С.В.Ананьева
Институт литературы и искусства
им. М.О.Ауэзова Министерства образования
и
науки МОН РК г.Алматы Казахстан
Художественное
повествование как способ воссоздания жизни главного героя в книге
Т.Фроловской
«Евразийский
лев»
Книга Т.Фроловской «Евразийский лев» [1] посвящена
обобщению вклада, который внес Лев Николаевич Гумилев в теорию евразийства. Это
художественное повествование о судьбе главного героя со всеми ее перипетиями и
судьбоносными встречами.
Современные исследователи признают
частную жизнь человека и личное творчество глубоко плодотворным и прогрессивным
направлением науки. «В любой группе людей, в любом социуме есть творческая
личность, генерирующая идеи и воплощающая их в некоем продукте, а есть и
творческие личности, способные подхватить идеи, масштабно реализовать...
Творческую личность никогда не уничтожить, она возникает неизвестно откуда,
неизвестно как...» [2, с.14]. Эти позиции
полностью разделяет автор «Евразийского льва».
Татьяна Фроловская отдает отчет в том, что личность последнего евразийца не может быть
обрисована художественно без того контекста, в котором она возникла и достигла
высот своего развития, вне историко-интеллектуального пейзажа России и ряда
стран Европы. «Научное наследие Льва Николаевича Гумилева, безвыездно жившего в
своей стране, оказалось в том же положении, что и русская зарубежная история,
русская зарубежная литература. Возвращение на «историческую Родину» произошло
после 1985 года – рубежа реабилитации, рубежа возвращения «честного имени»
многим и многим ученым и писателям, с книгами которых, если и можно было
ознакомиться, то только в спецхранах или подпольно» [1, с.18].
Именно в обширном прозаическом наследии Гумилева выстроен своеобразный
евразийский пантеон.
Поколение
евразийцев, вынужденно покинувшее родину, интересовало Л.Н.Гумилева постоянно.
В 1945 году, во время недельной поездки в Прагу артиллерист Л.Н.Гумилев
пытается разыскать великих евразийцев: Г.В.Вернадского – сына В.И.Вернадского и
П.Н.Савицкого. Т.Фроловская по крупицам
восстанавливает все происходившее в первой половине ХХ века. Г.В.Вернадский еще
в 1927 году уехал в Америку, а известный исследователь жизни Чингис-хана Эрежен Хара-Даван умер в 1942 г. в Белграде. В 1938 г. в Вене умер
от инфаркта Трубецкой, после аншлюса Австрии и нескольких допросов в
гестапо. П.Н.Савицкий - в лагере,
встретятся они через 20 лет. В 1957 году Л.Н.Гумилев напишет о своем лагерном
прошлом П.Савицкому в Прагу: «Я в тех местах провел 1,5 года, и после этого мне
первая линия фронта показалась курортом». Хотя, как уточняет Т.Фроловская, пробыл он в лагерях 5 лет.
Автор «Евразийского льва»
пытается сформулировать, что было для Л.Н.Гумилева евразийство:
«Самая близкая научная школа, манера мышления, источник постоянного
вдохновения, стимул к работе на
протяжении долгих десятилетий – вот что такое для Льва Николаевича евразийство. Его трагедией, которой он противостоял все эти
годы, была невозможность открыто примкнуть к учению, безбоязненно следовать за
учителями и предшественниками. Приходилось остерегаться и скрывать свои
взгляды, свое проникновение в глубины истории, свою обоснованную теорию
возникновения этносов» [1, с.195]. Более тринадцати лет каторжных лагерей сделали ученого
слишком осторожным, во многом, отдавая должное учителям, он оставался
самостоятельным и независимым. История, этнология, мировые религии и еще многое
другое объяснены Гумилевым, пожалуй, с исчерпывающей полнотой.
После лагерей надо было многое наверствовать. Образование приходилось брать
приступом библиотек, музейных архивов. Вороха рукописей, тезисы лекций и
докладов, выписки из книг для будущих работ. Не было помощников, которым можно
было доверить часть работы. И вдруг, во время чтения лекции в Москве, в
художественной мастерской Казмичева состоялась встреча с Натальей Симоновской.
Через два года – они муж и жена. Молодая сорокашестилетняя жена приехала в
Ленинград к пятидесятипятилетнему мужу 15 июня 1967 года. Автор повествования
забегает вперед: «Ровно через двадцать пять лет, день в день, Лев Николаевич завершил
свой многотрудный жизненный путь».
Прошлое еще долго давало о себе знать, как ни старалась верная подруга и
единомышленница создать семейный уют. «А он писал мелким, полудетским почерком,
большую часть времени проводил за книгами, умея вписаться в самый темный угол,
а спал, даже на развернутом диване, свернувшись калачиком, словно на сундуке в
квартире Пунина, в лагерном холодном бараке или в окопе, над которым грохочет
артиллерийская канонада» [1, с.72]. Теперь он мог
сосредоточиться на завершении «Степной трилогии».
