Л.В. Трубайчук
д.п.н., профессор
Челябинского государственного педагогического университета
Методологические основания развития одаренности
в дошкольном
возрасте
В последнее время во
многих странах пристальное внимание обращено к проблеме одаренности детей,
которую напрямую связывают с развитием и благосостоянием государства. Несмотря
на то, что в России существуют концепция развития и поддержки одаренных детей и
подпрограмма «Одаренные дети», все же
феномен развития одаренных детей дошкольного возраста пока еще остается
менее изученным. Мы придерживаемся мнения, что детская одаренность как
интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность
достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми, наиболее
интенсивно начинает проявляться в дошкольные годы.
Исследуя дошкольный возраст, мы выявили следующие педагогические
закономерности развития одаренности
детей данного возраста:
1. Все дети от природы
одарены. Одаренность ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер, для
ее развития требуется включение дошкольника в творческую деятельность.
2. В силу психических
особенностей одаренность ребенка дошкольного возраста проявляется как
художественно-творческая.
3. Одаренность ребенка
дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного
творческого пространства ДОУ.
4. Креативность как фактор одаренности ребенка
выражается в получении созидательного творческого продукта. Творческая
деятельность ребенка дошкольного возраста проявляется в самореализации на
собственные блага и благосостояния общества.
5. Становление и развитие одаренности ребенка
дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества.
6. Одаренность ребенка дошкольного возраста
напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в
области организации творческого образовательного пространства.
Рассмотрим каждую закономерность. Мы соглашаемся с мнением Л.С. Выготским, который заявляет,
творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется
большинством под воздействием среды. Для нас важным является его идея, о том,
что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Креативность
(творческость) рассматривается им не как единый фактор, а как совокупность
способностей, каждая из которых может
быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности. Идея нашего исследования состоит в том, что
мы считаем: все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от
рождения задатки и скрытые потенциалы одаренности, ребенку необходима
«подпитка», развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально
организованного творческого образовательного пространства. Детский дошкольный возраст – период
становления личности, способностей, бурных интегративных процессов в психике.
Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого
явления – одаренности. Характер развития одаренности в дошкольные годы —
это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных
задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка
(игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого
ребенка, его способности к саморазвитию.
Возраст 5-8 лет иногда называют золотым периодом по богатству
проявлений творчества ребенка. Это пора интенсивного и самостоятельного
творчества. Именно в этом возрасте, по мнению К.Н. Корнилова, изобразительная
деятельность детей не знает своих пределов, сплошь и рядом порождая у родителей
ошибочное мнение об исключительной
одаренности своих детей. К сожалению, ближайшие годы разбивают эту иллюзию. По
мнению специалистов, с возрастом образная впечатлительность ослабевает,
повышается критичность мышления, к тому же накапливаются шаблоны и штампы.
Естественное детское творчество исчезает [1, с. 18].
Наибольший интерес в исследовании
представляет художественно-творческая одаренность, так как именно она раньше
других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте: ребенок, обладая
образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими
свойствами наделено искусство) и охотнее стремиться реализовать себя в художественно-творческой
деятельности. Л.С. Выготский выявляет возрастное
чередование повышенной увлечённости детей тем или иным видом художественного
творчества. У дошкольников преобладает тяга к музыкально-драматическим или
словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к коллективным, хотя
уже к концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к
изобразительному художественному творчеству. Л.С. Выготский, говоря о
синкретизме детского творчества, отмечал: «…творчество ребенка еще не строго
дифференцировано, ни по различным видам искусства, ни по различным формам
литературы…у детей существует широкий синкретизм…соединение различных видов
искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на
тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского
искусства. Этим общим корнем является игра ребенка» [1; с. 89]. Л.С. Выготский, формулируя основной закон
детского творчества, отмечает, что: «…ценность его следует видеть не в
результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [1; с. 97]. Л.С. Выготский считает, что художественное творчество
возникает из игры и
вначале является синкретическим, т.е. все виды художественного проявления
ребёнка выступают в одном целом художественном действии. Этот синкретизм
указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды
детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка. [1, с.89].
А.А. Мелик–Пашаев, изучающий проблемы детского художественного
творчества отмечает: в творчестве маленького ребенка есть то художественно
ценное, что роднит его с подлинным искусством, - это содержательность формы.
Возможность выражать духовное содержание в адекватном образе и характеризует,
по его мнению, художественную одаренность. Уже в первые годы жизни можно
выделить факторы, способствующие раскрытию художественной одаренности:
эмоциональная окрашенность познавательных процессов, стремление к одушевлению
предметов, явлений, игра, как активное выражение значимых для ребенка
переживаний [2, с. 29].
А.А. Мелик-Пашаев высказывает точку зрения о том, что наличие
выразительной функции изобразительных средств, их обусловленность задачей
выражения содержания является специфической для творческой деятельности.
Создание выразительного изображения составляет специфику творческой
деятельности художника. Художественная одаренность, на разных уровнях ее
развития, должна проявляться в способностях – изображая, выражать и подчинять
выбор изобразительных средств достижению художественно-образной задачи. Автор
выражает мнение, что главной целью художественного развития является
пробуждение у детей «неотчужденного» и ответственного отношения ко всему, что
окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства и эстетического
освоения мира человеком. В исследованиях А. А. Мелик-Пашаева художественные
способности рассматриваются как формы самореализации творческой личности. Он
раскрывает с новым акцентом проблему способностей и развитие одаренного
ребенка. Определяя художественную одаренность маленьких детей, он сообщает, что
«мы в сущности имеем не особый дар, присущий этому конкретному ребенку,
имеющему свое лицо и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», которая
накатывает, как волна, едва ли не у всех детей и, как волна, уходит – хотя и
может оставить добрый след в душевном мире растущего человека» [2, с. 44].
Рассмотрение дошкольного детства с точки зрения развивающегося
социокультурного феномена помогает объяснить социальную и личностную сущность
становление и развития одаренности ребенка-дошкольника на современном этапе
развития общества, которая характеризуется, одной стороны, чрезвычайной
социальной активностью ребенка, а с другой – индивидуализацией, выражающейся в
создании творческого продукта. Эмоционально-смысловой доминантной развития
одаренности дошкольников являются содержание основных сфер их
жизнедеятельности, которыми являются познание, деятельность, общение и игра.
Таким
образом, в нашем исследовании под художественно-творческой одаренностью мы
будем понимать совокупность
творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры
и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного
творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей
социума.
Литература:
1. Выготский, Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.:
СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. – М.:
Прогресс-Традиция, 2000. – 269 с.