Сергеев Т.С.
(Чувашский госпедуниверситет им. И.Я.Яковлева)
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И.Н.УЛЬЯНОВА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Современная школа с постоянно совершенствующимся учительским корпусом находится на пути инновационных преобразований. В связи с этим представляют большой интерес обращение к прошлому и обобщение ценного опыта предшественников, в частности, педагогов-шестидесятников пореформенного периода XIX века. К числу их относится инспектор и директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов (1831-1886).
Изучая историю развития учебных заведений многонационального Поволжья до 1917 г. на примере Симбирской губернии, на этом фоне мы во многом по-другому воспринимаем современные проблемы социально-педагогической действительности. Это - проблемы ценностей в образовательном процессе, социального статуса педагога, дифференциации обучения, развития элитарного образования, сохранения духовности, языковой культуры и т. д. Современное звучание приобретают педагогические идеалы, сложившиеся в середине XIX - начале XX в.: формирование гармонически развитой личности, патриотическое воспитание гражданина в правовом государстве. На сегодняшний день актуальными остаются слова выдающегося педагога В.П.Вахтерова: «Сила страны не в пространстве, даже не в числе людей, а тем более в количестве войск: сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования» (Вахтеров В.П. Избранные сочинения. М., 1987. С. 325).
Обращение к педагогической деятельности одного из лучших представителей народного просвещения России И.Н.Ульянова, жившего и творившего в период либеральных реформ XIX в., становления и развития
педагогической науки и народного образования, для нынешнего поколения весьма значимо. Как известно, в 1860-е годы, на волне общественного подъема, возникали новые идеи, новые взгляды, новые направления по вопросам воспитания и образования. В связи с освобождением крестьян, «вчерашних рабов», больше внимания стали обращать на личность, ее нравственное и духовное развитие. Крестьянская реформа 1861 г. буквально всколыхнула народ, толкнула его к знаниям, культуре, образованию. Вместе с расширением сети министерских и земских школ среди простого народа распространяется грамотность, разрабатываются теоретические основы самобытной как русской, так и инородческой педагогики.
Следуя известному русскому педагогу К.Д.Ушинскому, И.Н.Ульянов сформулировал цель своей педагогической деятельности, основной стержень которой был служение народу через школу, которая должна была воспитать человека образованного и сильного духом, способного бороться с «невыгодными жизненными условиями». Эти идеи весьма созвучны нашему времени, когда Россия, находящаяся на пороге вхождения в рыночные отношения, стоит на пути всестороннего обновления системы образования с учетом новых реалий. В частности, пришло время снова вернуться к идеям христианского просвещения как неотъемлемой части духовного развития личности. Эта сторона образовательно-воспитательного процесса в советские годы умышленно замалчивалась, между тем как ныне в ряде школ вводится предмет «Основы православной культуры» как составной части программы обновления системы образования в перспективе на многие годы в будущем. Подготовка конкурентоспособного специалиста невозможна без использования исторического опыта предшествующих поколений педагогов.
Для создания подлинно народной школы инспектор (1869-1874) и директор (1874-1886) народных училищ многонациональной Симбирской губернии И.Н.Ульянов наметил и осуществлял на практике следующие мероприятия: 1) очистить, освободить школьную сеть от фиктивных и непригодных училищ, которые не отвечали потребностям населения;
2) отобрать более
или менее жизнеспособные школы
и улучшить их;
3) составить точный
план открытия новых народных училищ, целесообразно
распределяя
их среди русского и нерусского населения губернии; 4) привлечь к
школьному
делу все прогрессивные силы общества, а главное - всю массу
трудового
населения; 5) объединить все
материальные средства для создания
прочного школьного бюджета,
для строительства школьных
зданий и
оборудования их,
для снабжения школ
новыми учебниками и
учебными
пособиями; 6) укомплектовать школы
учащимися обоего пола,
разных
сословий
и национальностей на
основе добровольности, добиваясь
осуществления учебной
дисциплины и нормальной продолжительности
учебных занятий; 7) подготовить и
умело использовать новые кадры народных
учителей, обеспечив им все условия для работы и повышения
квалификации;
8) реорганизовать всю учебно-воспитательную работу народных
училищ в
соответствии с требованиями новой
педагогики {Сергеев Т.С. Илья Николаевич
Ульянов и просвещение народов
Поволжья. - Чебоксары, 1972. С. 11).
Такова была громадная программа просветительной работы руководителя народного образования И.Н.Ульянова, которую он целенаправленно и упорно вел в Симбирской губернии в течение 16 лет своей жизни, преодолевая массу трудностей, стоявших на пути культурного развития народов Поволжья. При нем в губернии было открыто 250 новых школ, в том числе 52 в городах и 198 - на селе. Построено 261 школьное здание (Воробьев В.К. И.Н.Ульянов и школы Симбирского края.- Ульяновск, 1994. С. 6, 10). В Порецкой учительской семинарии, открытой им в 1872 г., при И.Н.Ульянове было выпущено 89 учителей «ульяновской» закалки. Число чувашских школ достигло 38, мордовских - 42, татарских светских - 7 (Сергеев Т. С. Указ. раб. С. 14). И.Н.Ульянов своевременно поддержал основателя первой в Симбирской губернии чувашской школы И.Я.Яковлева, ставшей затем центром подготовки учителей и рассадником культуры среди народа. Из ее стен в дореволюционный период вышло более тысячи народных учителей, в том числе 400 учительниц. Работая в различных пришкольных мастерских, они
получали разносторонние
знания и были популярны в чувашских деревнях. В
этой
школе, где появился первый чувашский букварь, зародилась и
профессиональная художественная культура
чувашского народа. По
постановке школьного дела и уровню грамотности населения Симбирская губерния выделялась в лучшую сторону. Обучение по новым учебникам и методам давало положительные результаты.
Многое из опыта работы И.Н.Ульянова, его единомышленников и учеников можно творчески применять в современной школе: содержание и организация учительских съездов и курсов, подготовка сельских учителей, инспектирование школ, разработка передовых предметных программ, применение инновационных методов и приемов обучения и т. д.). Следует пересмотреть позиции И.Н.Ульянова по вопросам христианского просвещения, многие аспекты которого ранее просто игнорировались и не изучались. Как известно, в ряде школ уже введен предмет «Основы православной культуры».
Имя И.Н.Ульянова
носят Ульяновский государственный педагогический университет, Чувашский
государственный университет, Ходарская школа Шумерлинского района, Порецкая
школа-интернат Чувашской Республики, Усольская общеобразовательная школа
Самарской области, Ульяновская средняя школа № 6. В вузах введены стипендии и премии
имени И.Н.Ульянова,
проводятся «ульяновские» чтения». В Ульяновске, Чебоксарах, Ходарах, Усолье и
др. имеются бюсты-памятники, функционируют музеи И.Н.Ульянова, на наглядных
материалах пропагандирующие и развивающие научно-педагогические идеи
выдающегося русского педагога-демократа и интернационалиста, просветителя
народов Поволжья.
Сергеев Тихон
Сергеевич – д. и. н., проф. каф. истории Отечества Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Дом. адрес: 428034,
г. Чебоксары, ул. мичмана Павлова, 41 – 45.
Тел.: (8352) 43-24-16