Шимко Е.В.
Донбасская государственная машиностроительная академия
Политическая деятельность
- это деятельность, которая начинается с возникновения того или иного интереса,
потребностей социальной общности, всего общества и завершается их реализацией,
то есть практическим результатом. Таким образом, политическая деятельность есть
осознанная, целенаправленная деятельность социальных общностей – субъектов политики
в реализации политических интересов и потребностей и конкретной политической
деятельности людей и их объединений [1, с.344].
Т.к. политическая деятельность – это осознанная
деятельность по преобразованию общественной действительности, то политическое
сознание органически вплетено в его структуру и представляет собой реальное
звено ее функционирования. Являясь отражением реальной политической жизни
общества, политическое сознание оказывает активное обратное влияние на ее
развитие [2, с.67-69]. Цель данной работы – исследование роли сознания в
политической деятельности.
В политическом сознании
получает отражение отношение различных групп населения к общественному строю, к
системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и
общественным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый
и постоянно изменяющийся характер политического сознания [3].
Политическое сознание
выполняет в обществе ряд специфических функций. Главными среди них являются:
политическое целеполагание и политическое программирование. Они теснейшим
образом взаимосвязаны. Основной задачей любой политики является выработка
системы целей, соответствующей интересам данной группы, а также стратегии и
тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят
свое теоретически обоснованное воплощение в соответствующих программах, заявлениях,
декларациях субъектов политической деятельности. Политическое сознание не
только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее,
формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль.
Оно выполняет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую
систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее
определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая
стратегия и тактика) [3].
Т.к. политическое сознание
представляет собой реакцию субъектов политической
жизни на ее события, то в нем можно выделить систематизированные (идеология) и обыденные (массовая психология) формы.
Политическая идеология — это совокупность взглядов, выражающих интересы и цели субъектов политической жизни в форме ценностей и программ практического действия. Она
включает суждения, оправдывающие преобладание одних
политических интересов и ценностей над другими. Массовая политическая психология возникает у широких слоев населения на основе опыта политической жизни и состоит из настроений, ожиданий,
установок и стереотипов[4, с.191].
Всякая
идеология направлена на обоснование
определенного набора ценностей. Политические ценности способствуют самореализации
человека и имеют более или менее осознанный характер.
Ценности усваиваются человеком из
общественного сознания в готовом виде в процессе социализации и
коммуникации, однако у него всегда есть
возможность осмысленного выбора между различными их вариантами. Можно выделить три вида ценностей:
• политические диспозиции
(эмоциональные ценностные установки);
• политические предпочтения
(рациональные);
• политические ориентации (оценочные).
Диспозиции — это выражение политической позиции. Диспозиция представляет собой эмоциональную предрасположенность к восприятию
явлений политической жизни (институтов, лиц, решений, акций, лозунгов),
их одобрение или неодобрение, поддержку или осуждение. Политические предпочтения — это взвешенные диспозиции.
В их основе лежит рациональный выбор, осмысленное отношение к политической действительности. Политические ориентации представляют собой обоснование предпочтений с точки зрения усвоенной человеком
системы норм. На основе
этих убеждений люди принимают решения о поддержке политического курса
или о противодействии ему, об участии и неучастии в выборах, о поддержке
определенной партии и кандидата на выборах. Эмоциональные и оценочные установки
человека связаны между собой рациональными
установками, а все вместе образуют различные стороны отношения людей к
политике [4, с.192-193].
Таким образом, можно
сделать вывод, что политическое сознание — одна из основных форм общественного
сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет
свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое
бытие, т.е. политическая деятельность социальных субъектов. Изучение
политической деятельности предполагает выяснение в ней роли политического
сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных политических
движениях и может носить стихийный характер, значение сознания всегда велико.
От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно
много [3].
Литература
1. Социальная философия. Учебник. // Под общей ред. Андрущенко
В.П., Горлача Н.И. // Киев-Харьков: "Единорог", 2002 – 736с.
2. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории.- К.: Вища школа, 1989 – 152с.
3. Политическая социология. // Под ред. Иванова
В.Н., Семигина Г.Ю. – М.: Мысль, 2000.
4. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие.- М.:
Логос, 2002 – 280с.