Сарсембаева Калима Ертаевна
Кокшетауский государственный университет им. Ш.
Уалиханова.
«ИОСПКП- интегрированная
обучающая система
по профессиональным компьютерным
программам Corel Draw и Photoshop»
Деятельность дизайнера интегративного типа
включает в себя единство разнообразных видов профессионально компьютерной,
художественной, технологической и изобразительной. Поэтому интегративный подход к профессиональной подготовке дизайнера предполагает синтез компонентов. Дизайнер интегративного профиля подготовлен для выполнения
работ, имеющих самостоятельную эстетическую
художественную ценность.
Системообразующим фактором учебного
процесса в целом и каждой учебной дисциплины являются цели. В процессе
интеграции содержания учебного предмета важен синтез целей всех предметов,
участвующих в интеграции, их соотнесенность друг с другом. Однако, достижение
цели в педагогическом процессе находится в прямой зависимости от целого ряда
других его компонентов, которые также должны быть учтены в процессе конструирования
интегративного содержания.
Процесс
подготовки специалиста - дизайнера к развитию творчества студентов поставила
следующую проблему — определения теоретических основ и компонентов
конструирования содержания учебных
предметов специальности, куда бы входило современное понимание
профессионально компьютерной художественной деятельности. Однако, между
профессионально компьютерной художественной деятельностью и студентом стоит
преподаватель, чтобы он мог организовать
взаимодействие студентов через обучение их способам профессионально
компьютерной художественной деятельности. Отсюда вытекают требования к дидактической
готовности преподавателя.
Дидактическая готовность
— это готовность преподавателя конструировать реально существующий
педагогический процесс в рамках преподаваемого предмета и управлять им. При
этом преподаватель должен понимать
объект своей деятельности как интегративную систему.
Изучение
будущими специалистами интегративных закономерностей профессионального процесса
возможно именно на предметах специальности.
Наша задача
интегративного метода по профессиональным дизайнерским программам - творческое
развитие личности, художника, программиста и технолога. Поэтому на каждом
занятии следует обращаться к новому художественному средству, имеющему своё
восприятие, свои художественные достоинства. При этом надо стремиться всемерно,
использовать преимущества, которые дает компьютер.
При организации
компьютерных занятий (как и при организации традиционных занятий) не следует
забывать, что возможны разнообразные формы их проведения: мастерская художника,
компьютерно-графическая живопись, игротека, индивидуальные и групповые проекты,
самостоятельная подготовка, тесты и т.д.
В программах CopelDRAW и Photoshop имеется возможность формировать различные
линии, прямоугольники, окружности и другие фигуры, рисовать произвольные формы; закрашивать их сплошным или
рассеянным цветом; копировать или переносить изображения; вращать изображения и
изменять их масштаб; выбирать готовые рисунки из библиотек редакторов и
использовать их в своих композициях, варьировать палитру, применять
разнообразные эффекты, преобразующие изображение. Кроме того, графические
редакторы CopelDRAW, Photoshop предлагают пользователю различные шрифты, а также позволяют
создавать свои собственные гарнитуры и многое другое. Мы практикуем выполнение
различных творческих заданий на уроках профессиональных компьютерных программ с
применением интегративных методов обучения.
Процесс обучения профессиональной
компьютерной графики ведется на основе методик преподавания художественного
моделирования и основ композиции, рисунка, живописи, инженерной графики,
декоративно прикладного искусства.
Типы заданий: CopelDRAW.
1) Составить симметричную и ассиметричную композицию из
геометрических фигур в монохромном и в полихромном цвете с применением простых
инструментов квадрат, прямоугольник, круг, эллипс
(можно сначала изобразить эскиз на листе бумаги в виде наброска) в программе CopelDRAW.
2) Составить ритмическую геометрическую композицию в виде орнамента с помощью
инструментов карандаш и кривая Безье. С применяем трансформацию – дублирование,
эффект линзы для вырезания по контуру.
3) Выполнить
графическую работу динамике в хаосе, применяя инструменты квадрат,
прямоугольник, круг, эллипс или карандаш
и кривая Безье.
4) Выполнить варианты графической работы «Стилизация» животных и
растительности.
5) Творческая
графическая работа с применением ниточной, ленточной, геометрической, с пятном,
и комбинированную композицию используя пройденные инструменты. Чтобы можно было
применить
а) Ниточную композицию для швейного изделия.
в) Ленточная для
аппликации и ткани.
с) Геометрическая для
металлообработки.
д) Пятно (фон темный, объект светлый и наоборот)
е) Комбинированный (ниточный с ленточным или геометрический
с пятном)
6) Изучая
Основы коллористики, придумать композиционно графическую работу с градиентной
заливкой в монохромном и в полихромном цвете «Спектр» из трех основных цветов,
применяя инструмент прямоугольник или эллипс.
7) Придумать
линейный рисунок динамика в композиции, с применяем
инструментов перетекания.
