Самиева Оксана Борисовна,
Сбитнева Алиса Николаевна
Северо-Казахстанский государственный университет им.
М. Козыбаева, г. Петропавловск
Самопознание,
как предмет выполняет ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности.
Раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно верить в себя и
в свои силы, творить добро, больше познавать и совершенствоваться, достигать
гармонии в физическом, духовном, социальном развитии.
Первая Леди Республики Казахстан, основоположник дисциплины
«Самопознание» С.А. Назарбаева считает, что курс «Самопознание» помогает
человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое
достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По
существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и
непрерывный процесс нравственного самосовершенствования.
Цель дисциплины «Самопознание» в вузе:
развитие гуманистического мировоззрения будущих специалистов, их ценностного
отношения к себе и окружающему миру.
Цель реализуется через следующие задачи:
развивать потребность студентов в самопознании и творческой самореализации; содействовать формированию целостной картины мира,
пониманию сути общечеловеческих ценностей; формировать опыт
нравственного поведения в учебных, жизненных и профессиональных
ситуациях.
Самопознание на
занятиях в вузе осуществляется в форме групповой, индивидуальной, творческой и поисковой
деятельности. Одной из важнейших форм работы является самостоятельная
деятельность студентов, которая побуждает их к решению ситуаций, помогает в самостоятельном анализе
собственного поведения и поступков, как в реальной, так и в воображаемой
ситуации, где каждый учится объяснять свои мысли, поведение, состояние,
проявляя интерес к познанию самого себя. Самостоятельная деятельность в
самопознании является важной формой приобретения социального опыта
взаимодействия в познании себя и других.
Наиболее активно
студенты проявляют себя на аудиторных занятиях, проходящих в форме тренингов,
интерактивных игр, дискуссий, этических бесед, игротерапии и арт-терапии.
Арт-терапия в «педагогическом» направлении всегда была значима, и
подразумевала под собой термин «эмоциональное воспитание» или «развитие
творческого потенциала».
В системе гуманистических
представлений арт-терапии основным является понятие творчества, обозначающее
реализацию личностного потенциала человека в разных видах деятельности. В настоящее время методы арт-терапии
используются преподавателями СКГУ им. М. Козыбаева с целью преодоления трудностей с социальной
адаптацией у студентов и связанных с этим коммуникативных и эмоциональных
проблем.
Наиболее
часто используемые виды творчества на занятиях в СКГУ: живопись («Мир моей души»), фотография («Казахстан – наш общий дом»), рисование и
лепка («Мы – дети Земли»),
библиотерапия («Будущее начинается сегодня»), сказкотерапия («Радость творчества»), драматерапия,
музыкотерапия («Волшебная сила искусства»),
цветотерапия («Духовное согласие»),
видеотерапия («Секрет»), игротерапия («Я и Ты») и т.д.
Составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном
творчестве и преобладании в коммуникации визуального канала. Однако в процессе
работы зачастую используются музыка и пение, движение и танец, драма, поэзия,
сочинение историй и т.д.
Структура проводимого занятия предполагает две основные части:
невербальную, творческую, неструктурированную, где основное средство
самовыражения – рисунок, и вербальную,
более структурированную, каждый участник интерпретирует нарисованные объекты,
описывает возникшие ассоциации. При проведении занятия создается благоприятный
психологический микроклимат (обязательное условие – музыкальное сопровождение),
способствующий сотрудничеству и
возможности проявить привлекательность взаимопомощи.
Применяемые взаимосвязанные арт-терапевтические занятия определили содержание и последовательность
этапов, ограничение их во времени. Количественный состав группы насчитывает до
12-15 человек. Рабочая зона кабинета «Самопознания» включает круг из стульев, круглый стол и стулья для творчества, свободную от мебели часть
кабинета – зона отдыха, в которой можно легко перемещаться, танцевать.
