Мироненко Надежда Анатольевна
Социальный педагог муниципального образовательного учреждения «Гимназия»,
города Черногорска, республики Хакасия.
Соискатель кафедры социальной педагогики Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет».
Теоретическая основа возникновения и развития различных
установок в условиях современного общества.
Изучение проблемы «установки» берёт своё
начало в конце 19 века, когда в 1888 году Н.Н. Ланге разработал систему
взглядов на психологию установки в контексте теории волевого внимания. Этой
проблемой занимались К.Н. Мамбре, Г.У.Олпорт, В.М. Мясищев. Пионер
отечественных исследований теории установок Д.Н.Узнадзе и его школа,
рассматривающие установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий
и совершению действию. В.А.Ядов принимая во внимание многообразие отношений
индивида, к условиям его жизнедеятельности, выдвинул концепцию диспозиционной
регуляции социального поведения личности. А.Г.Асмолов занимаясь этой проблемой,
вывел свою теорию установок, которая актуализируется мотивом деятельности и
представляет собой «формулу выражения личностного смысла в виде готовности к
совершению определённым образом направленной деятельности». А. Ф. Лазурский
вначале 20 века выдвинул концепцию отношений личности в психологии, т.е. говоря
«У него такая установка» по существу мы говорим, об отношении человека к тем
или иным явлениям окружающей действительности. Позднее эту концепцию стал
разрабатывать В.М.Мясищев.
В жизненной практике термин «установка»
наиболее часто связывается с социальными и эмоционально окрашенными событиями
индивида.
М.И. Еникеев в своём энциклопедическом словаре [1,ст.393.] выделяет
несколько видов установок: установка актуальная - на совершение необходимого
действия; установка психофизическая - неосознаваемый вид установки,
проявляющийся в сенсорных и гностических процессах; установка социальная
(аттитюд) - установка на определённые действия с конкретным социальным объектом;
установка фиксированная - возникающая на основе устойчивой потребности,
многократно реализующаяся в одной и той же ситуации; установки личности -
возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность индивида к
определённой реакции в типичной ситуации.[1,ст.493]
Установки - это поведенческие стереотипы, стабилизирующие поведение
индивида, освобождающие его от необходимости принимать решения и произвольно
контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщившихся
в опыте данного индивида) ситуациях. В связи с этим в ряде случаев (при низком
уровне критичности индивида) возникает инертность поведения, недостаточность
учёта изменений в обстановке. Установки могут быть связаны с различными
компонентами деятельности. С этой точки зрения различают смысловые, целевые и
операционные установки: смысловые установки индивида особенно интенсивно
формируются в референтной (значимой) для него микросреде, в напряженных
ситуациях установки начинают доминировать; целевые установки обеспечивают
устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению
действия при любых обстоятельствах, что иногда ведёт к ригидности, негибкости
поведения; операционные установки обеспечивают психофизиологическую
преднастройку индивида на совершение действия определённым способом,
последовательной системой привычных операций с использованием привычных для
индивида средств.
В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты
(цель, мотив, решение, программирование, выбор средств реализации) непрерывно
взаимодействуют с подсознательными, устойчиво стереотипными компонентами.
Наряду с обобщёнными установками в поведении человека постоянно
возникают ситуативные установки - временные психические образования,
проявляются в избирательной направленности индивида на определённые средства
реализации цели.[1,ст.494.]
А в словаре - справочнике по социальной
психологии В.Г. Крысько установка,
- это состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет,
искажает или иным образом воздействует на поведение людей.[7,ст.350] Крысько
предлагает несколько более узких видов установок: национальная (этническая)-
определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп
людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для
нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности,
динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих
сложившимся национальным традициям и опыту; религиозная установка это -
предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных
явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой.
Религиозные установки оказывают большое влияние на социально-политические
ориентации и социальную активность верующих. Они также играют роль фильтра по
отношению ко всей информации, поступающей к верующим, т. е. нерелигиозная
информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися
установками; установка социальная -
это общая ориентация человека на тот или другой социальный объект,
предшествующая действию, и выражающая предрасположенность действовать
определенным образом относительно данного объекта. Знание социальных установок
людей позволяет с известной степенью достоверности прогнозировать их поведение
в некоторых ситуациях. Социальная установка опосредует влияние
внешних воздействий и уравновешивает личность со средой. Социально ценные
установки формируются в ходе активной практической деятельности, в результате
усвоения знаний, взаимодействия и общения с другими людьми.[7,ст.350-352.]
