Исмагулова Б.Х. (Казахстан, Алматы, КазАТК, д.ф.н., проф.),

Базарбаева А.С. (Казахстан, Алматы, КазНТУ, ст.преп.)

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ХАРАКТЕР  РУССКОГО ЭТНОСА

В СВЕТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ЗНАНИЙ

 

 

      Несмотря на живейший интерес современного научного знания к понятию «национальный характер», обусловленному практической потребностью обеспечения толерантного сосуществования этносов в современном поликультурном социуме, оно переживает стадию всестороннего осмысления и установления основных критериев для его дефиниции. Рассмотрению различных подходов к определению данного ключевого понятия философии, этнологии, психологии, социологии, лингвистики и др. смежных наук посвящена эта работа.

В процессе исторического развития этносов меняются  нравственные ценности, жизненные установки, идеалы, отличающие представителей одного этноса от другой. Но какое-то свойство характера этноса остается  уникальным, специфическим во все времена ее развития и эволюции, и именно она  помогает выделять  и распознавать членов данной общности. Национальный характер исследуется учеными  с разных позиций:  для описания поведения или обычаев, присущих одной отдельно взятой культуре; для выявления набора  психологических свойств характера определенной группы людей;  для установления специфических черт характера того или иного этноса. В современной науке наблюдается множество методов изучения национального характера, каждая наука пытается определить свои способы исследования этого феномена. Обзор литературы по этой животрепещущей теме служит доказательством всестороннего изучения этнического характера.

      К основным положениям, определяющим сущность национального характера, относятся: а) национальный характер составляет стержень национального самосознания; б) он не наследуется генетически от предков, а представляет собой следствие процесса воспитания; в) он отчетливо проявляется в процессе межэтнического взаимодействия; г) типичные черты национального характера у отдельных индивидов, принадлежащих данному этносу, могут быть смазанными, не столь отчетливо обнаруживать себя [1, 78]. 

Рассматривая национальный  характер в социально-психологическом  аспекте,  Ю.В.Бромлей считает, что специфические черты характера обычно проявляются в поведении отдельных членов общества, но при этом они типичны для этноса в целом. Разумеется, национальный (этнический) характер не сводится к простому перечню психологических свойств данного этноса. Проявление уникальных черт характера особенно четко можно проследить не у отдельно  взятой личности, а рассматривая их на фоне взаимодействия составляющих исследуемую общность групп. В случае, если эти черты характера отражаются в каждом представителе этноса, то их можно определять как типичные для всей общности: «…чтобы считаться типичными для данного этноса, соответствующие черты характера должны быть присущи большинству и отличать их от представителей другого этноса» [2,149]. Как видим, с социально-психологической точки зрения, национальный характер представляет собой симбиоз специфических и общих черт, его уникальность является «результатом всей совокупности присущих ему специфических форм проявления общечеловеческих психических свойств» [2,149]. Проявление национального характера можно наблюдать в системе побуждений, т.е. в ценностных ориентациях, потребностях, интересах общности. Это проявление отражается в ментальности этноса и картине мира.

     Известно, что на определенном этапе исторического развития образуется этническое сообщество, и тогда из основных психологических признаков этноса формируется национальный характер. М.О.Мнацакян определяет национальный характер как «устоявшиеся черты психологического склада, свойственные большинству представителям данной общности, как определяющий образ мышления и поведения»  [3,192]. Национальный характер понимается как общность сознательного и бессознательного; культурного и психического. Ученый национальный характер и менталитет предлагает понимать как тожественные понятия, тем не менее различает эти понятия. Так, в национальном характере в отличие от менталитета преобладают психологические составляющие; национальный характер содержит в себе элемент сознания, умственности; национальный характер содержит культурные и духовные начала. Основными этапами формирования национального характера ученый определяет следующие: 1) выделение ядра, главного отличительного свойства национального характера, помогающее понимать общие свойства народа и ее отражение в отдельно взятой личности; 2) понять связь психологии общности на бессознательным на уровне инстинктов, реакций; 3) определить специфические черты характера общности, комбинаторность этих свойств характера; 4) процесс окончательного формирования национального характера происходит в эпоху индустриализации [2,198]. Взаимосвязь характера с историей и культурой ученый объясняет  взаимодействием национального характера в качестве отдельной категории с историческими событиями: «Национальный характер содержит в себе историю, служит настоящему, функционирует, служа существующим структурам» [2,200]. Но наравне с этим свойством, национальный характер определяется как сложившаяся система отношений, побуждает поступать членов общества соответственно основным положениям их культуры.

