Капелюшная З.А.
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан
Реализация принципа антропоцентризма, являющегося ведущим в современной лингвистике, обусловливает различные предметные области исследования. В частности, активный интерес языковедов вызывает в настоящее время феномен языковой игры.
1. Под языковой игрой понимается сознательно допущенная языковая неправильность, целью которой является реализация того или иного коммуникативного намерения автора высказывания.
2. Игровые приемы активно используются в художественных текстах, где они могут обеспечивать наиболее выразительную передачу мысли или же служить для характеристики персонажа, особенно часто приемы языковой игры выступают средством создания комического эффекта.
3. Языковая игра может быть средством экспликации языковой картины мира конкретного писателя или группы писателей, объединенных схожими эстетическими установками. Не случайно она становится основным способом изображения действительности в произведениях тех авторов, которые противопоставляют новое творчество традиционному. Примером могут служить эксперименты над языком, проводимые представителями авангардной литературы начала ХХ в. и постмодернистами.
4. Использование игровых приемов в творчестве авангардистов, несомненно, носит принципиальный характер. Определяющим для подобных предпочтений становится такое качество языковой игры, как ненормативность, нарушение нормы: деконструкция формальной стороны языковых единиц влечет за собой разрушение их содержательной стороны или же сама является его следствием. Другими словами, «искаженная» картина мира проявляется в аномальных языковых формах и наоборот. Нарушение канонов приводит к разрушению привычной, устоявшейся картины мира и созданию новой.
5. Поскольку сознательное нарушение нормы возможно лишь при условии знания данной нормы, можно говорить о попытке переосмысления ее природы. Поэтому языковая игра – не только один из видов интеллектуального состязания или средство создания комического эффекта, но и способ познания объективного мира и выражения субъективного отношения к действительности.
6.
Основной характеристикой авангардных течений
является повышенная смысловая нагрузка текстов, репрезентирующих картину мира,
которую адресат вынужден творчески интерпретировать, поскольку авторы
изначально предполагают его активную роль в восприятии высказывания. Это
сыграло важную роль в выборе языковой игры как одного из основных средств в
построении текста.
7.
Картина мира каждого человека индивидуальна, но
существование в рамках одной культуры создает предпосылки для объединения людей
со схожим мироощущением в различные группы, создающие с течением времени
субкультуры. Одной из таких авангардных субкультур является рок-культура, представители
которой часто используют в своем творчестве языковую игру.
8.
Анализ языкового материала позволяет говорить о
том, что игровые приемы используются рок-авторами на всех уровнях языка. Так
как языковая игра представляет собой некую языковую неправильность,
использование подобных приемов отражает стремление к разрушению существующих
традиций, стереотипов. Таким образом, нарушение правил является по своей сути
манифестацией протеста рок-авторов против условностей.
9.
Одним из распространенных игровых приемов является
сознательное несоблюдение орфографических и графических норм: АукцЫон; 20 тысяч зажыгалок. Поскольку в современном русском языке
графический и фонетический облики слова не соответствуют друг другу,
использование ненормативного написания названий групп может объясняться отрицанием всего устаревшего, изжившего себя,
обусловленного исключительно традицией.
10.
Отказ от стереотипов проявляется и в
использовании приема сознательного нарушения пресуппозиции: И вода пойдет под камень, / Сточит быстрыми
ручьям (ср.: под лежачий камень вода
не течет) (гр. Би-2 «Еще не вечер»); Болтливые
рыбы рассказали врагам (ср.: нем как
рыба) (гр. Смысловые
галлюцинации «Под водой»).
11. С помощью игровых приемов, в особенности приема непрямых номинаций, у рок-авторов появляется возможность легализовать темы, отвергаемые цензурой культуры, и таким образом выразить протест против ханжества «правильного» мира: Теперь ты знаешь, что всему виною, Твой черный треугольник стал (гр. ГрОб «Адский дровосек»); Я пришел, открой мне ворота, откуда я вышел (гр. Наутилус «Ворота»). Это своего рода игра в цензуру, поскольку необходимость расшифровать высказывание заставляет адресата заострить на нем внимание.
12.
Игровые приемы используются в текстах
современных рок-авторов не только для создания оппозиции, но и для
репрезентации своей картины мира. Поскольку картина мира реализуется через
язык, неприемлемую картину мира можно изменить посредством изменения языка.
13. Для картины мира рок-авторов характерен всеобщий детерминизм, предполагающий возможность перехода вещей и явлений из одного состояния в другое на основе взаимообусловленности существования. Данное явление реализуется с помощью приема непрямых номинаций, обыгрывания омонимов (А вот и невеста с косой на плече – гр. Наутилус «Невеста»; Герой на героине, героиня на героине – гр. Сплин «Феллини») и паронимов (С сегодняшнего дня прошу считать меня растаможенным и расторможенным – гр. Сплин «Всего хорошего»), обыгрывания грамматических категорий, например, категории одушевленности / неодушевленности (Трупов вел он за собой – гр. КиШ «Мертвый Анархист»; Сильный я и ловкий, Ветра проучу! – гр. КиШ «Смельчак и Ветер»), контаминации (Все, что делаю я, - халигалиматья (халигали + галиматья) – гр. Чайф «Халигалиматья») и др. Высокая частотность подобных приемов позволяет говорить о том, что детерминизм – это основная характеристика картины мира русских рок-авторов.
14.
Как показывает анализ языкового материала,
элементы, составляющие картину мира
русских рок-авторов, очень подвижны и изменчивы, что говорит о наличии такого
качества, как динамизм. Мотив движения присутствует во всех рок-текстах. В
первую очередь он обеспечивается глаголами со значением активного действия.
Пример включения таких глаголов в языковую игру – текст песни гр. СерьГа
«Привык, забыл и потерял», состоящей только из глаголов и немногочисленных
соединительных союзов. Отсутствие других частей речи позволяет максимально
передать динамику человеческой жизни.
15.
Таким образом, с помощью приемов языковой игры русские рок-авторы как представители особой
субкультуры манифестируют отказ от норм «правильного» мира и
репрезентируют основные свойства своей
картины мира – всеобъемлющий
детерминизм и динамизм.