Первоначально понятие установка было введено
в конце 19 века в экспериментальной психологии. В 20 веке понятие социальной
установки вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных
ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные
ценности и социально понятийные способы поведения (У.Томас, Ф.Знанецкий).
Еще в 1935 году, на заре исследования
установки, Г. Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной
психологии: "Не будучи, направляем установкой, индивид находится в
замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до
того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее
суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного.
Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что
он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, "они привносят
смысл в мир"; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают
его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в
жизни". [6,ст. 119]
Важность изучения установок в социальной
психологии обусловлена тем, что установки, так или иначе, влияют на поведение
человека. Так, сторонник частной собственности на землю, очевидно, будет на
выборах голосовать за кандидата, поддерживающего, а не отвергающего это
положение. Любитель симфонической музыки, скорее, пойдет в филармонию, чем на
концерт рок - группы. Футбольного фаната вряд ли можно затащить на лекцию о
сюрреализме в живописи. Все воспитатели испокон веков озабочены тем, чтобы
воздействовать на установки своих воспитанников с целью благотворных изменений
в их поведении.
В середине прошлого века американские исследователи
выделили три различных компонента установки: когнитивный, аффективный или
эмоциональный, и поведенческий или конативный. В соответствии с таким
трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше
мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по
отношению к нему. Хотя указанный подход выглядит привлекательным, поскольку
подразделяет установку на три отчетливых параметра, западные исследователи
последнего времени показывают, что не все три эти компонента обязательно имеют
место при наличии установки. Например, у человека может сформироваться
позитивная установка по отношению к какому-либо продукту на основе рекламы по
телевидению без проявления каких-либо мнений о нем или без осуществления
каких-либо действий, связанных с этим продуктом. Просто посредством
многократного экспонирования данного продукта, у человека могут сформироваться
позитивные эмоции о нем. Поскольку указанный трехкомпонентный подход не всегда
представлен реально. В той или иной установке, многие американские психологи
отходят в последнее время от данной точки зрения, к более ранней, в
соответствии с которой установка имеет только один параметр - оценочный.
Поэтому установка просто определяется как позитивная или негативная оценка
объекта.
Явление «установка» было подробно исследовано Д. Н. Узнадзе. Он и его
последователи изучили различные виды установок и разработали теорию установки.
Установка по Д.Н.Узнадзе это, - «Внутреннее
состояние, связывающее внешние, физические воздействия и реакции человека на
эти воздействия. Это, звено, находящееся между различными психологическими
явлениями, которое определяет взаимодействие этих явлений между собой. Наконец,
установка- это фактор, определяющий влияние психических явлений на поведение человека.
Установки могут быть различными: первичными, фиксированными, непосредственными,
опосредованными, операциональными.[4,ст. 271]
Теория установок, разработанная Д.Н.Узнадзе и его школой,
рассматривающими установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий
и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной
активности. Выявлены различные свойства и виды установок. Теория установок
выступает в качестве конкретно - научной методологии для различных отраслей
психологии, в том числе возрастной психологии.
Принимая во внимание
многообразие отношений индивида к условиям его жизнедеятельности, В.А. Ядов в
1970-е гг. [10,ст.89] выдвинул концепцию диспозиционной регуляции социального
поведения личности. В данной концепции все эти отношения рассматриваются как
определенная система, а автор ее конструирует некоторую общую диспозиционную
структуру личности как целостного субъекта деятельности. При этом в качестве
системообразующего признака выступают различные состояния и уровни
предрасположенности индивида к восприятию условий деятельности.
Ядов обращает внимание, прежде всего на
следующее обстоятельство. В теории Узнадзе установка представляет собой
целостно-личностное состояние готовности к поведению в данной ситуации и для
удовлетворения определенной потребности. В концепциях "аттитюдов" или
социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и
условиями деятельности, в которых эта потребность может быть удовлетворена.
