [Еккл. 5, 8], где
на первом месте – мудрое сердце, на втором – слава, и только на третьем –
богатство. Да и все политики (лидеры) мечтают о Соломоновых лаврах. Вот и провоцируют они охлократию в надежде отыскать ключ к мудрости Соломона с помощью его же метода: то есть инфантилизировать массы и
направить их энергию на имитацию процесса, как бы угрожающего
системе расколом (ведь и Соломон искал истину, угрожая матери расчленить живого ребенка); а реакция „родной” (истинно патриотической) части системы укажет „искателям ключа” результативное направление поиска. Суета сует, если
осмыслить Соломоновы слова:
„пей воду из твоего водоема и текущую из твоего
колодца” [Прит. 5, 15].
Выводы. В использовании ювенал-фактора в развитии
индивида и вида надо соблюдать меру, чтобы, предупреждал Христос, конфликт
поколений не достиг точки, где «восстанут дети на родителей и умертвят их»
[Мат. 10, 21].
Литература.
1. Платон. Государство. /
Платон. Соч., в 3-х томах. Т.3, ч.1. – М.: Мысль, 1971. – С.89-454.
2. Библия.
3. Фрейд З. Я и Оно:
Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио,
2006. – 864.
4. Орел. С.
Диво-невидимки, або переселення на інші планети відміняється. // Дзеркало
тижня. - № 9 (638). – 08.03.2007 р.
Международная научно-практическая конференция
«Научный прогресс на рубеже тысячелетий - 2007»
01-15 июня
Секция: философия
Подсекция 5: философия религии
Доклад:
ЮВЕНАЛ-ФАКТОР В
РАЗВИТИИ ИНДИВИДА И ВИДА
(ОТ ПЛАТОНА И
БИБЛЕЙСКИХ ДОГМ ДО З.ФРЕЙДА)
Авторская справка
Юшин Сергей Александрович
доктор экономических наук,
профессор, старший научный сотрудник
Домашний адрес: 03127, Киев-127,
ул. Пр-кт
40-летия Октября, 116а, кв.62
Место работы: Киевский национальный торгово-
экономический университет, профессор
кафедры менеджмента
Адрес, на который необходимо выслать
сборник:
03127, Киев-127, ул. Пр-кт 40-летия Октября, 116а, кв.62
Телефоны:
Домашний: 8.044.258-12-39
Мобильный: 8.067. 5010268