Право / 9. Гражданское право

Фоменко М.

Донбасский государственный технический университет, Украина

Рабство в Древнем Риме и сегодня

 

 

Насилие создало первых рабов, трусость их увековечила.

Жан Жак Руссо.

 

Раб, или как говорили в Древнем Риме «говорящее орудие труда» - это человек, лишенный свободы и являющийся собственностью своего хозяина. Известный немецкий философ Фридрих Ницше говорил, что тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, тот должен быть назван рабом.

В Древнем Риме, по сравнению с другими древними государствами, рабство процветало в наибольшей степени и проявлялось в самых омерзительных формах.

Основное количество рабов в III—I вв. до н. э. Рим приобретал в результате завоевательных войн, именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н. э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были незадолго до этого захвачены Римом. В среднем простой раб стоил 500 сестерциев, примерно столько же, сколько стоила 1/8 га земли.

         Положение рабов было крайне тяжёлым; с точки зрения римского права, раб был не личностью, а вещью, и потому господин был волен над его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны, все они одинаково были исключены из гражданской и политической жизни.

Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.

Труд у рабов был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжелым было их положение на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто, — и в рудниках, где больные, изувеченные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения. В случае болезни раба его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему и предоставляли полную «свободу умирать». Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в колодец или печь или посадить на вилы. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали, возможно, более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте.

     Французский писатель Эдмон Бошен писал: «Рабы и тираны страшатся друг друга». Поэтому господа и государственная власть отдавали себе ясный отчёт в том, какие чувства питают к ним рабы. Они заботились о предупреждении опасности со стороны рабов, старались поддерживать несогласия между рабами, разделять рабов одинаковой национальности. Но все же бунты были неизбежны. Очень ярким примером восстания в истории Древнего Рима является восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака.

Особенно тяжелым было положение рабов-гладиаторов, которых называли смертниками. Они должны были для потехи римлян участвовать в гладиаторских боях. Все это привело к тому, что в 74 г. до н. э. в школе гладиаторов города Капуи возник заговор. Рабы тайно готовились к восстанию, но заговор был раскрыт. Несколько десятков заговорщиков убежали из Капуи и спрятались на вершине потухшего вулкана Везувий. Восставшие избрали своим руководителем Спартака, который, попав в плен к римлянам, был отдан в школу гладиаторов, так как выделялся необычной силой, смелостью и сообразительностью. Он собрал армию, которая насчитывала не меньше 120 тысяч воинов. У восставших была одна цель — освободиться от рабства.

В отношениях он был приравнен к вещи (res mancipi), поставлен наравне с землей, лошадьми, быками. Закон Аквилия не делает разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. На суде раба допрашивали лишь по требованию одной из сторон; добровольное показание раба не имело никакой цены. Ни он никому не может быть должен, ни ему не могут быть должны. Одним из крупнейших историков изучающий Древний Рим был М. Дюро де ла Малль (1777—1857). Автор приходит к выводу о рабовладельческом характере производства и всего жизненного уклада древних римлян и приписывает ему отрицательное воздействие рабовладельческих отношений на римское общество и государство. Аргументация и выводы Дюро де ла Малля оказали сильное влияние на последующие исследования рабства и римской экономики.

К сожалению, рабство по-прежнему остается одним из позорных явлений в жизни современного человечества. Так, в африканской стране Габон Интерпол освободил 140 детей-рабов, которых преступники заставляли работать чернорабочими на рынках, а также использовали как носильщиков. Бросается в глаза то, что некоторым из них не более шести лет.

Точное количество современных рабов в мире неизвестно. По разным источникам, каждый год в рабство попадают около 700-900 тыс. человек. По оценкам Центра Безопасности Человека, ежегодно в рабство продается до 4 млн. человек. Международная Организация Труда в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть, фактически рабским) трудом в мире занимаются 12.3 млн. человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов.

По оценкам ООН, ежегодно работорговцы (к ним относятся и современные рабовладельцы, и контрабандисты, помогающие нелегальным эмигрантам перебраться в иные страны) зарабатывают более $7 млрд.

Рабовладение, в традиционном понимании этого слова, и современное рабовладение серьезно различаются. В условиях «классического» рабства рабовладелец имел легальные права на раба, который рассматривался как движимое имущество. Это, в свою очередь, обеспечивало достаточно высокие цены на рабов, что не позволяло получать сверхвысокую прибыль от использования раба.
«Новое» рабовладение не имеет юридической базы - во всех странах мира оно запрещено. Стоимость раба значительно понизилась. В некоторых странах мира раба можно купить менее, чем за $100 или обменять на козу.

Рабовладение не требует больших капиталовложений. Рабовладельцы строят свой бизнес на обмане, запугивании, моральном уничтожении людей, что в последствии приводит к их повиновению.

Гилберт Кинг, автор книги "Женщина, Ребенок на Продажу: Новая Работорговля 21 века" утверждает: «каждые 10 минут женщина или ребенок тайно переправляются в США для занятий проституцией или подневольным трудом».

Многие задаются вопросом: «Какое оно рабство? Неужели рабство – это только исторические факты и теперешние посягательства на свободу женщин, вовлекая их в сексуальное рабство, или использование детского рабского труда?»
         Нет, рабство существует в определенной форме в сущности многих людей. Неправильно думать о рабстве только в контексте истории. История продолжается, меняется общество, меняется и смысл понятия «рабство».

Литература:

1.                 Колісніченко Анатолій Іванович. Історія держави і політико-правових вчень Стародавньої Греції та Риму: Навч. посіб. для студ. вищ. закл. освіти, що навч. за напрямом політологія та правознавство / Миколаївський держ. гуманітарний ун-т ім. Петра Могили. — Миколаїв : Видавництво МФ НаУКМА, 2002. — 274с.

2.                 Кузнецов Алексей Валерьевич, Алексеев Василий Иванович. Римское право: Учебно-метод. комплекс / Тюменский гос. ун-т. Институт государства и права. — Тюмень : Издательство Тюменского гос. ун-та, 2000. — 152с.

3.                 Макарчук Володимир Степанович. Основи римського приватного права: Навч. посіб. для вищих навч. закладів / Львівський ін-т внутрішніх справ при Національній академії внутрішніх справ України. — К. : Атіка, 2000. — 175с.