Смена и закрепление социальной установки также обусловлены соответствующими
отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются
далее, по Ядову, и потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции
образуют иерархические системы.[6,ст.128]
В рамках данной концепции потребности
структурируются по уровням включения личности в различные сферы деятельности,
общения. Эти уровни обозначаются следующим образом: сначала первичное включение
в ближайшее семейное окружение; далее - в многочисленные контактные группы; в
различные сферы трудовой и иной деятельности; наконец, включение через все эти
каналы; а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через
освоение идеологических и культурных ценностей общества.
Важнейшей функцией всей диспозиционной
системы, по словам Ядова, является, психическая регуляция социальной
деятельности или поведения индивида в социальной среде. Если соотнести с данной
диспозиционной системой различные проявления деятельности человека, то можно
выделить несколько иерархически расположенных уровней поведения:
Первый уровень - относится к регуляции
специфических реакций индивида на актуальную предметную ситуацию. Это
поведенческие акты - ответы индивида на те или иные быстро сменяющие друг друга
воздействия внешней среды.
Второй уровень - поступок или привычное
действие, которое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов.
Целенаправленная последовательность поступков составляет поведение в какой-либо
сфере деятельности.
Третий уровень - целостность поведения в
различных сферах, которая регулируется высшим уровнем. "Целеполагание на
этом, высшем, уровне представляет собой некий "жизненный план",
важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными
социальными сферами деятельности человека - в области труда, познания, семейной
и общественной жизни". [10,ст.112]
Итак, в соответствии с данной концепцией, на
всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. Однако
в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущую регулятивную роль
играет определенный уровень диспозиций. При этом в данной иерархии, как и в
других образованиях подобного рода, высшие уровни доминируют в отношении
нижележащих, а на одном и том же уровне происходит координация различных
диспозиционных элементов.
Концепция диспозиционной регуляции поведения
личности предлагает нам определенную систему, объясняющую поведение личности в
различных ситуациях. Ценность этой концепции состоит в том, что социальные
установки "аттитюды" вплетены здесь в более широкую систему
социальных связей личности. При этом логично показано, каким именно образом
поведение личности может быть обусловлено и ее диспозициями, с одной стороны, и
определенными ситуациями (или условиями деятельности) - с другой.
Ядова интересовал вопрос: - «можно ли, зная о
наличии той или иной установки, предсказать и действия человека»? Вполне
вероятно, что если мы оценили установку какого - либо человека на охрану
окружающей среды как позитивную, то тогда можем ожидать, что этот человек не
будет выбрасывать пустые бутылки и старые газеты, а сдавать их для повторной
переработки. Но будет ли данное предсказание правильным? Оказывается, это
совсем не обязательно.
Мы знаем немало примеров, когда поведение
людей не соответствует их установкам. Так, наши газеты сообщают о случаях,
когда российские пограничники на Дальнем Востоке, которые должны противостоять
нелегальной ловле рыбы, порой сами занимаются браконьерством. А иногда можно
видеть, как двое встретившихся людей обмениваются любезностями, хотя на самом
деле они ненавидят друг друга.
Степень влияния установок на поведение служит
предметом исследовательских дискуссий с 30-х гг. прошлого века. Начало этим
дискуссиям было положено классической работой американского социолога Р.Ла
Пьера. Автор исследования, белый американец, профессор, путешествовал по США на
автомобиле в течение трех месяцев вместе с двумя китайцами - молодой
супружеской четой. Это трио дважды пересекало страну вверх и вниз по западному
побережью. Путешественники останавливались в 66 отелях и посетили 184
ресторана. Хотя тогда в США существовали сильные предрассудки в отношении
выходцев из Азии, особенно на западном побережье, лишь в одном случае их
отказались обслужить. Некоторое время спустя Ла Пьер направил письма в каждое
из данных заведений, спрашивая, могут ли они принять китайцев в качестве своих
клиентов. Среди полученных 128 ответов 92% были отрицательными. Ла Пьер и
многие другие авторы интерпретировали эти данные как отражение, большого
несоответствия между поведением и установками.