8) Графическая
работа, знаки визуальной коммуникаций инструменты прямоугольник эллипс перо,
кривая Безье, и виды заливок.
9) Декоративная творческая разработка для работы с
эмалью с аппликацией с декоративной вышивкой применить виды заливок
предварительно составьте эскиз и отсканируйте.
10) Шрифтовая
работа интерпретация
слова, передать смысл слова по тону по цвету и по форме.
11) Графическая
работа «Шрифты» применить стили, эффекты, обрезку заливку.
12) Линейно
– шрифтовая пространственная графика на пластическую выразительность. Применить
эффекты перспективы, линзы, тени и прозрачности.
13) Разработка
логотипа. Шрифтовая работа применить инструменты обрезка.
14)Работа над графическим рисунком на передаче образа
интерьера. Применить эффект перспективы, оболочки, Виды заливок.
15) Предметно
– пространственная графика с использованием виды заливок, эффекты. Выполнить
интерьер, структурно – композиционная характеристика объекта.
Типы заданий: Photoshop.
1) Построение металлических труб, болтов,
шестеренки применяя инструменты выделения в программе Photoshop.
2) Рисунок, из
фотографии
работа с фильтрами Photoshop выполняется рисунок линогравюры, цветными
карандашами и пастельная работа.
3) Рисунок из линии при
помощи Photoshop выполняем графическую работу в технике соуса и
пастели.
4) Рисуем
глаза с помощью кистей в программе Photoshop,
для начала работы можно со сканировать свой рисунок в карандаше.
5) Шрифтовые работы применяя эффекты Photoshop, буквы под снегом, трехмерный текст, текст из сыра.
6) Переводим
цветное изображение в дуплексное. В Photoshop такой рисунок получил название «битовая карта» (bitmap).
7) Квадроплексное (четырехцветное) изображение. Дуплексных иллюстрации чаще всего они применяются в полиграфии, когда
необходимо получить цветное изображение,
имея в распоряжении всего несколько цветов. Дуплексными
называются полутоновые изображения, которые можно напечатать, используя две краски. В Photoshop можно создавать также триплексное и квадроплексное
изображения (требующие при печати 3 и 4 цвета соответственно).
8) Преобразование фотографии преобразование в живописную картину
через эффекты в программе Photoshop.
9) Слияние фотографии (1 вариант), в которых одно изображение
плавно переходит в другое, применяя
каналы Photoshop.
10) Слияние фотографии (2 вариант), в которых одно изображение
плавно переходит в другое, применяя
инструменты выделения магнитное лассо и волшебная палочка Photoshop.
11) Построение фигурного изображения инструментом
графики Pen в Photoshop инструменты векторной графики.
· Изобразить симметричную и ассиметричную композицию из
геометрических фигур в монохромном и в полихромном цвете с применением простых
инструментов квадрат, прямоугольник, круг, эллипс (можно
сначала выполнить эскиз на листе бумаги в виде наброска) в программе CopelDRAW.
Инструменты программного
пакета позволяют выполнить идеально работу, линейкой разбить лист на две части
и на одной половине построить квадрат,
прямоугольник, круг, эллипс затем через меню трансформация сдублировать на
другую половину листа, а также можно скопировать через зеркальное отражение или
просто через буфер обмена копировать вставить.
· Составить
ритмическую геометрическую композицию в виде орнамента с помощью инструментов
карандаш и кривая Безье. С применяем трансформацию – дублирование, эффект линзы
для вырезания по контуру. Для разработки различных
орнаментов, эскизов аппликаций вышивок по дисциплине ДПИ. Использование
компьютерных технологий во многих случаях упрощает процесс создания рисунка,
увеличивая при этом точность и сокращая время планирования и разработки на всех
технологических стадиях. Используя инструментарий по созданию геометрических
форм, студенты могут создавать наборы базовых «образующих» форм, с помощью
которых затем будет создан законченный узор. Изменяя размеры и пропорции и
используя возможности графических пакетов через зеркальное отображение
совместно с копированием и вставкой, дублированием студенты могут
экспериментировать, размещая и перекрывая формы, до тех пор, пока не будет
получен желаемый результат. Имеющиеся в программах функции по разметке сеток
позволяют позиционировать и перемещать формы, с высокой точностью располагая их
относительно друг друга. Можно с помощью компьютера проанализировать различные
варианты комбинаций цветов и фактуры.
· Графическая работа
«Стилизация» животных и растительности с применением ниточной, ленточной,
геометрической, с пятном, и комбинированную композицию используя пройденные
инструменты. Чтобы можно было применить в дальнейшем:
а) Ниточную композицию для швейного
изделия.
в) Ленточная для аппликации и ткани.
с) Геометрическая для металлообработки.
