Ткаченко В.В., Скворцова
Н.В.
Славянский государственный педагогический университет
Европейская
философия XIX века.
Для Европы, европейской культуры и
европейского сознания XIX век – классический. Таковым он стал и для истории
европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества
классиков немецкого идеализма, последователей и критиков Канта: И. Фихте, Ф.
Шеллинга и Г. Гегеля.
Иоганн Готлиб Фихте – субъективный
идеалист. Исходным пунктом его философии является тезис об автономности «Я». Но,
в отличие от Декарта, самоочевидность «Я» у Фихте основывается не на акте
мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее
существо.
Стремясь преодолеть дуализм Канта, Фихте
отказался от кантовской «вещи в себе», отождествил мышление и бытие. Совпадение
индивидуального и абсолютного «Я» – идеал всего движения и развития общества.
Однако полное достижение этого идеала невозможно. Поэтому вся человеческая
история – лишь бесконечное приближение к идеалу.
Идеи Фихте развивал его младший
современник Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Он разработал учение о тождестве
субъекта и объекта. Шеллинг в своих воззрениях занял позицию объективного
идеализма. В его учении интеллектуальная интуиция являлась высшей формой
философского творчества, тем инструментом, на основе которого самораскрывалось
тождество.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель кантовской
«вещи в себе» противопоставил диалектический принцип. Гегель называл свою
философскую систему «абсолютным идеализмом». Деятельность «абсолютной идеи» заключается
в мышлении, цель – в самопознании.
У Гегеля высшей формой и концом развития
«абсолютной идеи», где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь, и
становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля.
Общий вывод (и величайший пафос)
гегелевской философии состоит в признании разумности мира: «Все действительное –
разумно, все разумное – действительно». Неразумное должно быть преодолено
разумом. Это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь
мысль, дух, идеальное.
Наряду с идеалистической системой, в
философии Гегеля имелось рациональное зерно – диалектика. Она вошла в
сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии
марксизма.
Первым немецким философом, подвергшим развернутой
критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Людвиг Андреас
Фейербах. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический
взгляд на природу. В центре его внимания человек как психофизическое единство,
единство души и тела, как «… единственный, универсальный и высший предмет
философии». Человек, по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно
мыслящий субъект.
В теории познания Фейербах выступал как
сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего
познания. Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с
ними большинства людей. «Истинно то, что соответствует сущности рода, – писал
Фейербах». – Ложно то, что ему противоречит».
Антропологический материализм Фейербаха
возник как реакция на идеализм, прежде всего на учение Гегеля. Отвергая
гегелевский идеализм, Фейербах не воспринял и его диалектику.
Учение Фейербаха, несмотря на его
односторонность, сыграло важную роль в формировании философских взглядов Карла Генриха
Маркса и Фридриха Энгельса.
Главная идея философии марксизма состояла
в том, что практика, бытие первично ко всем видам сознания человека и
определяют их. Эта идея послужила отправным пунктом и основой одного из главных
открытий Маркса и Энгельса – материалистического понимания истории.
Марксизм выделил из системы общественных
отношений производственные в качестве определяющих и, благодаря этому,
обнаружил повторяемость в развитии стран и народов, синтезировал сходные
общественные порядки в понятии общественно-экономической формации. Марксизм
по-новому объяснил движущие силы общественного развития. В марксизме идея
саморазвития стала основой решения проблем человека и его свободы.
Итак, введение принципа практики в
познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве
мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост»
между явлениями и «вещью в себе» и, таким образом, разрешить с
материалистических позиций основные проблемы немецкой классической философии.
Гегель-Фейербах-Маркс – классическая
(рационалистическая) линия развития европейской философии XIX века. Ей
противостоял иррационализм.
Первым против Гегеля выступил Артур Шопенгауэр,
наиболее систематически изложивший свои взгляды в большом философском сочинении
«Мир как воля и представление». Основополагающим началом мироздания, по его
мнению, является слепая, бессознательная сила – воля к жизни. Она бессмысленна
потому, что каждый из нас обречен на смерть, а многие – на старость, болезнь и
страдание.
«Оптимизм, – заключает Шопенгауэр, – самая
безжалостная издевка над человечеством».
Из этой ситуации Шопенгауэр предлагает
человеку только один выход – погасить в себе волю к жизни.
«Анти-Гегелем» называли современники и
другого крупнейшего мыслителя-иррационалиста первой половины XIX в. – датского
философа и теолога Серена Кьеркегора, предшественника современного экзистенциализма.
Теме смерти и страдания, главной в экзистенциализме, датский философ придал
особую выразительность и тональность. Несостоятельность рационализма он видел в
том, что для него истинно только общее, выраженное в понятиях и силлогизмах,
где единичному почти не находилось места. В подавлении единичного общим
Кьеркегор усматривал деградацию и христианской религии, и всей культуры.
В рационализме, в попытке установить
господство интеллекта над жизнью видел регресс общества и Фридрих Ницше. Как и
Шопенгауэр, он говорил о мировой воле – основе всего сущего. Но это уже не воля
к жизни, а воля к власти.
Свою философию Ницше рассматривал как
переоценку ценностей. Переоценка прежде всего касалась идеологии и морали
христианства(мораль «рабов»). Сам Ницше, безусловно, считал себя аристократом,
любил и ценил все аристократическое.
Своим антиподом Ницше считал Сократа,
называя его «теоретическим человеком», союзниками – древних и новых
мифотворцев, которые поиску отвлеченной истины предпочли желанную иллюзию. Свое
отношение к демократии Ницше высказал так: «К дьяволу массы, а заодно и
статистику!». Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру
и искусство, отвергал науку, мораль,
рациональное познание. Культ Ницше – это культ «лучших» и «избранных» (культ
«сверхчеловека»).
К концу столетия, после революций, Европа
ненадолго стабилизовалась. В философии это проявилось в снижении общего уровня
творчества, в отсутствии новых идей, в распространении эпигонства
(неокантианство, неогегельянство и т. д.). То было кажущееся затишье.
Приближался XX век – век величайших потрясений, мировых войн и революций.
Список литературы:
1.
К.Маркс и Ф.Энгельс. Экономическо-философские
рукописи 1844 года С.С. т. 42, стр. 43-174, М. – 1976.
2.
Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1974.-452 с.
3.
Современная западная
философия. Словарь. - М., 1993;
4.
Философский словарь. -
М.: Политиздат, 1987;
5.
Ф. Ницше Сочинения
в 2-х томах, М. – 1990.
6.
Шопенгауэр А.
Философия XIX века. Часть 1 учебное пособие, 2007 г.