Конусов Г.Т. аспирант
Алматинского Государственного Университета
им. Абая, Казахстан
Исследование мусульманских религиозных институтов
в социально-гуманитарных науках
Для исследователя религии религиозные институты и объединения
наряду с религиозным сознанием, религиозной деятельностью и возникающими на ее
основе религиозными отношениями, выполняют роль наблюдаемых внешних проявлений
религии в обществе и культуре. Поэтому не случайно, что вопросы религии
рассматриваются в их неразрывной связи и их посредством.
В этой связи, для религиоведения наличие духовенства,
жречества, церковной организации выступает показателем религиозной принадлежности
того или иного этноса, племени или другого сообщества. Как следствие через их
распространенность, численность и материальное благосостояние определяют
степень его влияния в обществе.
Для отечественного религиоведения сегодняшнее состояние
Ислама, исторические предпосылки его становления, его перспективы так же видятся
через мусульманские религиозные институты, их деятельность. Отношения, выстраиваемые между
государством и религией, также тесно сопряжены с религиозными институтами. В
том числе, и правовое регулирование деятельности религиозных объединений в
Казахстане, которое признает самоценное право человека исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой. Так, в силу гарантий равенства прав и
свобод граждан некоторые из религиозных институтов, не могут находить своего
отражения в законодательстве. Иные по другим объективным причинам «не видимы»
государством. И
потому, выстраивают свою деятельность на основании народного обычая и
внутренних традиций. Таким образом,
научное исследование этих явлений религиозной жизни приобретает особое
значение.
Обращение к вопросу о религиозных институтах актуально еще и
тем, что в мусульманской среде по всему миру активизировались движения
деструктивного характера. В этой связи корректное разграничение между
объединениями граждан по религиозному признаку и использующими религиозную
риторику в целях противных любому человеку имеет сегодня важное значение.
Вышеописанное, еще раз подчеркивает своеобразие и специфику
Ислама, отличающегося от христианства, с изучения которого академическое
религиоведение и берет свое начало, черпает категориально-понятийный аппарат,
подходы и методы исследования, а также что немаловажно и отношение к религии.
Поэтому вышесказанное актуализирует теоретико-методологические вопросы. Как то,
проблема соотношения общего и особенного в Исламе как явления общечеловеческой
культуры и региональных форм его бытования, классификация и типология
мусульманских течений и институтов, анализ их становления и др.
К этому следует добавить и необходимость уважения чувств
верующих. Они в силу обязательного характера нашего среднего образования,
единых стандартов и требований при получении образования высшего, оказываются
несвободны в выборе тех или иных взглядов, на которых строятся учебные
программы, учебные пособия. В этой связи укоренение имеющейся и корректной и
уважительной научной интерпретации этой грани казахской духовности также имеет
важное значение.
Поскольку религиозные
институты, религиозные объединения, в социально-гуманитарных науках, имеют
важное значение для оценки роли и места религии в обществе. Поэтому,
закономерно, что они, их деятельность, характер отношений, вопросы их
становления органично присутствуют в фундаментальных трудах по общественному
устройству, истории мысли, истории культуры, политической истории и
современности Казахстана. Работы М.Х. Абусеитовой, Ғ. Есима, С. Зиманова, Н.Э. Масанова, А.
Нысанбаева, О.А. Сегизбаева, а в более ранний период русских исследователей И.Г.
Андреева, А.И. Левшина, В.В. Бартольда и некоторых других тому подтверждение[1;2;3;4;5;6;7].
Во-вторых, религиозные институты выступают в той же роли в
контексте собственно религиозности казахов и истории ее становления в работах практически
всех исследователей. Здесь необходимо отметить, что изучение Ислама в
Казахстане, идя в ногу с исследованиями заграничных коллег, в части разделения
на два основных направления, социокультурное и историко-культурное, имеет свое неповторимое лицо [8, с.15]. Оно выражается в приоритете исследований Ислама на
его народном уровне, уровне обыденного сознания, народных обычаев и верований,
и в меньшей степени на уровне сознания концептуального.
