Сотрудники
центра исследования
межэтнических
отношений г. Алматы:
Усенов Г. А.
Иманбаева С.
А.
Нюсипова Г. Н.
Омарова Н.
М.
Исторический
экскурс в появлении конфессий на
территории Казахстана
С исчезновением
коммунистической идеологии и атеистических принципов казахстанское общество
осталось в нравственном и духовном вакууме. В 90-х годах прошлого века началась
переоценка ценностей, подъем этнического самосознания, религиозная
идентификация. За относительно короткий срок религиозная идеология стала одним
из элементов культуры и образа жизни казахстанского общества
Сегодня идет процесс
возрождения религии: ведется строительство культовых сооружений, осуществляется
реставрация старых мечетей и церквей. Поэтому важно понять насколько важную
роль может сыграть религия в создании духовно-нравственной основы
казахстанского общества и определить ее влияние на социум.
Казахстан имеет статус
благополучной и стабильной страны, которую пока обходит стороной международный
терроризм. Однако это позитивное обстоятельство не может вводить в состояние
самоуспокоения. Казахстан является частью центрально-азиатского региона,
считающегося одним из взрывоопасных зон в мире. Деятельность экстремистских
религиозно-политических организаций исламского толка, направленная на
распространение идей религиозного (или можно сказать религиозно-политического
экстремизма), является серьезным вызовом
современному миру. Сегодня, международные религиозно-политические
экстремистские организации пытаются дестабилизировать обстановку во многих
странах мира, в том числе и в непосредственной близости от Казахстана – в
России, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и Синьцзяне. В этом плане для
безопасности Казахстана опасен не только терроризм, но и его последствия.
Поэтому с точки зрения эффективного обеспечения национальной безопасности
необходима выработка комплекса мер превентивного характера по всем важным
направлениям и сферам жизнедеятельности общества. В том числе и в такой сфере
как религия.
Между тем проявление религиозности – сложная, деликатная сфера жизни,
поэтому, прежде всего, организация
социологического исследования в этом направлении требует понимания проблем
религиоведения.
Мировая история убеждает,
что любая цивилизация и любая нация всегда создавались с опорой на религиозные
принципы, поскольку религия – важный фактор культуры. Общество, отрицающее религиозные принципы, не
может быть прочным, могущественным.
Принимая и поддерживая
принципы светского государства, согласно которому религия отделена от
институтов власти, нельзя не замечать позитивное влияние веры на формирование
национальной идеологии.
В Казахстане в результате
государственной политики атеизации общества в советское время были окончательно
преданы забвению принципы религиозной свободы. Существовавшие официальные
структуры христианского и мусульманского духовенства находились под
государственным контролем и представляли собой один из элементов сложившейся в
стране административно-бюрократической системы.
К началу 90-х прошлого
века на территории Казахстана функционировали две ведущие религиозные общины,
традиционно поддерживаемые двумя основными этническими группами: казахами (традиционный
ислам) и русскими
(православие). Также были представлены и другие конфессии (баптисты, адвентисты
и др.). Несмотря на то, что число приверженцев ислама в Казахстане
превалировало над представителями других конфессий, здесь не было
организационных структур, объединявших мусульманское духовенство.
С обретением Казахстаном
независимости религиозные объединения республики получили мощный импульс для
своего развития. Несмотря на то, что в Конституциях 1993 и 1995 годов Казахстан
провозглашается светским государством, свобода вероисповедания признается
неотъемлемым правом любого гражданина республики.
В последние десятилетия
20-го века весьма заметным стало влияние исламского фактора на
общественно-политическую жизнь многих государств. Возрастающая роль религии в
политике – это многогранное явление и требует внимательного изучения. Следует
отметить, что в последние годы растет число религиозных движений, апеллирующих
к исламу как к универсальной идеологии.
Так, в середине 90-х гг.