      Этнопсихолог В.Г.Крысько, говоря о сущности национального характера, считает, что это понятие имеет собирательный и обобщающий характер. Оно почти не поддается исследованию, в его содержании трудно уловить определенные закономерности. Согласно ученому,  национальный характер  есть совокупность психологических черт характера этноса: «Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, труду, к своей и другим этническим общностям» [4,102]. Проявление национального характера наблюдается  по отношению: - к социально-бытовому окружению этноса, в котором характер представляет собой определенное сочетание идеологии и психологии; - по отношению к отдельным проявлениям этноса: скажем, религиозности, консерватизма, оптимизма; - национальный характер проявляется по отношению к труду. Все люди любой национальности трудолюбивы. Но в это понятие трудолюбия каждый народ вкладывает свое отношение. Так, говоря о «трудолюбии немца», мы подразумеваем точность, основательность, аккуратность как определяющую черту этого качества именно выбранного этноса.

          Основными факторами, сформировавшими русский национальный характер, ряд ученых считает следующие: православная религия; окружающий человека космос (природа); культурные обмены и их взаимовлияние. 

         На уникальности  русского народа, согласно З.В.Сикевич,  сказались такие качества, как:  склад земли и государства; порубежное состояние русской культуры; полемичность русской мысли;  правдоискательство; предельность характера. Влияние склада земли и государства на национальный характер включает в себя следующие части: централизацию и подчинение государственным интересам; идею евразийства, являющуюся причиной двойственной природы народа и государства. Основу государственности Российской империи составляют три положения: самодержавие, православие и единодержавие (народность). Эти  три признака служили интересам империи, являясь органами воздействия на народ. Русское государство требовало полного подчинения отдельной личности интересам государства. Двойственная природа народа и государства определялась наличием в сознании русского элементов восточной и западной культур. Своеобразное сочетание этих двух культур нашли свое отражение в двоецентризме личности русского человека. так, согласно Г.П.Федотову, русский человек представляет собой воплощение несовместимых качеств, так как он един в двух лицах. Первое лицо: «вечный  энтузиаст, отдающийся всему с жертвенным порывом, но часто меняющий своих богов и кумиров…, ищущий, за что бы пострадать, непримиримый враг всякой неправды, всякого компромисса. Максималист в служении идее» [5]. Первое лицо олицетворяет образ скитальца, странника. Второе лицо – строитель: «Глубокое спокойствие, скорее молчаливость, на поверхности - даже флегма. Органическое отвращение ко всему приподнятому, экзальтированному, к «нервам». Простота, даже утрированная, доходящая до неприятия жеста, слова. Спокойная уверенность в себе, сила, фатализм и юмор» [5].       Пограничное состояние русской культуры вызвало к жизни такое свойство русских, как все переиначивать на свой лад – переимчивость. З.В.Сикевич это свойство считает  свойством русской натуры: «осваивать, переиначивая на свой лад». Третьим фактором уникальности русского характера называется полемичность русской мысли. В отличие от западного мышления, русские любят полемизировать по любому поводу. При этом «особый путь России» выступает на первый план: «Россия – не Европа и не Азия, а нечто третье» [1,46]. Русский не признает компромиссов, в сознании русского - идти на компромисс, значит идти против совести. Следующий фактор – это правдоискательство, предусматривающий особый нравственный настрой человека. Нравственность определяется как часть национального самосознания, на формирование которой оказывала влияние религия. Церковь, являясь практически государственным учреждением, составляло с государством некий симбиоз, проповедуя государственные интересы.  Ядром национальной психологии русского народа ученый определяет следующие фактор – предельность характера. «Предельность», т.е. радикализм – свойство вольного, но несвободного человека. Согласно З.В.Сикевич, свобода и воля различаются. Свобода в понимании современной России – это не сотрудничество и диалог, а «своевольное навязывание своего понимания свободы ради сокрушения чужой» [1,48]. Таким образом, русский национальный характер в описании ученого выглядит двойственным, в котором переплетаются образы и Европы и Азии: «Борются между собой два образа русского народа, условно говоря, «азиатский», с чертами  инертного консерватизма, а вместе с тем и бунтарства, и «европейский», признающий права личности каждого, когда «моя» свобода невозможна без свободы «соседа по дому, и соседа по многонациональной России»» [1,49].