Проблеме собственно мусульманских религиозных институтов, их современного
состояния, вопросам их истории в Казахстане, посвящены труды многих современных
ученых-историков культуры. Предметом их исследования выступают казахские қожа, муллы и институты суфизма.
Среди Казахстанских ученых выделяются
работы: А.К. Муминова, З.З. Жандарбека, З.О. Ибадуллаевой, Р.М. Мустафиной, отдельные вопросы у И.В. Ерофеевой и др. [9; 10;11;
12; 13; 14; 15; 16; 17].
У зарубежных исследователей занимающихся
Исламом в Центральной Азии и Казахстане в частности можно выделить работы: С.Н.
Абашина, Д.Ю. Арапова, Б.М. Бабаджанова, Д. Ди Уиса, А.Д. Кныша, С.М. Прозорова,
Л.А. Чвырь, А.А. Хисматулина, А. фон Кюгельген, У. Рудольфа [18; 19; 20; 21; 9;
10; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29].
Как оговаривалось выше еще одним
направлением исследования Ислама в Казахстане выступает так называемое
междисциплинарное социологическое, или социокультурное. К нему можно отнести
труды К.Ш. Шулембаева, В.Д. Курганской, А.Г. Косиченко, А.М. Нургалиевой, Н.Д. Нуртазиной, А.К. Султангалиевой,
Г.Д. Мухтаровой, З.Т. Садвокасовой, З.Г. Джалилова, А. Избаирова и многие другие, а в советский период Н. Аширова, Л.И.
Климовича, Т.С. Саидбаева, Н. Сабитова , Ф.О. Олещука и некоторых других[8, с.15; 30; 31; 32; 33; 34;
35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43].
У российских исследователей, занятых проблемами Ислама можно
выделить работы И.П. Добаева, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, З.И. Левина, Н.В.
Жданова и др. [44; 45; 46; 47; 48; 49;50; 51].
В работах этих и других авторов наряду с рассмотрением общих
для исследователей Ислама проблем, раскрываются различные аспекты Ислама и его
институтов как фактора в политическом процессе.
К вышесказанному следует добавить работы
правоведа Р.А Подопригоры, и государственных служащих А.М. Мухашева, В.А. Иванова
[52; 53; 54 c.17-25, с. 33-45]. Данные труды посвящены вопросам правового
регулирования деятельности религиозных объединений, в том числе мусульманских,
а так же вопросам
государственно-религиозных отношений в Казахстане.
Важным достижением последних двух десятилетий в исследовании
Ислама в Казахстане, можно считать участие в нем религиозных деятелей например:
М.-Х.У. Алсабекова, А. Дербисали, Нысанбай
ұлы Р., а в
России Р. Гайнутдина и др., которые своими публикациями способствуют лучшему
пониманию взглядов мусульманских лидеров
на место и роль мусульманской общины в современном им обществе, и Ислама в истории культуры Казахстана[55;
56; 57; 58,с.206-211; 59; 60].
Большинством вышеназванных, и многих
других современных исследователей раскрываются вопросы религиозного
экстремизма, его идеологии, организации и деятельности.
Детализированный анализ
теоретико-методологических подходов в исследовании мусульманских религиозных
институтов дан в соответствующем подразделе настоящей работы.
В научной литературе в исследуемой части
наблюдается разнообразие порой противоречащих друг другу подходов, определений,
при единстве объекта исследования, что подвигает на их обобщение и
упорядочение, которые бы способствовали лучшему пониманию процессов протекающих
сейчас в Исламе, в частности в Казахстане.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абусеитова М.Х.,
Абылхожин Ж.Б., Кляшторный С.Г., Масанов Н.Э.,
Султанов Т.И., Хазанов А.М.
История Казахстана и Центральной Азии: учебное пособие. – Алматы, 2001. 616с.
2.
Есім Ғ. Қазақ философиясының тарихы:
оқулық. – Алматы 2006. 216с.
3. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XIX века. Алма-Ата. 1958.
4.
Масанов Н.Э., Абылхожин
Ж.Б. Ерофеева И.В. Научное знание и мифотворчество в современной историографии
Казахстана – Алматы, 2007. 296с.
5.
