УДК 159.9(09)
Аубакирова Р.Ж.
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима,
Семипалатинск
Работа Шакарима Кудайбердиева «Три
истины» и актуальные проблемы психологии
В современном обществе возвращение к
общечеловеческим ценностям часто носит судьбоносный характер и лежит через
бережное отношение к культуре, истории,
традициям народа. Один из основателей этнопедагогики
Г. Волков вывел золотую формулу человечества. Она звучит следующим образом:
«без памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет
воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без
личности – нет народа» /1/.Обращение к трудам
мыслителей прошлого помогает сохранить культурное наследие народа и
формировать его будущий духовный и научный
потенциал.
Одним из исполинов и подлинных
патриотов своего отечества и народа является Шакарим Кудайбердиев, чье творчество является бесценным вкладом в
сокровищницу казахского народа. Наследие Шакарима
многогранно. В настоящей статье предпринята попытка оценить
его вклад в развитие духовной культуры казахского народа через изучение души как предмета исследования
психологической науки.
Исторически значимыми
являются толкования Шакаримом Кудайбердиевым
философских оснований психологии. В частности им анализируются некоторые
аспекты позитивизма, материализма и других
философских учений, которые легли в основу данной науки. Шакарим исследует развитие представлений о душе в контексте
истории психологии через столкновение идеалистических и материалистических
учений о психике. Он анализирует труды Демокрита,
Декарта, Эпикура, Дольна, Фонтеня и других
просветителей, посвященных исследованию психологического феномена «душа».
В работе Шакарима
Кудайбердиева «Три истины» вопрос о смысле жизни, о предназначении
человека связан с изучением души человека. «Удивляюсь тем, кто говорит, что нет
души и нет жизни после смерти»- пишет он. /2, 54/. Он отводит душе особую роль
в жизни человека и связывает ее проявление с
Божественным. Шакарим верит в первопричину всего
сущего, а именно во
Всевышнего: «Причинные истоки всего существующего – в безмерности
познания, могущества и искусности творца» /2, 45/. Видимо, поэтому бессмертие души Шакарим
видит в следовании трем истинам: скромности, справедливости и доброты, которые
он объединял в одном понятии «уждан – совесть».
Шакарим
утверждает, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не
поддается порче, с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению.
Излагая свои мысли о трех истинах, а именно о материалистическом мировоззрении,
теологическом миропонимании и
достоинстве личности, Шакарим неразрывно связывает душу человека с проявлением совести. Это идея
красной нитью проходит через все его творчество. Совершенствование души
человеческой Шакарим
видит в проявлениях совести как потребности души. Он искренне верит в то, что
душа существует и исчезает после смерти человека. Шакарим
убежден, что «если человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и в
то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его
сердце черным и черствым…» /3, с.76/
Проявление души Шакарим
связывал с таким явлением как энергия. С этим же источником философ связывает
природу возникновения таких явлений психологической действительности как
магнетизм, спиритизм, телепатия, фахризм, лунатизм,
сновидения. На примерах и весьма образно он раскрывает их сущность, опираясь в
основном на полемические высказывания ученых Европы. В изучении данного вопроса
следует отметить грамотный исследовательский подход, обоснованность суждений Шакарима и доказательность утверждений в собственной интерпретации.
Примечательно то, что Шакарим пытается доказать единство души и тела. И ему это
удается: «Хотя душа и тело чужды друг другу, произошли врозь, они при
совместном существовании не обходятся без взаимного влияния /2,30/. Сейчас
многие психологи объясняют болезни тела как причинно-следственную взаимосвязь с
душой, с эмоционально – волевой сферой личности, с проявлением таких эмоций как обида,
презрение, ненависть, ревность, гордость и т.д. Совершенно справедливым
является суждение Шакарима о том, что «при возбуждении души тело может
быть ввергнуто и в трудные ситуации. В какие то моменты неожиданно- огромная
радость, страх, нагрянувшее горе способны даже убить человека» /2,30/. Он
считает, что такие эмоции как обида, ненависть, любовь – это воздействие души,
проявление которого может моментально отразиться на лице человека.
Заслуживает уважения взгляд Шакарима на природу психической нервной
деятельности. Он исследует психику через призму процесса функционирования
головного и спинного мозга. Его интересует проявление сознательного и
бессознательного. Он пытается рассмотреть различия между состоянием сна и
бодрствования. Он утверждает, что человек не вооружен таким средством, которое
бы позволило ему провести грань между реальностью сновидений и истинностью
того, что не во сне.
Шакарим
прекрасно ориентировался в собственно психологических понятиях. Он оперирует
такими терминами как эмоции, свойства психики, сознание, инстинкт, мысль, ум.
Пытается выявить их взаимозависимость и взаимообусловленность.
Взгляды Шакарима
актуальны и противоречивы, перекликаются со взглядами
современных альтернативных психологов. Стоит провести параллель между его взглядами и современными энерго –
информационными учениями о
«полевом» сознании. Они есть, и имеют
право на жизнь.
Что касается представителей классической психологии, то они могут
считать его взгляды научно необоснованными. Да и сам Шакарим
пишет, что многие могут осуждать его, считая ошибочными его суждения. Тем не
менее, он достаточно уверенно констатирует: « …душа существует и не исчезает
после смерти человека, разумно ли оставаться столь непоколебимыми в своих
понятиях, уподобляясь муллам, которые не могут выбраться из привычных колодок
свой обветшалой религии?» /2,55/.
Глубокие нравственные проблемы, затрагиваемые в творчестве Шакарима,
позволяют судить об актуальности его исследований и в настоящее время. Именно
духовное возвышение человека видится им в следовании трем истинам. А мы
убеждаемся в том, как своевременны и мудры его высказывания.
Вызывает восхищение глубина
проработки изучаемых вопросов, смелость во взглядах и интерпретации фактов,
системный подход к изучению проблемы, широкий кругозор исследователя.
Шакарим
является олицетворением казахской интеллигенции. Он был незаконно
репрессирован. Он был предан забвению. Пусть с большим опозданием, но имя его
возвращено народу. В очередной раз восторжествовала справедливость, а иначе и
не должно быть. Его душа бессмертна, как и бессмертна для потомков его работа «Три истины»…
Литература:
1.Волков Г. Этнопедагогизация
современного воспитания // Мир и образование, 1997- №2, с. 66-71
2.Алем: Альманах. – Алма – Ата: Жазушы, 1991. Изд.1.
– 448с., илл.
3. Кудайбердиев
Ш. Три истины.-Алматы:
Казахстан, 1991.-80с.
Заявка
на участие в конференции
«Актуальные проблемы современных наук- 2007»
Тема статьи - Работа Шакарима Кудайбердиева
«Три истины» и актуальные проблемы
психологии.
ФИО автора - Аубакирова
Рахила Жуматаевна
Место работы - Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Ученая степень, звание
– кандидат
педагогических наук, доцент
Рабочий адрес:
Республика Казахстан
Восточно – Казахстанская область
Г.. Семипалатинск
Ул. Глинки 20 А,
кабинет 1212, кафедра психологии
Домашний адрес:
Республика Казахстан
Восточно – Казахстанская область
Г.. Семипалатинск
Ул. Докучаева 5А, 107
Телефон: р.т. 83222359389
Д.т. 83222358114
Мобильный телефон 87013962769