в Казахстане появилось много мусульманских и христианских организаций. Например,
к 1996 году число мусульманских общин было – 679, православных – 202, что
составило более 57% от общего числа всех религиозных общин Казахстана. Под
влиянием новых реалий произошли серьезные структурные изменения и внутри самих
религиозных объединений. В 1990 году впервые в истории страны было создано
самостоятельное Духовное управление мусульман Казахстана (муфтиат), которое
возглавил муфтий Ратбек Хажы Нысанбайулы . Сегодня муфтият возглавляет светский
человек.
Еще в 1991 году на
основании решения Священного Синода и Патриарха Московского и Всея Руси Алексея
II от 31 января 1991 года на территории Республики Казахстан были созданы 3
самостоятельных епархии: Алматинская и Семипалатинская, Шымкентская и Акмолинская,
Уральская и Гурьевская. Для координации духовного и религиозного образования в
Казахстане создана специальная межепархиальная комиссия, которую возглавил
Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий.
В республике имеется ряд
высших и средних теологических учебных заведении. Наиболее известными из них
являются Исламский институт в г. Алматы, медресе в селах Мерке (для юношей),
Луговое (для девушек). Кроме того, студенты направляются на учебу в
мусульманские институты стран Востока, в частности, в Турцию, Египет, Тунис.
Нынешнее
время отмечено своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций
существовавших религиозных конфессий (ислам, православие, католицизм,
лютеранство, баптизм, пятидесятничество и некоторые др.) наблюдается появление большого количества новых. Так, за годы
перестройки возникли общины неизвестных в Казахстане, но имеющих длительную историю развития за рубежом протестантских конфессий – методизма и
пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви: «Агапе», «Новая жизнь»
и др.; нетрадиционные религиозные культы – Бахаи, Храм Исиды, Семья Бога и т.д.
Обратим
внимание на то, что взаимоотношения исполнительных органов и местных
религиозных общин во многом определяются
не только отношением власти к ним как юридическим лицам, но и норм, соотносимых
с общечеловеческими ценностями и этическими установлениями, носителями
которых издавна выступало большинство
конфессиональных институтов. Прежние, откровенно недоброжелательные формы
взаимоотношений официальных органов и религиозных общин, как
скомпрометированные, были быстро упразднены, новые же в силу указанных выше
причин, формируются, преодолевая естественную инерцию мышления и порожденную ею
предвзятость. Общей является некоторая настороженность, вызванная как быстротой
происходящих изменений, так и появлением новых, невиданных ранее в стране
религиозных течений и непривычных форм проявления их активности. Немаловажное
значение приобретают участившиеся обращения различных политизированных
формирований к авторитету религии.
За прошедшие годы в Алматы
количество религиозных организаций увеличилось в 12 раз. Действуют более 200
религиозных объединений и групп. В их числе: Евангельские христиане-баптисты,
Лютеранская церковь, свидетели Иеговы, старообрядцы, Ахмади, Иудейская религия,
Адвентисты Седьмого дня, Пятидесятники, Пресвитериане и родственные им
объединения, Методисты, Новоапостольская церковь и многие другие. Наряду с
религиозными организациями действуют различные околорелигиозные и духовные
общества и объединения, которые вследствие их разбросанности и малочисленности
слабо поддаются учету.
Как уже отмечено,
казахстанское законодательство позволяет абсолютно свободно действовать любым
религиозным объединениям. В то же время, это вызывает негативную реакцию со стороны
мусульман и православных, которые выступают за ограничение деятельности
нетрадиционных религий в Казахстане, так как, по их мнению, подобная
поликонфессиональность не способствует стабильности в обществе и ведет к его
поляризации.
Религиозная деятельность
является практически-духовным освоением мира. Изучение религиозных организаций,
общностей, групп имеет большое значение для характеристики религиозности и
функций религии в обществе.
Все религии в той или
иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами
бытия (вопросами жизни и смерти) и с регуляцией повседневного поведения. Все
религии учат любви к ближнему, свободе от рабства вещей, умению властвовать над
собой и твердо верить в истину. В целом, религии заключают в себе систему
верований, морали, права, и вместе с тем выступают как важный компонент
социальной структуры и как социальный институт общества.