К.ф.н., доцент, профессор
АГУ им. К.Жубанова Пангереев А.Ш.
Актюбинский государственный университет им.К.Жубанова, Казахстан
Топонимический фольклор: особенности
жанрового построения
Общеизвестно,
что фольклорное наследие казахского народа является ярким показателем его
духовной культуры и жизни. Другими словами, фольклорные произведения являются
носителями доисторического сознания народа, эстетической действительности,
философской культуры мыслительной деятельности, общего духовного развития.
В
ранних исследованиях ученых приводится доказательство того, что, если понятие «фольклористика»
существует, то они не в полной мере определяют новое восприятие фольклорных
произведений, показывают несоответствие детального исследования в связи с
ресурсами других наук. Одна из вытекающих отсюда проблем – раскрытие связи
между фольклором и топонимикой. О связи фольклорных произведения с народом
свидетельствуют исследования образцов народного творчества, передающегося из
уста в уста, из поколения в поколение. Таким образом, такие фольклорные
произведения, как жыр, сказка, предания и другие поэтические образцы своими
художественными образами повествуют не только о событиях, предметом которых они
и являются, но и жизнь создателей художественных произведений. Стоит отметить и
тот факт, что фольклорные произведения открывают перед читателем полнометражную
картину о местах летних, зимних кочевок, названиях мест и рек как о героях
данных произведений. Такие сведения изображают связь между фольклором и
объективной действительностью. В. Я. Пропп в труде под названием «Фольклор и действительность»
назвал три положения о связи фольклора с реальной жизнью: 1. Фольклор, подобно
видам искусства тяготеет к реальности. 2. Творцы и исполнители народного
творчества описывают окружающую действительность.
Его содержание и формы подвергается изменениям в зависимости от эпохи и жанра.
Они находятся в прямой зависимости от законов фольклорной поэтики. 3. Народный
художник слова ставил перед собой целью описать действительность. Такие
требования находят свое место в исторических песнях и фольклор рабочих [1, 115
с]. По мнению Проппа, ошибки в фольклорном исследовании происходят из-за
неумения дифференцировать эти три аспекта. О взаимосвязи фольклора с жизнью,
свидетельствуют исследования в связи с другими областями наук.
Такие
многосторонние характеристики фольклора, объясняют значение окружающей
действительности. Наряду с этим к возможностям фольклора входит его взаимосвязь
с топонимикой. Образуемая в результате такой связи новая жанровая система –
система топонимического фольклора. Если бы в фольклорных произведениях
отсутствовали географические наименования суши-воды, то они бы потеряли свою
достоверность, и имели характер
абстракций. Вместе с тем, имеющиеся в фольклорных текстах народное познание,
ведущее свое начало с доисторических времен. Одна из основных особенностей
казахского фольклора – это посредством наименований суши-воды показать полную
картину в изображений событий народного творчества. Если фольклор является
носителем исторической памяти, отражением национальной общности, то их можно
считать едиными понятиями. Связь фольклора и топонимики – это такое явление,
включающее в себя культуру казахского народа, традицию кочевнической жизни,
поэтику, эстетические ценности, общенациональные особенности.
Тем
не менее, упоминание в фольклорном фонде наименований суши-воды в разных
народах происходит не в равной степени. Наименования суши-воды в фольклорном
сюжете занимают важное место. Определение причин упоминания в тексте этих
наименований, использование их в фольклорной традиций связано с этносом,
традицией определенного народа. Одна
из важнейших составляющих какого бы то ни было народа – это наименования
суши-воды. Поскольку, называть географические объекты – это был процесс,
связанный с отношением к окружающей среде, эстетикой, национальным достоянием.
Упоминая
о древнем значении названии суши-воды, о их роли жизни общества, в первую очередь наравне с этим становиться
возникновение планеты, окружающего мира, древнее представление человека об
окружающем мире. Это закономерное явление. Поскольку суша-вода – это основа для
развития жизни; это место, где живет человек, это сама природа. Поэтому
суша-вода занимает в жизни человека очень важное место.
Таким
образом, фольклористы мифологию рассматривают как особый, чаще всего
прозаический жанр устного народного творчества, рассказывающий о природных
объектах и явлениях, о жизнетворческих и религиозных представлениях человечеств
в иррациональном значении. Вытекающий отсюда вывод – в основе фольклора лежит
миф. Поэтому, закономерно, что в фольклорных произведениях о суше-воде имеют
место все вышеперечисленные особенности.
Нельзя не
согласиться с тем, что чем больше
проходит времени между событием и мифом с ним связанным, тем больше слабеет их
природное значение, сохраняется его постоянное, символическое значение в
фольклорных текстах.
Общеизвестно,
что топоним в известной мере является символом, но стоит отметить то, что
исторические топонимы приобретают символическое значение. Явление, в древнее
время, воспринимаемое как правдоподобное, в фольклорном тексте приобретает
символическое значение. Если же по отдельности будем рассматривать исторические
топонимы, то можем заметить, что вокруг этого топонима возникают многочисленные
фольклорные образцы. Такой двусторонний процесс показывает тесную связь между
фольклором и топонимикой и отвечает на вопрос топонимия ли является объектом
фольклора или фольклор – топонимии.
Литература:
1. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Москва: 1976