Еще одним важным обстоятельством при
рассмотрении данной проблематики является релевантность (т.е. соответствие)
установок наблюдаемому поведению. Иначе говоря, речь идет о том, насколько
выраженные людьми установки имеют отношение к их определенному поведению. Так, считается, что проведенный Ла
Пьером опрос владельцев отелей и ресторанов по поводу их чувств к китайцам
вообще, явно не имел отношения к вопросу об установках владельцев к данной
конкретной паре. В общем, человеческому поведению свойственна тенденция в
большей степени, соответствовать установкам, имеющим предельно конкретный
характер, а не относящимся к широкому классу возможных видов поведения.
Похожее объяснение результатов, полученных Ла
Пьером, дает и В.А. Ядов с точки зрения диспозиционной регуляции поведения.
Несоответствие между установкой, высказанной владельцами отелей и ресторанов, и
их последующими действиями объясняется тем, что ведущая роль в регуляции
поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на
престиж заведения обусловливала отрицательный ответ относительно обслуживания
китайцев. Но та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил
обслуживания, если клиент уже появился в заведении. [6, ст. 133]
В последнем случае проявляется то, что
американские авторы называют "ситуационным давлением". Известно, что
какое-либо поведение человека может быть подвержено как влиянию его установок,
так и ситуации. Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не
обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление
сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Ла Пьера. Хорошо
одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно
отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической
группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов
требуют предоставить соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается
и может его оплатить.
Одной из попыток анализа влияния установок на
поведение является теория
запланированного поведения А. Эйзена. В соответствии с данной теорией то
или иное поведение осуществляется на основе определенных соображений - того,
что люди думают о последствиях своих действий, и они принимают обдуманные
решения с целью достичь намеченных результатов, избежав при этом некоторых
нежелательных последствий. Итак, здесь намерение человека выступает в качестве
своеобразного ключа, предшествующего его поведению. Именно поведенческое
намерение, а не установка, само по себе предсказывает последующее
поведение.[6,ст.133] По данной теории, три главных компонента - установка по
отношению к определенному поведению, субъективные нормы и воспринимаемый
контроль, сочетаясь вместе, вызывают какое-либо поведенческое намерение.
Сторонники этого подхода полагают, что почти любое поведение и соответствующее
ему поведенческое намерение можно объяснить на такой основе: от решения
использовать контроль над рождаемостью, до выбора особой зубной пасты.
Основой многих установок личности являются ее
социальные ценности. Это объекты, явления, идеи, воплощающие в себе те или иные
идеалы личности и потому выступающие в качестве ее руководящих принципов.
Примерами подобных ценностей личности могут быть "здоровье",
"мир", "любовь", "свобода". Различные люди имеют
различные ценности, поэтому их установки относительно одного и того же объекта
оказываются неодинаковыми. Значимость, которую человек придает тем или иным
ценностям, определяет, главным образом, насколько они будут влиять на его
установки. Каждый индивид имеет определенную иерархию ценностей, от наиболее
важной, до наименее важной для себя. Порой те или иные ценности имеют
одинаковую важность для личности (например, любовь и долг), и тогда они могут
вступать между собой в конфликт. Подобные конфликты принимают подчас острые
формы, ставя личность перед определенным выбором.
Конфликты ценностей, хотя и не всегда в
острой форме, сопровождают человеческую жизнь и в быту, и на работе. Поскольку
ценности человека представляют собой своеобразные личные стандарты,
направляющие его жизнедеятельность, они осознаются в той или иной степени с
тем, чтобы обусловливать принятие решений в конкретной ситуации.
Возникновение установки обычно предшествует
осознанию людьми определенной потребности и условий, в которых эта потребность
может быть удовлетворена. Если внешние условия среды, факторы существования
людей не соответствуют их внутренним потребностям, установка не может
возникнуть и целесообразное поведение человека не может осуществиться.
Пытаясь объяснить слова или действия
какого-либо человека, мы порой говорим: "У него такая установка...".
В таких случаях мы говорим, по существу, об отношении человека к тем или иным
явлениям окружающей действительности.
