К.и.н. Ершов
Б.А.
Воронежский государственный технический университет,
Россия
Русская православная церковь и ее роль в государственной идеологии в XIX – начале XX вв.
Русская православная церковь в XIX – начале XX вв. занимала важное и
значимое место в жизни и истории русского народа. Священник Александр Борисов
так охарактеризовал её влияние: «Именно русская православная церковь, в каком
бы состоянии она не находилась, самим фактором своего существования является
для подавляющего большинства нашего народа символом, знаком присутствия Бога в
мире». В XIX веке оценка социальной роли и
функций религии радикально изменилась. Она осмысливалась как вечный,
непреходящий, исторически закономерный институт, который играл значительную
роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности над экономическими,
социальными, эстетическими и иными ценностями, ориентациями и регуляторами.
Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране, новым тенденциям в
государственно-церковных отношениях.
Следовательно, роль церкви стала
преобладающей не только в социально-культурной, но и в политической жизни страны. В соответствии с этим, логично
было бы предположить, что православная церковь могла стать наиболее
эффективным институтом трансляции христианской идеологии в сознание российских
граждан[1, с. 103-127]. По мнению
многих ученых и богословов, русская православная церковь как социально-духовный
институт способна была воспитать в человеке с помощью текстов Нового Завета
следующие качества: милосердие, терпение, сострадание, любовь к людям, умение
ставить себя на место других, скромность, честность, уважение интересов
ближнего, составляющих нравственную и
духовную основу личности. Без полного представления картины
взаимодействия церкви как института и государства, весьма сложно было бы дать
объективную оценку тому или иному событию. Православная церковь XIX века – это
инструмент государственной политики, институт, тесно интегрированный с
государственными структурами. Управление церковью осуществлялось Святейшим
Синодом и духовными консисториями. Синод располагал исполнительной властью и,
хотя не имел законодательной инициативы, тем не менее, издавал указы,
обязательные для исполнения по духовному ведомству. Его состав со временем
изменился, но в XIX – начале XX вв. он
включал до 10 архиереев – представителей черного духовенства, а также духовника
императора и главного священника армии и флота – представителей белого
духовенства. Во главе духовных консисторий стояли архиереи. Они назначались
Синодом и утверждались императором. Архиерей осуществлял управление и суд в
епархии вместе с духовной консисторией, члены которой избирались архиереем из
черного и белого духовенства, и с помощью благочинных – старших священников,
которые назначались архиереем и утверждались консисторией. Белое духовенство
было представлено в составе консисторий значительно лучше, чем в составе
Синода: в 1801 году консистории состояли на 38% из приходских священников, а в
1860-е гг. – уже на 79%[2, с. 6].
По
существу, в течение имперского периода русской истории русская церковь
находилась в положении одного из государственных министерств – «ведомства
православного исповедания». Император имел статус верховного защитника и
хранителя догматов господствующей веры, блюстителя православия. В этом смысле
закон именовал его главой церкви и признавал право императора на
управление ею. Двусмысленность этой
правовой нормы была очевидна для многих современников и служила прочной
основой для критиков православия и российской политической системы, называвших
православную церковь казенной. На имя императора поступали проекты реформы церкви, содержавшие
самый широкий спектр предложений относительно изменения разных сторон ее
жизни.
В результате духовенство имело реальное,
достаточно независимое от государства сословное самоуправление, хотя оно и не
основывалось на демократических выборах его органов снизу, со стороны рядовых
монахов, священников и причетников, и осуществлялось под опекой государства и
на бюрократических, точнее на полубюрократических, принципах, поскольку
некоторые должности были выборными[3, с. 93-97].
В царствование Александра II необходимость
преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. Острота проблем реформирования церковной жизни значительно
усугублялась на фоне масштабного
обновления государства, где
вновь всплывали противоречия между духовной и светской
властью. Система управления
церковью после 1861 года не претерпела каких–либо существенных изменений. Как и
ранее, начиная с петровских времен, высшим органом церковного управления
являлся Святейший Синод, состоявший из высших иерархов церкви, но все дела
вершил возглавлявший Синод обер-прокурор – светское лицо, назначаемое императором
и лично перед ним ответственное. Российский император официально считался и
главой русской православной церковью, что было зафиксировано в законе. Число
церковных округов (епархий) с середины XIX до начала XX вв. увеличилось c 55 до
67. Возрастала численность православных церквей. Если в начале XIX в. их было
25,2 тыс., а в 1860 году – 36,2 тыс., в 1880 году – 45,7 тыс., то в 1911 году –
54,2 тыс. (кроме того, в том же году насчитывалось 23,6 тыс. часовен и домашних
церквей)[4, с. 38].
Учрежденная Петром I, синодальная система церковного управления
сохранилась до последних дней царствования Николая II, хотя церковное движение,
направленное на возрождение соборности и восстановление патриаршества, в начале
XX века было достаточно сильным. Оно захватило широкие круги духовенства и
церковной общественности, пользовалось поддержкой большей части епископата и
некоторых государственных сановников.
За время правления императора Николая II число приходских церквей в
России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто было более 250 новых
монастырей. В
целом, в своей церковной политике император Николай II руководствовался заботой
о благе церкви, но обремененный наследием системы церковно-государственных
взаимоотношений, установленной при Петре I и сохранявшейся неизменной в течение
двух столетий, он в обстановке революционного кризиса не смог найти адекватные
ответы на вопросы времени. Император сочувствовал мысли о созыве Собора, об
избрании Патриарха, о восстановлении канонических начал в делах церковного управления,
но из-за опасений, что Собор может принять опасное направление, – настроения
части духовенства давали повод для таких опасений, – император не решился санкционировать созыв
Собора[5, с. 78-92].
Подводя итог можно сказать, что церковь,
из еще полностью независимой в начале XIX века, превратилась в одно из ведомств
государственного аппарата. Она лишилась своих владений и оказалась полностью
зависимой от средств, выделяемых на её содержание государством.
Литература
1. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен / А.Д.
Сухов. – М.; 1973. – С. 103–127.
2. РГИА (Российский государственный исторический
архив) ф. 796, оп. 205, д. 348, л. 6.
3. Матисон Ф. В. Генеалогия православного приходского
духовенства России XVIII—XX вв / Ф. В. Матисон
М.; 2000. – С. 93–97.
4. Руновский Н. Церковно-гражданское законоположение
относительно православного духовенства в царствование императора Александра II
/ Н.
Руновский. – Казань, 1898. – 332 с.
5. Полонский А. Православная церковь
в истории России (Синодальный период) / А. Полонский. –
М.: Содействие, 1995. –
606 с.