Филологические науки/8. Родной язык и литература
магистрант Товчегречко Е.В.
Павлодарский государственный
педагогический институт, Казахстан
Вопрос о свободе и
вседозволенности в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского
В романе Ф.М. Достоевского «Бесы» основной
содержательной категорией, реализуемой в качестве ведущей идеи произведения, формирующей
философско-художественный смысл романа и демонстрирующей политико-религиозную
убежденность писателя, является категория свободы личности. Более того, в романе
«Бесы» с разной степенью привлекательности к проблеме, представлены практически
все основные интерпретации и ипостаси этой категории.
Примечательно также, что в понятии
Достоевского «категория свободы» в романе «Бесы» сопряжена со стороны
отрицательной оценочной позиции, и среди прочих категорий свободы можно
выделить такие, как: своеволие, одержимость (жажда свободы), и в конце концов,
как результат свободы – вседозволенность. Видимо, именно вседозволенность
Достоевский назвал в романе «безграничной свободой». Реализация же названных категории в системе социальных отношений,
происходит в зависимости от того, в чьих руках оказывается эта свобода.
Свобода и вседозволенность – категории
философские и в романе представлены как экстраполярные (строго
противоположные). Если категория свободы понимается как вещь явная и в полной
мере разработанная, то вседозволенность
у Достоевского представляет собой некую тиранию, которая осуществляется за счет угнетения свободы
другого человека.
Нельзя пытаться достичь каких бы то ни было
высоких целей за счет страданий невинных людей – постулат, который стал
соотноситься у автора «Бесов» с проблемой соотношения цели и средств ее
достижения. Такая позиция Достоевского выработалась чуть позже, в последнем его
романе «Братья Карамазовы» в словах Ивана Карамазова о некой «высшей гармонии»:
«Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который
бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами
своими к боженьке!» [1, Т.14, 271]
Тема свободы личности является одной из
основных не только в романе «Бесы», но и во всем творчестве Достоевского. Его
герои борются за свою свободу, ищут различные пути ее достижения, развивая тем
самым целую плеяду антиутопических направлений в творчестве писателя.
В «Бесах» писатель признавал, что каждый
человек рожден свободным, независимо от вероисповедания и политической
принадлежности и вправе распоряжаться собственной жизнью (лейтмотив романа). Но
может ли человек посягать на права другого человека? Безусловно, как считает
Достоевский, нет. Человек, ставящий себя выше других, воплощает свое
волеизъявление, третирующее волеизъявление другого, совершает вседозволенность,
и тем самым нарушает все нравственные законы общества.
Свобода в понимании «бесовского» общества,
во главе с Петром Верховенским, является ничем иным, как вседозволенностью.
Таким образом, Достоевский обличает две крайности одной категории.
Всем известны позиции Достоевского по
отношению к социализму, которого автор не то чтобы не принимал, а более того –
называл обманом. В социализме автор видел не обещанное всем равенство и
свободу, а, противоположные, угнетение и рабство. В этом плане примечательны
слова самого Верховенского, которые позиционируют его теорию: «В мире одного
только недостает: послушания… Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни,
донос; мы пустим неслыханный разврат, мы всякого гения потушим в младенчестве.
Все к одному знаменателю, полное равенство… Необходимо лишь необходимое… У
рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность…» [1, Т.10,
376]
Человеку во всем свойственно доходить до
крайности. В большей степени это относится практически ко всем персонажам
Достоевского. В «Бесах» эта крайность воплощена в совершенно дикой теории
Кириллова, которая сводится к следующему: чтобы быть свободным и ни от кого не
зависеть, нужно вознести себя до уровня
Бога. Чтобы им стать, нужно заявить вседозволенность. Однако Кириллов сам не
чувствует разницы между свободой и вседозволенностью. Свобода – это возможность
самому выбирать свой путь, реализовывать свои идеи. Вседозволенность же – право
совершать любые поступки, даже если они стоят за гранью человеческой морали.
Вседозволенность – это право распоряжаться не только своими, но и чужими
жизнями.
Община «бесов» в романе – это пространство
губительного и всеразрушающего хаоса и беспорядка, творимых людьми, одержимых
страстями свободы, одержимых тотальным чувством надвигающийся власти, которая
даст возможность решать своим волеизъявлением волю другого человека.
Свобода, как и
сопутствующее ей равноправие, только тогда будет абсолютной, когда человек
исключит все условия в своем сознании. Он не будет зависеть ни от людей вокруг,
ни от своих желаний, ни от чувств, только от собственного сознания [2]. В
условиях государства добиться такой свободы невозможно и уж тем более,
невозможно ее добиться с помощью радикально настроенного террористического кружка,
описанном в романе «Бесы».
Небеспочвенны предположения исследователей
романа «Бесы» о том, что произведение Достоевского – пророчество русской революции. Задуманный как памфлет, роман
превратился в действительное руководство к действию, и слова самого автора о
своем персонаже Николае Ставрогине без сомнений подтверждают это: «Злодей...
лицо трагическое... характер, редко являющийся во всей своей типичности, но это
характер русский... Я из сердца взял его» [1, Т.1, 594]
Литература:
1.Достоевский
Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974
2. Васильев А. Пробуждение
разума или как стать личностью (Аудиокнига)