В самом общем виде под отношением понимается
взаимная связь, взаимозависимость каких-либо объектов или их свойств. Концепцию отношений
личности в психологии впервые выдвинул А.Ф. Лазурский в начале XX века, а
немного позднее стал разрабатывать В.М. Мясищев. В соответствии с его
пониманием, отношения представляют собой "систему временных связей
человека как личности - субъекта со всей действительностью или с ее отдельными
сторонами".[3,ст.150] Позднее, говоря о той или иной предрасположенности субъекта
к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали
преимущественно использовать термин "социальная установка" (или
"аттитюд"). Так, например, В.А. Ядов и Е.С. Кузьмин считают эти
термины синонимами, хотя, строго говоря, понимание Мясищевым отношений личности
отличается от понимания "аттитюдов" в западной социальной психологии.
Поскольку вопросы терминологии важны для
науки, отметим, что, используя понятие "установка"
("аттитюд"), отечественные социальные психологи вкладывают в него
смысл, отличный от подхода Д.Н. Узнадзе - пионера отечественных исследований
установки.
В его исследованиях установка никак не
связана с социальными явлениями и формируется на основе простейших
физиологических потребностей человека. Заметим при этом, что установка в таком
понимании называется в английском языке "сет" (set), а социальная установка
обозначается как "аттитюд" (attitude).
Понятие социальной установки было введено в 1918г.
У.А.Томасом и Ф.В.Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс,
рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый, прежде всего в связи
с социальными ценностями. «Ценность, - говорили они, - есть объективная сторона
установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона
социальной ценности».[9,ст.89] У.А.Томас и Ф.В.Знанецкий неоднократно
подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта; что «она
по своему существу остается чьим-то состоянием». В этом определении социальная
установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или
ценности социального объекта. Она функционирует одновременно как элемент
психологической структуры личности и как элемент социальной структуры,
поскольку содержание психологического переживания определяется внешними,
локализованными в социуме объектами.
Будучи обращенной одной своей гранью к
социологии, а другой - к психологии, объединяя аффекты, эмоции и их предметное
содержание в единое целое, социальная установка представлялась именно тем
понятием, которое, казалось, могло лечь в основу теоретического объяснения
социально значимого поведения.
В социальной психологии она была принята с
особой готовностью, поскольку представлялась именно той исходной единицей,
которая сможет выполнить роль, подобную роли химического элемента в химии,
атома в физике, клетки в биологии.
К концу 60-х годов социальная установка
прочно закрепилась как основное понятие при объяснении
социально-психологических процессов, как на индивидуальном, так и на групповом
уровне. По объему исследований с ней может конкурировать только малая группа,
но если исследование установки можно себе представить вне группового процесса,
то обратная картина просто немыслима.
Единообразие методов при решении разных
исследовательских задач с различных теоретических позиций обусловлено
соблюдением принципа операционализма. Несмотря на разные критерии, положенные в
основу исходных определений, все они операциональны, т.е. построены как рабочие
определения для измерения избранных параметров: интенсивности, устойчивости,
степени организованности компонентов и т.п.
И так рассмотрев различные точки зрения на
исследования социальных установок, мы видим, одновременно разнобой ее
интерпретации в разных теоретических схемах и единое методологическое
ограничение сферой индивидуального поведения.
Будучи обращенной одной своей гранью к
социологии, а другой - к психологии, объединяя аффекты, эмоции и их предметное
содержание в единое целое, социальная установка представлялась именно тем
понятием, которое, казалось, могло лечь в основу теоретического объяснения
социально значимого поведения.
Список
литературы.
1.
Еникеев
М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология./-М.: Издательство
Приор,2002.-560с.
2.
Крысько
В.Г. Социальная психология./-Минск: Харвест, 2004.-687с.
3.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы./-Л., 1960. С. 150.
4.
Немов
Р.С. Психология. Словарь – справочник в 2-х ч./-М.: Издательство Владос –
Пресс, 2003.-ч-2.-352с.
5.
Немов
Р.С. Психология./-М.:Владос, 2002.- Кн.-2.-608с.
6.
Свеницкий
А.Л. Социальная Психология./-М.: ООО ТК Велби.2003. -336с.
7.
Словарь
- справочник по социальной психологии. Автор сост. Крысько В./-СПб.:
Питер,2003.-416с.
8.
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.
//-М.:Наука.1966,с. 203.
9.
Шихарев
П.В. Современная социальная психология США./-М.: Наука, с.86-103.
10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции
социального поведения личности.//-М.: Наука, 1975. с. 89-105.