Косиченко А.Г.,
Нысанбаев А.Н., Кенисарин Д.А., Мельник Е.В. и др. Ислам и христианство:
возможности духовной консолидации народов Казахстана. – Алматы, 2001. 195с.
6.
Нысанбаев А.Н., Артемьев
А.И., Колчигин С.Ю., Косиченко А.Г., Сыроежкин К.Л., Хамидов А.А., Бисенбаев
Ф.К. Религия в политике и культуре современного Казахстана. – Астана, 2004.
-312с.
7.
Сегизбаев О.А. История
казахской философии: от первых архаичных представлений древних до философии
развитых форм первой половины XX столетия. Учебник для вузов. – Алматы 2001.- 456с.
8.
Филиппова М.И.
Общественные функции ислама в современном американском исламоведении, - М.,
1989 – 148с.
9.
Бабаджанов Б.М., Муминов А.К., фон Кюгелген А. Диспуты мусульманских
религиозных авторитетов в Центральной Азии в XX веке. – Алматы 2007. -272с.
10.
Бабаджанов Б.М., Муминов А.К., Олкотт М.Б. Мухаммаджан Хиндустани
(1892-1989) и религиозная среда его эпохи (предварительные размышления о
формировании «советского ислама» Средней Азии) // Восток (Oriens) 2004 №5, с.43-59
11.
Муминов А.К. Традиционные и современные религиозно-теологические школы в
Центральной Азии // http://www.ca-c.org/journal/cac-05-1999/st_13_muminov.shtml
12.
Муминов А.К. Казахские ходжи // SHYGYS 2004, №1с.229-235.
13.
Жандарбек З. З. «Насаб-нама» нұсқалары және түркі
тарихы. – Алматы 2002.- 168с.
14.
Жандарбек З. З. Йасауи жолы және қазақ
қоғамы. ғылыми зерттеу. – Алматы 2006.- 256с.
15.
Ибадуллаева З.О. Қазақ халқының
құрамындағы қожалар (тарихи-этнографиялық
зерртеу): тарих ғылымдарының кандидаты дәрежесін алу
үшін дайындалған диссертацияның авторефераты – Алматы, 2001.
31с.
16.
Мустафина Р.М.
представления, обряды и культы у казахов. Алма-Ата 1992, с. 176.
17.
Ибадуллаева З.О. Қазақ халқының
құрамындағы қожалар (тарихи-этнографиялық
зерртеу): тарих ғылымдарының кандидаты дәрежесін алу
үшін дайындалған диссертацияның авторефераты – Алматы, 2001.
31с.
18.
Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое
обозрение, 2001,№3, с.128-131.
19.
Абашин С.Н. Потомки святых в современной Средней Азии // Этнографическое
обозрение, 2001, №4, с.62-83.
20.
Подвижники ислама: Культ
святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе/ сост. Абашин С.Н. и Бобровников
В.О. – М. 2003. 336с.
21.
Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII- начало XX вв.):
сборник материалов / сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Арапов Д.Ю. –
М. 2006. 480с.
22.
Бабаджанов Б.М.
Политическая деятельность шайхов Накшибандия в Мавереннахре (I пол.XVI в.) Автореф.
дисс. … канд. истор. наук – Ташкент, 1996. 23с.
23.
Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): сборник статей памяти
Фритца Майера/ сост. и отв. ред. Хисматулин А.А. – СПб. 2001. 394с.
24.
Кныш А.Д. Мусульманский
мистицизм: краткая история /пер. с англ. Романов М.Г. – СПб 2004.- 464с.
25.
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система – М. 2004.- 471с.
26.
Чвырь Л.А. обряды и
верования уйгуров XIX-XX вв.: очерки народного ислама в Туркестане – М. 2006.
288с.
27.
Чвырь Л.А. Очередные
задачи этнографического изучения ислама в Туркестане // Этнографическое
обозрение 2001, №3, с.124-128.
28.
Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб., 2008.- 192с.
29.
Ульрих Рудольф
Ал-Матуриди и Суннитская теология в Самарканде. – Алматы 1999. -286с.
30.
Шулембаев К.Ш. Маги,
боги и действительность (общее и особенное в религиозных верованиях казахов) –
Алма-Ата, 1975. 128с.
