К.ф.н. Швачкина Л.А.

Южно-Российсий государственный университет экономики и сервиса, Россия

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

С середины ХХ века начинают формироваться версии гуманизма, не связанные непосредственно с традициями предшествующих столетий – ни с конкретными конфессиональными идеями, ни с рационалистическим пафосом Просвещения. Они явились отражением тех качественных изменений, которые произошли в наиболее развитых в экономическом отношении странах мира. Эти изменения связаны с повышением качества жизни, деятельности, информации, культуры, образования, науки и т. д.

Поскольку идея общества как социальной машины исчерпала себя, резервы развития экономики, технологии и науки стали искать в самих людях. Иными словами, современное общество пришло к осознанию того, что без учёта и использования личностных ресурсов людей дальнейшее усовершенствование его различных подсистем оказывается невозможным. Будучи важнейшим ресурсом, интенсификация личностной самореализации индивидов ставит проблему гуманизации экономики, политики, культуры, науки, образования и других сфер жизни общества.

Гуманизация общественных отношений представляет собой изменение форм организации общества, направленное на обогащение его содержания ради повышения социальной стабильности. Её необходимость диктуется следствиями социальных катастроф, к которым относится возникновение в 20 в. фашистских и тоталитарных режимов, а также угрозой глобальных кризисов, возникающих вследствие необдуманной человеческой деятельности. В последнем случае речь идёт об экологических, продовольственных, энергетических, демографических кризисах, угрозе распространения неизвестных до недавнего времени болезней и т. д. Проблема гуманизации общественных отношений возникает также в связи с неправильным пониманием сущности человека, характерным для современного промышленного производства, которое рассматривает его не как личность, а как свою функцию.

Поскольку различные социальные системы вынуждены сотрудничать в решении глобальных проблем, возникает необходимость выработки общих представлений о правах, свободах и достоинстве человека. На основе этих представлений, которые не должны противоречить различным культурным традициям, вырабатываются общечеловеческие ценности.

Под общечеловеческими ценностями имеются в виду явления общественной жизни и природы, имеющие непреходящее значение для человека и общества. Эти ценности, сближающие различные народы, религии, культуры и эпохи, нашли своё отражение в документах о правах человека. Основу этих документов образует Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ОНН 10 декабря 1948 г. Её основная идея заключается в том, что идеала свободной человеческой личности можно достичь только в том случае, если будут созданы такие условия, при которых каждый человек сможет пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Эти права понимаются как закрепление в законодательстве страны таких условий жизни её граждан, которые позволяют каждому человеку свободно развивать свою природу, а также жить со своими близкими в человеческих отношениях, не опасаясь насильственного разрушения своего благосостояния [4, с. 246]. Их понимание основывается на следующих предпосылках: 1) права человека всеобщи. Они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации по расовому, половому, языковому, религиозному, политическому, национальному, социальному или любому другому признаку; 2) права человека прирожденны. Индивиды получают их не в результате удачного происхождения или каких-либо преимуществ, а в силу того, что они появились на свет в том государстве, которое признаёт их основополагающий характер; 3) права человека неотъемлемы. Никто не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной областях или отнимать их; 4) права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение им может привести к тому, что человек не сможет пользоваться другими правами. Таким образом, права человека можно рассматривать как необходимое условие всестороннего развития личности, необходимость которого вытекает из природы современного общества.

Проблема прав человека традиционно привлекает к себе внимание политиков, а также философов, социологов, юристов и других исследователей. В последнее время она находится в центре внимания такой сферы теоретической и практической деятельности, как социальная работа. Более того, милосердие и выражающую его в практике сегодняшнего дня  социальную работу можно определить в терминах прав человека. Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на помощь нуждающимся. Её возникновение в странах Запада относится к концу 19 – началу 20 в., а в России – к началу 90-х годов прошлого столетия. Социальная работа возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы помощи нуждающимся, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на Западе [1, с. 3]. Важнейшими из них являлись благотворительность, а также государственная помощь нуждающимся.

Благотворительная деятельность, уходящая своими корнями в «осевое время», всегда рассматривалась как безвозмездная помощь нуждающимся. Люди, которые занимались ею, руководствовались соображениями нравственности, а не материальной выгоды. Они могли быть не только частными лицами или религиозными деятелями, но и членами общественных организаций, которые со второй половины 19 в. стали доминировать в сфере благотворительности. Эти организации добились больших успехов в деле помощи нуждающимся, однако они не могли справиться с теми социальными проблемами, которые буквально обрушились на страны Запада после промышленного переворота. Поэтому акцент в этом деле стал смещаться «с добровольной благотворительности на научную филантропию. Началась борьба за то, чтобы армия добровольных работников получала гарантированный заработок и соответствующую подготовку [Рамзей, 1993]. Соединение благотворительной деятельности и государственной помощи нуждающимся, создающей для неё правовую основу, привело в начале 20 в. к появлению новой профессии, которую стали называть социальной работой. Возникнув в рамках западной культуры, эта профессия вышла впоследствии за них, став явлением современного мира [5]. Её предназначение заключается в том, чтобы смягчать негативные последствия развития частной собственности в условиях рыночных отношений.