Наталья Викторовна скромна и держится в тени своего великого супруга,
поэтому и известно о ней мало. Но до сих пор на стенах мемориальной квартиры
Гумилева «нежно-дымчатые и густо-сочные зелено-голубые акварели Натальи
Викторовны». Автор книги считает ее художником талантливым и «несомненно
лирического склада». Ей принадлежит художественное оформление первого
издания «Поисков вымышленного царства» и
«Хунну в Китае». В музее Л.Н. Гумилева – ее работы по оформлению книг Ф.М.
Достоевского. Серьезный профессиональный художник-график.
С момента судьбоносной встречи она – первая и главная помощница, печатает
на машинке, ведет многочисленную корректуру, подбирает литературу. Домашняя
творческая атмосфера – ее заслуга.
Автор книги не идеализирует своих героев,
людей ярких, творческих, со сложившимися характерами и привычками. Свое
дарование Наталья принесла в дар супругу, понимая его гениальность. Жизнь с
ним, особенно в первое время, стала нелегким испытанием, но Т.Фроловская
находит убедительные слова: ангельская жизнерадостность Натальи Викторовны
постепенно превозмогла недоверчивость бывшего лагерника. Очень важно приводимое
мнение друзей известного ученого: «Его жизнь заботами и благим присмотром
Натальи Викторовны продлилась на десять-пятнадцать лет». Но еще не вышло ни
одной из его главных книг. И дела его в 1967 году не так хороши.
На лето герои перезжали на «джайляу» - московское жилье. Зимовкой была
комната на Московском проспекте в Ленинграде. Собака Алтын сопровождала их
перекочевки. Вспыльчивый, но стремительно отходчивый, блистающий интеллектом и
неотразимым мужским обаянием Лев Николаевич счастлив. И начинается самый
плодотворный период его творческой биографии с ураганом монографий.
«Для Л.Н. Гумилева «Большое пространство» - полиэтнический, многоконфессиональный,
мозаично-культурный мир, «где право выбора пути всегда принадлежит этносу», где
есть разумные и образованные правители («Желательно, чтобы политики знали
историю»). Нынешние постсоветские государства лишь в той степени останутся суверенными, в какой сумеют изучить и
осмыслить противоречивый и поучительный опыт истории, о котором столь точно,
проницательно и с несомненным прицелом на практическое использование писал и
говорил Л.Н.Гумилев» [1, с.200]. Поэтому Л.Н. Гумилева
можно назвать «тайным эмиссаром евразийства», он
осмысливал огромное наследие, он совершал то, чего полностью никто из
евразийцев по разным причинам сделать был не в состоянии.
В
«Заметках последнего евразийца» Гумилев настаивал, что сохранение постсоветского
пространства – веление истории: «Народы связаны друг с другом достаточным
числом черт внутреннего родства, существенным психологическим сходством и часто
возникающей взаимной симпатией».
Уже
выросло новое поколение евразийцев, «ему помогают утвердиться книги
Л.Н.Гумилева. Современные евразийцы не примыкают к малообразованной и
агрессивной гильдии людей «патриотически
настроенных», а продолжают на новом витке развития работу Савицкого,
Вернадского, Трубецкого. Они пишут
историю учения, воссоздают его философию, опираясь на все ныне доступные
источники» [1, с.194]. Идеи Л.Н. Гумилева бесценны: «Мы должны, прежде
всего, осознать традиционные границы – временные и пространственные нашей
этнической общности, четко понять, где свои, а где чужие… Переизбыток
этнической пестроты столь же опасен, как и ее отсутствие: оптимальная мера –
внутри суперэтноса в границах ландшафтного региона, в
нашем случае совпадающая с границами нашего государства…» [3, с.201]
Велика
заслуга Л.Н. Гумилева в
возвращении евразийства, которому «на роду было
написано стать сказочным персонажем, сбрызнувшим живой водой умной воли
неподвижное тело евразийского богатыря», а в литературе Казахстана появилось
интересное исследование Т.Фроловской «Евразийский
лев» о Л.Н. Гумилеве и евразийцах
начала ХХ века, проиллюстрированное
редкими фотографиями из семейного альбома, схемой этногенеза
западноевропейского суперэтноса, картой торговых
путей и таблицей изменения пассионарного напряжения
этнической системы.
Литература:
1. Фроловская Т.
Евразийский лев. – Семей: Международный клуб Абая, 2003.
2. Тер-Минасова
С. Набоков называл переводчиков «могильщиками гениев» // Культура. 5-11 апреля 2007. – С.14.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая
степь. - М.:
Мысль, 1989.