д) Пятно (фон темный, объект светлый и
наоборот)
е)Комбинированный (ниточный с ленточным
или геометрический с пятном)
В
этом задание интегрированная связь композиции, рисунок, пректирование ДПИ и
художественная обработка мамериалов. Разработка трафаретов рисунков, знаков. Эта работа может
выполняться как исследование, в процессе которого отдельные характеристики
исходного рисунка упрощаются, стилизуются или подчеркиваются. Для начала
обучающиеся могут использовать наброски эскизы в карандаше, которые затем
сканируются сохраняются в формате JPG, или в любом другом формате TIFF, BMP, GIF и импортируются. Сохраненное изображение,
или его часть, может быть трансформировано с помощью различных методов,
включающих перемещение, отражение, поворот, изменение размеров, работа
выполняется инструменты кривая Безье, перо, кисти, можно применить инструменты
эллипс прямоугольник а также эллипс с тремя точками и пряпоугольник с тремя
точками. Важно ограничить число цветов в черно – белом или тремя - четырьмя,
чтобы исследовать сочетание цветов на изображении и создать разумное число
цветовых отношений.
· Построение металлических труб, болтов,
шестеренки применяя инструменты выделения в программе Photoshop. Идеально можно выполнить металлические трубы, болты, шестеренки они
будут выглядеть как настоящие объемные с рефлексами и бликами можно их
использовать для наглядного пособия по дисциплине инженерная графика.
· Живописные
и графические работы с невероятно отличными эффектами в
технике сангина, уголь, пастель, линогравюра, чеканка, в программе Photoshop,
хотя и в программе CopelDRAW немало вариантов и эффектов с битовыми изображениями, но
многие художники - дизайнеры предпочитают проявить свое творчество в
графических редакторах Photoshop и Photo-Paint с различными инструмента виртуозно исполнить свое
творение для дизайна наружной рекламы
для иллюстрации книги для интерьера и т. д., но нельзя никогда забывать о
поисковых эскизах и набросков в карандаше это основная мысль и поиск вашего
творчества.
· Шрифтовые работы
во всех профессиональных программах имеет большое значение. Изучение написания строчной буквы (буквицы)
для оформления начала текста, форм шрифтов и способов выделения строчных букв.
Изучение стилей шрифтов разных эпох, использовавшихся в различных публикациях и
других источниках. С этой целью могут использоваться имеющиеся плакаты,
рекламные объявления в журналах, надписи на упаковках. Воссоздавая на
компьютере шрифты различных размеров, форм и стилей и оценивая затем их
распечатки, обучающиеся приобретают практические навыки правильного
использования шрифтов и графических символов, а также могут обсуждать
эффективность подачи информации в конкретном контексте. Такая работа очень
важна, так как правильный выбор формы и размера шрифта является важным фактором
для наиболее эффективной подачи текстового материала.
Желательно создать свой файл электронных рисунков в форме индивидуальных
альбомов эскизов, а наиболее удачные работы хранить в специальном электронном
творческом архиве, которые в дальнейшем можно применить для курсовых и
дипломных проектов. Мы стремимся к созданию интегрированного курса обучения, где область технологии и теоретическая
подготовка тесно связаны между собой и способствуют повышению
общеобразовательного и общекультурного уровня обучающихся. Практика работы с
программным интерфейсом, имеющим стройную логику, формирует необходимую
структуру деятельности. Эта практика хорошо увязывается с теоретическим
материалом, направленным на развитие логического мышления, фантазии,
воображения и системного подхода. Умение вести диалог с компьютером,
анализировать и структурировать полученную информацию, создавать и вводить
собственную, вести содержательный обмен - это, безусловно, интеллектуальная
деятельность и если учесть психологические моменты, то она с большим интересом
воспринимается обучающимися. И в этом смысле возможность увидеть конечный
результат своей учебной работы, над освоением инструментария компьютерных
программ. Поэтому проблема сохранения и презентации работ является очень
важной. Все карандашные и чертежные вариант рисунков и тексты рекомендуем
представлять на тематических стендах, монтажах, включать в компьютерную
типографическую газету и ее приложения, брошюровать в сборники. Здесь
развиваются одновременно с технологическими навыками и культура
компьютерной эстетики
оформления документа и художественный вкус. Но самое главное, что создаются
условия для развития интеллектуальных и культурных потребностей в получении
новой информации, порождении собственной, в содержательном обмене ей с другими
людьми. Ведь если нет таких потребностей, то никакие сверх новые информационные
технологии не будут использоваться эффективно и по назначению.
Мы считаем, что качественное
изменение эффективности образования непосредственно связано с науками
философией и психологией. Философия и психология в образование - это базовый
психологический механизм образования в технологии, которое влияет на изменение
функции и характера требований к средствам обучения. Такое преобразование не
только кардинально изменит сам образовательный процесс, качественно изменит его
результат, но и потребует новых средств обеспечения учебной деятельности.
Отличительной чертой таких средств является возможность обеспечивать не только
исследование и освоение объекта познания, но в первую очередь исследование,
моделирование и конструктивное проектирование созидание собственной
познавательной деятельности, т.е. самого себя как исследователя.