31.
Шулембаев К. Ш. образ
жизни, религия, атеизм: общее и особенное в образе жизни и религиозных верованиях
казахов и вопросы атеистического воспитания. – Алма-Ата, 1983. – 264с.
32.
Курганская В.Д.,
Косиченко А.Г. Ислам и исламские лидеры в Южном Казахстане.- Алматы, 2005. 60с.
33.
Нургалиева А.М. Очерки
по истории Ислама в Казахстане. Алматы 2005.- 224с.
34.
Нуртазина Н.Д. Народы
Туркестана: Проблемы Ислама, интеграции модернизации и деколонизации (на рубеже
XIX-XX веков). –
Алматы, 2008. – 166с.
35.
Нуртазина Н.Д. Борьба с
исламом. Религиозная политика Советской власти в Казахстане в 20-40-е годы XX века.– Алматы, 2008г. – 36с.
36.
Султангалиева А.К. Эволюция
ислама в Казахстане // http://www.ca-c.org/journal/cac-05-1999/st_06_sultangal.shtml
37.
Мухтарова Г.А. Ислам в Советском Казахстане – Актобе, 2007.
38.
Садвокасова З.Т. Духовная экспансия царизма в Казахстане в области образования
и религии (II половина XIX – начало XX веков).- Алматы 2007.- 277с.
39.
Джалилов З.Г. О некоторых аспектах правомочности и специфике
«организационного аппарата» в исламе. //Известия НАН РК (серия общественных
наук) 2007.№3, с.91-97.
40.
Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане. – Алматы 2006.
-204с.
41.
Избаиров А.К. Особенности религиозной ситуации в Казахстане: комплекс
государственных мер по противодействию религиозному экстремизму (к вопросу о
новых методах и подходах в реализации религиозной политики)// Известия НАН РК (серия общественных наук),
2007, №3, с.116-120.
42.
Саидбаев Т.С. Ислам и
общество. Опыт историко-социологического исследования. – изд. 2-е доп. – М.
1984.- 302с.
43.
Сабитов Н. Мектебы и
медресе у казахов (историко-педагогический очерк). – Алма-Ата, 1950, 44с.
44.
Добаев И.П. Политические
институты исламского мира: идеология и практика. – Ростов-на-Дону, 2001. – 80
с.
45.
Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ.
– Ростов-на-Дону, 2002. – 120 с.
46.
Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные
религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология,
деятельность. – М. 1988.- 207с.
47.
Игнатенко А.А. Ислам в
XXI веке: Главные направления исследования
// http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-19572.html
48.
Малашенко А.В. Исламское
возрождение в современной России. – М., 1998. 222с.
49.
Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М. 2006.
221с.
50.
Левин З.И. Реформа в Исламе. Быть или не быть?: опыт системного и
социокультурного исследования. – М. 2005.- 240с.
51.
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – Москва, 1989, с.
52.
Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации
(административно-правовые вопросы). – Алматы 2002. 324с.
53.
Подопригора Р.А. О
свободе вероисповедания и религиозных объединениях: комментарий к закону
Республики Казахстан. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Алматы 2002.- 124с.
54.
Проблемы духовности в
современном мире. Сборник материалов международной научно-практической
конференции./ отв. ред. Садыков Т.С., Нысанбаев А.Н., Мурат Сабит
55.
Алсабеков М-Х. У.
Духовность и свобода человека в Исламе. – Алматы 2005.- 148с.
56.
Алсабеков М-Х. У.
Свобода и ответственность человека в Исламе (философский дискурс). Автореф.
дисс. … канд. филос. н. – Алматы, 2004. 37с.
57.
Дербисали Абсаттар Духовное
Управление мусульман Казахстана Алматы 2003
58.
Глобализация и диалог
конфессий в странах Центральной Азии: Материалы международной
научно-практической конференции / ред. Нысанбаев А.Н. –Алматы, 2002. 304с.
59.
Нысанбайулы Р. Ислам –
истинная религия Аллаха /ред. Мышанов Б.К. – Алматы 2000. 144с.
60.
Гайнутдин Р.,
муфтий Ислам в современной России. – М.
2004.- 320с.