        По мнению С.В.Лурье, национальный характер современными этнопсихологами рассматривается в процессе динамического развития этноса. Так как только в ходе исторического развития можно определить постоянные и непостоянные черты национального характера. Объединение людей в общем культурно-обусловленном действии происходит посредством «культурных сценариев – многоуровневых и многофакторных поведенческих схем» [6, 3]. Основным критерием в определении национального характера ученый понятие «этнических констант». Этнические константы выступают в качестве характеристики действий, которые  обычно не задают определенного действия, а фиксируют способ достижения цели народа. Эти константы выполняют роль диспозиций, т.е. расположение друг по отношению к другу и характер их взаимодействия. Схема расположения этнических констант в выделении национального характера выглядит следующим образом:  «образ себя» или  «образ мы»; а) «образ добра»; б) «образ зла» или «образ врага»; «образ поля действия» - это психологическая структура пространства; «образ способа действия»; «образ условия действия»; «образ покровителя» [6,3]. В случае приложения этой схемы этнических констант на русский этнос, то получается следующее ее наполнение:  в образе себя  русские представляют себя как носителей добра;  поле действия – все пространство, окружающее русских, представляется им как территория, которую необходимо колонизировать, а над народами, жившими и живущими там  по сей день, надо установить покровительство; условие действия предполагает осознание  русскими себя как справедливой силы; способ действия – выполнение нравственного долга перед высшим добром; образ врага – а) от которого надо защищаться самим; б) от врага надо защищать кого-то; образ покровителя – Бог.

        К.Касьянова национальный характер определяет как «представление народа о самом себе, это важный элемент его самосознания, его совокупного этнического» [ 7]. Понятие «общество внутри нас» (Э.Дюркгейм) трактуется как наличие для  людей одной  культуры  «реакции на привычные ситуации в форме чувств и состояний» [7]. Это сочетание индивидуального  и общественного сознаний образует определенную солидарность, которая и осуществляет связь между человеком и обществом. Ученый русский национальный характер описывает в пределах термина «акцентированной личности эпилептоидного типа» (термин взят из патологической психологии). В качестве обоснования своей теории эпилептоидной личности исследователь выдвигает гипотезу о наличии определенных черт эпилептоидного генотипа русского характера. Согласно гипотезе, этот процесс формирования этого типа личности происходил в период формирования социального архетипа русского народа. Историческое развитие этноса могло несколько деформировать этот тип. Описывая эпилептоидный тип личности, К.Касьянова находит ряд похожих черт характера эпилептоида и  русского характера. Это человек, обладающий рядом противоречивых признаков характера: - упрямый, не очень покладистый; - если не мешать, то делает работу хорошо; - вспыльчивый, но в то же  время может быть спокойным и терпеливым. Отличительной чертой характера этого типа является во-первых, его способность делать все своим способом и в свои сроки, а не когда это нужно работодателю; во-вторых, умение организовать себя и группу, идею которой он воспринял как свою собственную. Согласно К.Касьяновой, в русском характере есть многое от эпилептоида, например, «замедленность и способность задерживать реакцию; стремление работать в своем ритме и по своему плану; некоторая «вязкость» мышления и действия (задний ум); трудная переключаемость с одного вида на другой» [7].

        Национальный характер Н.М.Лебедева определяет как мост, связывающий отдельно взятого человека с его культурой. Исследуя природу характера русского, ученый отмечает два «комплекса свойств» характера, вытекающих из религиозности. Эти комплексы противоречивы и двойственны, как сама натура русского человека. Первый комплекс составляют высокие помыслы, обусловленные духовностью: вера как основа характера; готовность помогать другому; способность к самопожертвованию. Второй комплекс, т.е. обратной стороной положительных свойств, вызванных религиозностью, исследователь называет бездеятельность, лень, безответственность. На пороге 21 века русский национальный характер, как считает Н.М.Лебедева, мало изменился за последнее столетие: русский жаждет чуда и готов служить всеобщему благу. Основной проблемой, которую надо решить, это: «Самое главное – чем наполнить эту потребность в великой мессианской идее, - ведь русский человек на малое не согласен» [8]. Приметой времени в характере отмечается ослабление роли государства в жизни человека, так как в конце 20 века  в русском человеке заметны индивидуализация, отделение от коллективности. Русский все пытается решить на уровне отдельно взятой личности.

 

                             Использованные источники

 

1.Сикевич З.В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). – СПб: изд.Санкт-Петербургского ун-та, 1996. – 152 с.

2.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1983, 404 с.

3. Мнацакян М.О. Нация и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 367 с.

4.Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. – М.: изд.центр «Асадемия», 2007. – 320 с.

5. Федотов Т. Национальный характер.//http//www.Lib.ua.ru.net / diss/cont/91534html

6. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 448 с.

7. Касьянова К. Особенности национального характера.

//http//www.Hrono.ru/libris/lib.K./ kasyan O. Html

8. Лебедева Н.М. Особенности национального характера

.//http//www.Cisdt.org/TRM1/lebedeva.htm