К.ф.н Айтмамбетов Ф.У., К.п.н. Анартаева Г.У
Республика Казахстан
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова
Роль просодической доминанты языков в оформлении звучащей речи
Развитие науки, образования и культуры, функционирование государственного языка и других национальных языков требуют все большего внимания к их углубленному изучению как на уровне средней, так и на уровне высшей школы.
Теоретические изучения проблем эволюции языка занимает одно из центральных мест в трудах крупнейших языковедов. Во многих исследованиях - даже в тех, которые посвящены конкретным лингвистическим вопросам - заметно постоянное стремление не просто признать эволюционное развитие языка, а попытки найти его причины. Например, причины языковых изменений Е.Д.Поливанов разделял на внутриязыковые и внешние, нелингвистические и подчеркивал, что взаимодействие этих причин в каждую конкретную эпоху обуславливает происходящие в эту эпоху языковые изменения (1).
Определенный интерес представляют не только типологические сопоставления языков взятых в статике, но и типологические сопоставления языков, взятых в динамике. Динамический подход к типологическим сопоставлением позволяет более рельефно объяснить, выяснить некоторые особенности сравниваемых лингвистических объектов. Как отмечает А.Супрун, "одной из иллюстраций последнего положения может служить сопоставление некоторых черт фонологических систем тюркских и славянских языков" (6).
Известно, что характерной чертой фонологической системы большинство тюркских языков и пратюркской системы на определенном этапе ее развития является разграничение двух подсистем: "подсистемы начального (корневого) и подсистемы неначального (аффиксального) слога" (6). Это различие весьма ярко проявляется в свойствах вокализма. Далее он отмечает, что на определенном этапе развития в праславянском языке (раннеславянском) можно пронаблюдать некоторые существенные сходства фонологической системы праславянского вокализма с классической тюркской системой восьми гласных (наиболее яркой в начальном (корневом) слоге).
Общими функциональными закономерностями праславянского периода являлись закон открытого слога и закон слогового сингармонизма. "Многочисленные изменения в пределах слога привели к тому, что в слоге стали возможны только одинаковые по качеству звуки: твердые согласные + гласные непереднего ряда (та, по, ку), нетвердый согласный + гласный переднего ряда (ги, се, нь)" (6).
Не совпадающие по качеству гласные и согласные звуки в составе одного и того же слога преобразовывались. Звуковой сингармонизм определял как бы условие существования слога, он обеспечивал единство слога по большинству фонетических признаков, входящих в его состав фонем.
В современном русском языке главная просодическая доминанта - это словесное ударение. Ударение порождает все фонетические особенности русского языка.
К общим особенностям фонетической системы тюркских языков, действующим на уровне слов, обычно относят сингармонизм и ударение.
В настоящее время существует ряд определений сингармонизма. Например, Е. Д. Поливанов отмечает, "+сингармонизмом я называю систему гласных, а отчасти и согласных, чередований в суффиксах, основанную на принципиальном делении данных звуков (гласных, а отчасти и согласных по взаимно противополагающимся категориям и подразумевающие же принципиальные деления основ на две категории (в частности, на "задние" и "передние" основы))" (1).
О том, что сингармонизм - это не только гармония гласных, а гармония всех звуков в составе слога и слова (как гласных, так и согласных), впервые в лингвистике отметил и обосновал Х. Досмухамед-улы в 1924 году в своей книге "Закон сингармонизма казахско-киргизского языка" (3).
Теоретические и практические основы сингармофонологии были заложены А. Байтурсыновым. На современном этапе фонология сингармонизма была исследована А. Джунисбековым и М. Джусуповым, как самостоятельное направление (4, 5)
А. Джунисбеков пишет, что "+под сингармонизмом мы понимаем однородную тембральную организацию всех звуков, как гласных, так и согласных, составляющих фонетический облик слова в целом. Сингармонизм - своеобразный результат коартикуляции между гласными и согласными" (4).
На типологическую важность этих явлений обратил внимание еще И. А. Бодуэн де Куртенэ: "Гармония гласных в туранском языке служит, так сказать, цементом, соединяющим или связывающим слоги в слове. В арио-европейских языках эту роль соединения слогов в слове играет прежде всего ударение. В арио-европейских языках нельзя говорить о цельных словах до тех пор, пока отдельные слоги и сочетания звуков корня, суффикса и вообще приставки, окончания и т.д. не соединены в одно целое свойственным одному из них ударением. + В туранских языках отдельные слоги и комплексы (сочетание звуков) нужно считать самостоятельными словечками, если они в известном выражении сохраняют свойственные им гласные, вопреки закону гармонии гласных. Если они склеены цементом гармонии гласных, в таком случае вместо нескольких односложных слов образуют одно многосложное слово+ " (2).
Таким образом, сингармонизм - наиболее общий фонетический закон, общая фонетическая особенность тюркских языков, согласно которому весь звуковой состав слова (корня) является по определенным артикуляционно-акустическим признакам однородным; при этом звуковой состав аффиксов подчиняется звуковому составу корня, вызывая прогрессивное уподобление звукового состава аффиксов. Звуковой состав слова в целом приобретает единый фонетический облик с однородными гласными и согласными.
Литература
1.Поливанов Е.Д. Русская грамматика в сопоставлении с узбекским языком. Ташкент, 1933.
2.Бодуэн де Куртенэ И.А. Резья и резьяне. Славянский сборник. Санкт-Петербург, 1876. -Т.3.
3.Досмухамед-улы Х. Закон сингармонизма казхско-киргизского языка. Ташкент, 1924.
4.Джунисбеков А. Гласные и согласные. Сингармонизм, строй казахского языка. Фонетика. Алматы, 1991.
5.Джусупов М. Звуковые системы русского и казахского языков. Слог. Интерференция. Обучение произношению. Ташкент, 1991.
6.Супрун А. К некоторым вопросам динамической типологии // Актуальные вопросы современного языкознания. Самарканд, 1984.