Магистр педагогики Жаксипаева А. С.
Восточно-Казахстанский государственный университет
им.С.Аманжолова, Казахстан
ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
В последние годы
усилилось внимание философов и социологов к общим проблемам теории культуры,
закономерностям ее развития в различных общественно-экономических формациях.
Предприняты попытки точнее определить сущность культуры как общественного
явления. В настоящее время имеется множество дефиниций культуры, каждая из
которых дополняет ранее существовавшие, приближая нас к наиболее точному
истолкованию этого важного явления общественной жизни [1, С.5].
Изучение научной
литературы эстетического направления показало, что исследователи рассматривают
эстетическую культуру как важнейшую составляющую общей культуры личности
(М.А.Верб, М.С.Каган, А.Ф.Павловский, В.К.Скатерщиков.
У.Ф.Суна и др.). Проблемы культуры, особенности ее
развития отражены в трудах А.И.Арнольдова, М.Х.Балтабаева, Л.А.Ивахновой,
Л.В.Колесниковой, В.М.Межуева, Ж.Ж.Наурызбая,
А.А.Радугина, Ш.Т.Таубаевой др.
Большой вклад в изучение
вопросов эстетического воспитания, формирования эстетической культуры в
Казахстане внесли труды ученых Е.Аимбетовой,
З.Р.Ахметовой, Р.Р.Джердималиевой, К.Е.Ибраевой, Б.Р.Казыхановой, А.А.Калыбековой, Е.Ш. Козыбаева, К.Ш.Нурланова, Я.И.Радзицкой, С.А.Узакбаевой и др. [2,С.3]
Культура-совокупность
личностных качеств, сформировавшихся в процессе присвоения общественного
культурного опыта на основе знаний культурного наследия своего народа.[2, С.7]
По мнению К.Я.Вазина, Ю.Н. Петрова: «Культура - исторически
определенный уровень развития общества, творческих и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в
создаваемых или материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя
человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения,
навыки, уровень интеллекта, мировоззрение, нравственное, эстетическое развитие,
способы формы общения) [3, 246].
В трудах Э.С. Маркаряна:
«Культура… есть система надбиологически выработанных
средств человеческой деятельности,
благодаря которым и происходит функционирование и развитие общественной
жизни людей. Собственно социальные отношения с этой точки зрения могут быть
интерпретированы как специфическая составляющая этих средств, выполняющая
функцию внутренней детерминации общественной жизни» [4].
Если мы возьмем только
духовную культуру, то в нее входят все достижения науки, искусства,
образования, а также моральные нормы. Одной из важных составных частей духовной
жизни является эстетическая культура. Она включает в себя эстетическое
отношение человека к действительности, а также производство и распределение
эстетических ценностей [1, С.5].
Л.Л.Литвиненко в работе « К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании» рассматривает, что для успешного развития общества, формирования
чувства гражданственности, преодоления негативных явлений необходимо поднимать
общий уровень культуры, уровень эстетических понятий, представлений,
эстетических потребностей и интересов. Перестройка сознания трудна и требует
определенного времени.
Эстетика в содружестве с
другими философскими науками изучает различные стороны материальной и духовной
культуры, охватывая круг явлений, который обозначен понятием "эстетическая
культура". Хотя это понятие в какой-то степени традиционно и им оперирует
не только эстетика, но и другие науки (этика, социология, педагогика,
искусствоведение), оно еще не стало общепризнанной категорией в эстетической науке.Иными словами, любая категория возникает и
наполняется содержанием в процессе общественно-исторической деятельности,
результаты которой откладываются в языковых структурах.
Каждая из вышеупомянутых
задач может стать предметом специального исследования. Мы же остановимся лишь
на том круге явлений, который на современном этапе развития науки и практики
охватывается понятием "эстетическая культура личности".
В духовную культуру
включается вся совокупность духовных ценностей, т.е. продукты духовной
деятельности людей (политические и правовые теории, нравственность, искусство,
наука и т.д.), необходимые для удовлетворения разнообразных духовных
потребностей данного общества, их распространение в обществе и умение людей
применять и развивать эти ценности. Составными частями духовной культуры
являются: во-первых, уровень развития и распространения в обществе политической
и правовой идеологии, морали, искусства и науки, материальной базой которых
служит деятельность различных учреждений культуры (учебных заведений, радио,
телевидения, издательств, библиотек, кинотеатров, научно-исследовательских
институтов); во-вторых, умение вырабатывать, применять и развивать формы и
методы руководства многообразными социальными процессами (государством,
общественными организациями, экономикой, искусством, наукой, политическим,
нравственным и эстетическим воспитанием, научно-техническим образованием),
умение использовать научные знания в практической деятельности. Следовательно,
духовная культура - это культура руководства обществом, нравственная и
эстетическая культура, культура научного мышления, культура языка.
Установление зависимости
эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически
оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта,
произведениям искусства), их созданию, потреблению и распространению, а также к
культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании
интересующих нас вопросов: 1) факторы (объективные или субъективные), которыми
обусловлена мера (т.е. качественная и количественная характеристика) приобщения
конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям; 2)
возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в
современном обществе; 3) особенности проявления эстетической культуры личности
в различных сферах жизнедеятельности; 4) критерии культурной развитости
личности. Выяснение этих вопросов позволит охватить круг явлений, обозначенный
понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани
и свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о
критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия
"эстетическая культура личности".
Объективными
предпосылками формирования эстетической культуры личности выступают уровень
развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в
обществе.
Эстетика считает, что
эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе
деятельности людей. Успех формирования ее зависит от целенаправленного
воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми
она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом
человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания,
которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических
ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере
жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и
распространения эстетических ценностей [5].
Понятие об эстетики рассматривает
Ю.Б. Борев: «Эстетика – наука об исторически
обусловленной сущности общечеловеческих ценностей. Их порождении, восприятии,
оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах
эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде
всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего
совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа эстетического и
его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического
отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства – таковы
основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов
общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной
деятельности людей [6, С.9].
Таким образом,
формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей
системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов,
которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая
роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения,
театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений).В каждом
отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости
целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим
задачам формирования высокой эстетической культуры.
Процесс целенаправленного
формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу
его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную
организацию. [5].
ЛИТЕРАТУРА
1.Казыханова Б.Р. Эстетическая
культура казахского народа.-Алматы: Казахстан,
1973.-332с.
2.ОспановаС.Б.Межличностное
общение как средство формирования культуры учащихся колледжа [Текст]:автореф.дисс…канд.пед.наук.-
Караганда,2006.-23с.
3.Вазина К.Я., Петров
Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент
(концепция, опыт работы).-М.: Педагогика, 1991.-268с.
4. Маркарян Э.С. Теория культуры и
современная наука М., 1983.106с.
5.Литвиненко Л.Л. К вопросу об
эстетической культуре. Материалы межвузовской научно-практ.конференции
(20-22 марта 1998г). Профессиональная культура учителя экономики.
6. Бореев Ю.Б.Эстетика.- 4-е изд.,
доп.- М.: Политиздат, 1988.-496с.