Для использования элементов арт-терапии на занятиях необходимы
следующие материалы: карандаши,
фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, губка, бумага разных форматов,
разных цветов и оттенков (для рисования); старые журналы, репродукции,
фотографии (для работы над коллажами); ткани, глина, пластилин, специальное
тесто, дерево, природный и иные материалы (для создания объемных композиций);
клей, скотч, ножницы, нитки, веревки (вспомогательный материал).
При рисовании возникают заметные затруднения в выборе цвета с большой
степенью вероятности, которые свидетельствуют о наличии личностных нарушений.
Предпочтение, отданное тому или иному художественному материалу, во многом
определяется состоянием личности «здесь и сейчас», потребностью в маскировке
травматических переживаний, желанием контролировать эмоции. Студенты с высокой
степенью тревожности чаще всего сначала рисуют простым карандашом, многократно
исправляя изображение, и только затем раскрашивают его. Неуверенные, с
заниженной самооценкой студенты используют тонкие, едва заметные линии, много
стирают, как бы пытаясь «подправить» свой собственный образ в представлениях
других людей. Работа карандашами, фломастерами по сравнению с гуашью и красками
легче поддается сознательному контролю. Когда преодолены защитные тенденции,
краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение
и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно
отразить нюансы настроения, психического состояния.
Каждый студент показывает свою
работу и делится впечатлениями. Степень открытости и откровенности
самопрезентации определяется им самим. Она зависит от многих факторов, в том
числе от уровня доверия к группе и преподавателю. В случае если человек по
какой-то причине молчит, стоит попытаться деликатно расспросить его, но не
следует настаивать.
В конце занятия предполагается рефлексивная работа в комфортной
атмосфере группы. Доверие, которое формируется на занятиях, позволяет спокойно
воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию, помогать друг
другу. Завершая занятие, преподаватель должен подчеркнуть успех всех и каждого.
Так, например, занятие по теме: «Мир моей души» имеет следующую структуру:
1) «Круг радости» - методический
прием, который обычно применяется в начале занятия, когда педагог со студентами
образует круг, где все свободно общаются друг с другом. Педагогический смысл
«Круга радости» заключается в том, чтобы каждый студент ощутил обстановку доверия
и открытости миру. Этот компонент занятий по самопознанию необходим для создания
позитивной установки и творческой атмосферы в студенческой группе, развития
социальных навыков.
2) «Наедине с собой» - этот прием
позволяет студенту прислушаться к своему внутреннему миру, он стимулирует
развитие позитивных мыслеобразов, эмоций, чувств, способности к рефлексии.
Эмоциональное воздействие может быть усилено через применение соответствующего
аудиоряда.
3) «Творческая деятельность» -
важная составляющая занятий по самопознанию, способствующая раскрытию
творческого потенциала студентов. Предполагает индивидуальную и групповую изобразительную работу. Главное -
рисовать спонтанно, искренне, искать такие способы самовыражения, которые были
бы адекватны эмоциональному состоянию «художника». Для арт-терапевтического
продукта не существует критериев оценки (хорошо - плохо, красиво - некрасиво,
похоже - непохоже и т.п.);
4) «Рефлексия - обсуждение
студентами хода и результативности занятия, побуждающее их к познанию и
самопознанию, дальнейшим поискам истины.
5) «Круг «От сердца к сердцу» - методический
прием, завершающий занятие, который предусматривает обмен впечатлениями,
пожеланиями друг другу, выявление эмоционального состояния каждого студента,
степень понимания им темы занятия.
Применяемые на занятиях по самопознанию арт-терапевтические техники ориентированы на эмоциональную
поддержку, достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении и
выработку у субъектов гуманных моделей поведения с учетом реальностей
окружающего мира.
Студент должен чувствовать со стороны преподавателя по самопознанию
поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. Он должен
научиться «открывать» себя в этом процессе, используя и мобилизуя свои
творческие резервы, что положительно сказывается на развитии его личности в
целом.
Литература:
1.
Копытин А.И., Корт Б.
Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб., 2007.
2.
Кокоренко В.Л.
Арт-технологии в подготовке специалистров помогающих профессий. – СПб.,2005.
3.
Назарова Л.Д.
Фольклорная арттерапия. – СПб., 2002.
4.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C