Согласно традиционному пониманию, благотворительная деятельность является помощью нуждающимся. Это проявление милосердия в действии. Социальная работа также является помощью нуждающимся, но осуществляемой на профессиональной основе. Её объект составляют люди, испытывающие трудности в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Типичными для социальной работы являются проблемы охраны здоровья населения, проблемы гуманизации общественных отношений, проблемы современной семьи, проблемы защиты материнства, проблемы защиты детства, проблемы детей-сирот, проблемы несовершеннолетних, проблемы молодёжи, проблемы женщин, проблемы трудоспособных пенсионеров, проблемы инвалидов, проблемы больных людей, проблемы осуждённых к лишению свободы, проблемы бывших осуждённых, проблемы бродяг, проблемы мигрантов, проблемы беженцев, проблемы нормализации межэтнических отношений, проблемы безработных, проблемы пожилых людей, проблемы одиноких людей и др. Однако с ними мы сталкиваемся и тогда, когда говорим о нарушении прав человека, которые включают в себя право на труд, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и т. д. Поскольку несоблюдение этих прав ухудшает благосостояние людей, оказывающихся перед лицом социальных проблем, они попадают в сферу профессиональных интересов социальных работников. Так, нарушение права семьи на защиту со стороны общества и государства, зафиксированное в ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, приводит её к проблемам, в решении которых она может рассчитывать на помощь социальных работников. Вообще социальную работу можно определить как профессиональную деятельность, направленную на обеспечение прав людей.

Под профессией имеется в виду деятельность, которая не только является источником существования для тех, кто ею занимается, но и требует от них определённой подготовки. Та или иная деятельность становится профессией только тогда, когда она получает общественное признание. Иными словами, общество «приписывает статус профессии группам, от которых ждёт выполнения определённого предназначения» [2]. Так, согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, социальный работник выполняет следующие должностные обязанности: выявляет семьи и отдельных лиц, нуждающихся в помощи, а также в охране их здоровья; выявляет причины возникших у них трудностей, оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает им социальную защиту; координирует деятельность различных учреждений по оказанию помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании и организации работы на дому; проводит консультации по вопросам брачно-семейных отношений, а также воспитательную работу с детьми с асоциальным поведением. Эти обязанности вытекают из его функций, основными из которых являются диагностическая, организационная, правозащитная, прогностическая, профилактическая, психологическая, социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-бытовая и коммуникативная. Однако добросовестного исполнения этих функций недостаточно для того, чтобы быть пригодным для социальной работы. В профессиональной деятельности социального работника велика роль его личностных качеств, которые можно разделить на три группы. К первой из этих групп относятся такие характеристики, от которых зависят способности социального работника к выполнению своих профессиональных обязанностей, ко второй – качества, характеризующие его как личность, а к третьей – такие качества, от которых зависит эффект его личного обаяния. К личностным качествам социального работника относятся гуманистическая направленность личности, чувства добра, справедливости, собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, а также вежливость, готовность понять других и прийти к ним на помощь, порядочность, терпимость, эмпатичность и т. д. Говоря о составляющих профессии социального работника, Ш. Рамон и Т. Шанин называют милосердие и умение [3]. По словам Т. Шанина, эту профессию объединяет с благотворительной деятельностью «общая альтруистическая установка» [5]. Таким образом, социальная работа как форма деятельности основывается не только на профессионализме, но и на милосердии.

Гуманисты создали мировоззрение, которое имело не религиозный, а светский характер. Создание нового мировоззрения, в центре которого находился человек с его земными проблемами, привело к изменению мотивации благотворительной деятельности. Если в христианстве такая мотивация сводится к ссылке на волю Бога, сущностью которого является любовь, то в гуманизме – к признанию человека наивысшей ценностью. Согласно гуманизму, человек достоин сострадания только потому, что он является человеком. Будучи одним из источников Реформации, гуманизм в конечном счёте растворился в ней и прекратил своё существование. В конце 18 – начале 19 в. среди философов и деятелей культуры вновь пробудился интерес к античности, получивший впоследствии название неогуманизма. Неогуманизм способствовал культивированию в обществе идеи милосердия, которая составила основу деятельности благотворительных организаций, получивших широкое распространение во второй половине 19 в. Он показал, что эффективная помощь нуждающимся предполагает соединение благотворительности, реализующей в своей деятельности идею милосердия, и авторитета власти, которая заботится о сохранении общественной стабильности. С середины 20 в. начинают формироваться версии гуманизма, не связанные непосредственно с традициями предшествующих двух столетий. Они явились отражением тех качественных изменений, которые произошли в наиболее развитых в экономическом отношении странах мира. Современное общество пришло к осознанию того, что без учёта и использования личностных ресурсов людей дальнейшее усовершенствование его различных подсистем оказывается невозможным. Будучи важнейшим ресурсом, интенсификация личностной самореализации индивидов ставит проблему гуманизации экономики, политики, культуры, науки, образования и других сфер жизни общества. Милосердие  в наши дни – важная составная практического гуманизма, часть благородной гуманистической программы.

Литературы:

1. Агапов Е. П. Сущность социальной помощи. Ростов-на-Дону, 2001.

2. Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы «наука-профессия» // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т. 1. М. – Тула, 1993.

3. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. 1991. №11.

4. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1997.

5. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 56-61.